Игры на развитие внимания у детей 5-6 лет
картотека по психологии (старшая группа)
Развитие внимание у дошкольника 5-6 лет
Внимание играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста. В возрасте 5-6 лет дети начинают проявлять более сложные формы внимания, что является необходимым этапом подготовки к школьному обучению. В данной статье рассмотрим особенности внимания в этом возрасте, факторы, влияющие на его развитие, и эффективные подходы к его стимулированию.
На этапе 5-6 лет внимание детей претерпевает значительные изменения.
Среди основных характеристик можно выделить:
1. Повышение устойчивости внимания. Ребенок может сосредотачиваться на задании в течение 10-15 минут, что значительно больше по сравнению с младшим возрастом.
2. Развитие произвольного внимания. Дети начинают осознанно управлять своим вниманием. Например, они способны выполнять задание по инструкции, даже если оно требует некоторого усилия.
3. Увеличение объема внимания. Ребенок может одновременно обрабатывать большее количество информации, что важно для успешного выполнения учебных заданий.
4. Чувствительность к отвлекающим факторам. Несмотря на улучшение способности концентрироваться, дети этого возраста все еще подвержены отвлечению, особенно в насыщенной внешней среде.
5. Эмоциональная окрашенность внимания. Внимание детей часто привлекают яркие, необычные или эмоционально значимые стимулы, что необходимо учитывать при организации их деятельности.
Для успешного развития внимания у детей 5-6 лет рекомендуется использовать разнообразные методики и подходы, которые учитывают их возрастные особенности.
1. Игровые упражнения. Игры на развитие внимания — один из самых эффективных способов. Примеры игр:
- Игра «Найди отличие» (поиск отличий на двух картинках);
- Игра «Повторяй за мной» (ребенок повторяет последовательность движений или слов);
- Игра «Запретное слово» (выполнение действий, исключая определенные слова).
2. Развитие интереса к заданиям. Дети легче сосредотачиваются на тех занятиях, которые им интересны. Поэтому важно подбирать задания, соответствующие их увлечениям.
3. Четкость и последовательность. Инструкции к заданиям должны быть простыми и понятными. Постепенное усложнение задач помогает детям привыкнуть к необходимости сосредотачиваться.
4. Физическая активность. Игры на свежем воздухе, спортивные упражнения и двигательные игры способствуют общему развитию нервной системы и улучшению концентрации.
5. Развитие навыков самоконтроля. Например, выполнение заданий с паузами на отдых учит детей управлять своей внимательной активностью.
6. Создание комфортной среды. Минимизация отвлекающих факторов (громкие звуки, яркие предметы) помогает детям лучше концентрироваться на задании.
Игры на развитие внимания
«Сыщик»
В эту игру можно играть одному, но в компании веселее. Если других детей нет, то можно использовать игрушки. Но если есть товарищи по играм, это прекрасно. Игроков нужно поделить на две равные команды. «Водящим» говорят, что во второй команде есть какая-то загадочная персона, которую надо угадать.
Начинаем с самого простого – нужно предложить детям угадать личность по описанию внешности. Цвет волос, глаз, рост, телосложение, одежда… Если это не помогает, можно перейти к более конкретным подсказкам. Например, назвать особенную деталь, которая свойственна этой персоне. Она одета в красную кофточку или у нее зеленые шнурки. Тогда те, у кого таких деталей нет, выходят из круга «подозреваемых».
«Повторяй за мной»
Смысл игры в том, что ребенок повторяет за взрослым его действия. Чем точнее, тем лучше. В основном это касается взаимодействия с собственным телом. Нужно производить какие-то движения руками, ногами, головой и т.д. Прежде чем заменить одно движение на другое, нужно повторить его несколько раз, иногда добавляя какие-то детали.
«Съедобное – несъедобное»
Одна из самых известных игр такого типа. Дети кидают друг другу мяч, называя разные слова. Среди них – еда и несъедобные предметы.
Если ведущий называет какую-нибудь еду, ребенок ловит мяч. Если несъедобную вещь – то отбивает.
«Что общего?»
В это можно играть где угодно. Ребенок ищет что-то общее у окружающих людей и предметов. Например, он увидел красный дом. Теперь его задача – разузнать, как много еще у него на пути будет красных домов. Или белых машин. Или людей с кудрявыми волосами. Если детей несколько, каждому можно дать отдельное задание. Один считает дома, другой машины, третий собак, и т.д. Эта игра учит концентрации внимания на мелких деталях.
«Соединяем точки»
Для этой игры используем картинки. Но не в привычном понимании. Ребенок создает их сам. Использовать можно все – цветные ручки, карандаши или фломастеры. Взрослый берет чистый лист бумаги и в произвольном порядке наносит на него точки. Затем просит ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь фигура.
Абстрактная или конкретная, в зависимости от фантазии и восприятия самого ребенка. Можно предложить ребенку нанести на лист точки и предложить соединить их взрослому. Главное правило – в рисунке должны быть задействованы все точки. Похожие задания время от времени публикуются в детских журналах или используются в качестве материала в школе. Если ребенок уже знает цифры, можно задействовать их. Тогда рисунок делается не в произвольном порядке, а от цифры к цифре.
«Доброе утро, Пятачок!»
Играть лучше в команде. «Пятачок» садится спиной к остальным детям. Все по очереди говорят ему: «Доброе утро, Пятачок!» Ребенок пытается угадать имя того, кто это сказал. Детям можно менять голос, чтобы усложнить водящему задачу.
«Пятачок», услышав приветствие, должен ответить: «Доброе утро, (здесь он называет имя того, кто, по его мнению, с ним поздоровался)». Водящий продолжает угадывать до тех пор, пока не сделает ошибку. Если он назвал имя неправильно, на его место выбирается другой «Пятачок». Он тоже будет угадывать до тех пор, пока не ошибется. Такая игра полезна для развития внимание и связанного с ним слухового восприятия.
«Найди предмет»
Для этой игры подойдут любые предметы. Дети не должны видеть, как ведущий прячет что-то, поэтому они отворачиваются. Ведущий же прячет предмет на видном месте, ничем его не загораживая. Затем дети поворачиваются обратно и начинают искать. Как только кто-то нашел то, что было спрятано, он выходит из общего круга. Но не может никому сказать, где спрятанная игрушка. Каждый должен найти ее сам. Тот, кто найдет последним, станет новым ведущим.
«Что отличается?»
Дети играют парами. Им нужно встать друг напротив друга и внимательно рассмотреть. Затем они становятся спиной друг к другу и меняют какую-то деталь во внешнем виде. Главное, чтобы это можно было заметить. Надеть заколку, закатать рукава, расстегнуться или застегнуться, изменить прическу и т.д. После этого дети снова поворачиваются и ищут изменения во внешнем облике.
«Прибеги в свой дом»
Детям понадобятся игрушки. Они рассаживаются на лавочке, на диване или на стульчиках. У каждого в руках своя игрушка. Ведущий говорит: «Пойдем гулять», и тогда все оставляют свои игрушки на своем месте, а сами идут за ведущим. Пока дети «гуляют», кто-то должен переставить игрушки. Тогда ведущий говорит: «Дождь пошел!» Тогда все бегут обратно. Детям нужно найти свои игрушки и оказаться в новом «домике».
«Пианино»
В эту игру тоже лучше играть в команде. Детям нужно сесть в ряд и положить правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева. Затем они должны хлопнуть один раз каждой ладонью. Дети, чьи руки оказываются с края, хлопают дважды. Если вдруг кто-то сбился с ритма и ошибся, он прячет руку за спину. Игра заканчивается, когда останется один ребенок.
«Птицы и ветер»
Детям нужно изобразить птиц. Они бегают друг за другом и размахивают руками, словно это крылья. Взрослый наблюдает и в какой-то момент говорит: «Ветер!». Тогда дети ищут себе места. Они забираются на диван, на стулья или еще куда-нибудь. Затем взрослый снова говорит: «Хорошая погода!», и дети снова бегают до следующего «ветра».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимание у дошкольника 5-6 лет
Внимание играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста. В возрасте 5-6 лет дети начинают проявлять более сложные формы внимания, что является необходимым этапом подготовки к школьному обучению. В данной статье рассмотрим особенности внимания в этом возрасте, факторы, влияющие на его развитие, и эффективные подходы к его стимулированию.
На этапе 5-6 лет внимание детей претерпевает значительные изменения.
Среди основных характеристик можно выделить:
1. Повышение устойчивости внимания. Ребенок может сосредотачиваться на задании в течение 10-15 минут, что значительно больше по сравнению с младшим возрастом.
2. Развитие произвольного внимания. Дети начинают осознанно управлять своим вниманием. Например, они способны выполнять задание по инструкции, даже если оно требует некоторого усилия.
3. Увеличение объема внимания. Ребенок может одновременно обрабатывать большее количество информации, что важно для успешного выполнения учебных заданий.
4. Чувствительность к отвлекающим факторам. Несмотря на улучшение способности концентрироваться, дети этого возраста все еще подвержены отвлечению, особенно в насыщенной внешней среде.
5. Эмоциональная окрашенность внимания. Внимание детей часто привлекают яркие, необычные или эмоционально значимые стимулы, что необходимо учитывать при организации их деятельности.
Для успешного развития внимания у детей 5-6 лет рекомендуется использовать разнообразные методики и подходы, которые учитывают их возрастные особенности.
1. Игровые упражнения. Игры на развитие внимания — один из самых эффективных способов. Примеры игр:
- Игра «Найди отличие» (поиск отличий на двух картинках);
- Игра «Повторяй за мной» (ребенок повторяет последовательность движений или слов);
- Игра «Запретное слово» (выполнение действий, исключая определенные слова).
2. Развитие интереса к заданиям. Дети легче сосредотачиваются на тех занятиях, которые им интересны. Поэтому важно подбирать задания, соответствующие их увлечениям.
3. Четкость и последовательность. Инструкции к заданиям должны быть простыми и понятными. Постепенное усложнение задач помогает детям привыкнуть к необходимости сосредотачиваться.
4. Физическая активность. Игры на свежем воздухе, спортивные упражнения и двигательные игры способствуют общему развитию нервной системы и улучшению концентрации.
5. Развитие навыков самоконтроля. Например, выполнение заданий с паузами на отдых учит детей управлять своей внимательной активностью.
6. Создание комфортной среды. Минимизация отвлекающих факторов (громкие звуки, яркие предметы) помогает детям лучше концентрироваться на задании.
Игры на развитие внимания
«Сыщик»
В эту игру можно играть одному, но в компании веселее. Если других детей нет, то можно использовать игрушки. Но если есть товарищи по играм, это прекрасно. Игроков нужно поделить на две равные команды. «Водящим» говорят, что во второй команде есть какая-то загадочная персона, которую надо угадать.
Начинаем с самого простого – нужно предложить детям угадать личность по описанию внешности. Цвет волос, глаз, рост, телосложение, одежда… Если это не помогает, можно перейти к более конкретным подсказкам. Например, назвать особенную деталь, которая свойственна этой персоне. Она одета в красную кофточку или у нее зеленые шнурки. Тогда те, у кого таких деталей нет, выходят из круга «подозреваемых».
«Повторяй за мной»
Смысл игры в том, что ребенок повторяет за взрослым его действия. Чем точнее, тем лучше. В основном это касается взаимодействия с собственным телом. Нужно производить какие-то движения руками, ногами, головой и т.д. Прежде чем заменить одно движение на другое, нужно повторить его несколько раз, иногда добавляя какие-то детали.
«Съедобное – несъедобное»
Одна из самых известных игр такого типа. Дети кидают друг другу мяч, называя разные слова. Среди них – еда и несъедобные предметы.
Если ведущий называет какую-нибудь еду, ребенок ловит мяч. Если несъедобную вещь – то отбивает.
«Что общего?»
В это можно играть где угодно. Ребенок ищет что-то общее у окружающих людей и предметов. Например, он увидел красный дом. Теперь его задача – разузнать, как много еще у него на пути будет красных домов. Или белых машин. Или людей с кудрявыми волосами. Если детей несколько, каждому можно дать отдельное задание. Один считает дома, другой машины, третий собак, и т.д. Эта игра учит концентрации внимания на мелких деталях.
«Соединяем точки»
Для этой игры используем картинки. Но не в привычном понимании. Ребенок создает их сам. Использовать можно все – цветные ручки, карандаши или фломастеры. Взрослый берет чистый лист бумаги и в произвольном порядке наносит на него точки. Затем просит ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь фигура.
Абстрактная или конкретная, в зависимости от фантазии и восприятия самого ребенка. Можно предложить ребенку нанести на лист точки и предложить соединить их взрослому. Главное правило – в рисунке должны быть задействованы все точки. Похожие задания время от времени публикуются в детских журналах или используются в качестве материала в школе. Если ребенок уже знает цифры, можно задействовать их. Тогда рисунок делается не в произвольном порядке, а от цифры к цифре.
«Доброе утро, Пятачок!»
Играть лучше в команде. «Пятачок» садится спиной к остальным детям. Все по очереди говорят ему: «Доброе утро, Пятачок!» Ребенок пытается угадать имя того, кто это сказал. Детям можно менять голос, чтобы усложнить водящему задачу.
«Пятачок», услышав приветствие, должен ответить: «Доброе утро, (здесь он называет имя того, кто, по его мнению, с ним поздоровался)». Водящий продолжает угадывать до тех пор, пока не сделает ошибку. Если он назвал имя неправильно, на его место выбирается другой «Пятачок». Он тоже будет угадывать до тех пор, пока не ошибется. Такая игра полезна для развития внимание и связанного с ним слухового восприятия.
«Найди предмет»
Для этой игры подойдут любые предметы. Дети не должны видеть, как ведущий прячет что-то, поэтому они отворачиваются. Ведущий же прячет предмет на видном месте, ничем его не загораживая. Затем дети поворачиваются обратно и начинают искать. Как только кто-то нашел то, что было спрятано, он выходит из общего круга. Но не может никому сказать, где спрятанная игрушка. Каждый должен найти ее сам. Тот, кто найдет последним, станет новым ведущим.
«Что отличается?»
Дети играют парами. Им нужно встать друг напротив друга и внимательно рассмотреть. Затем они становятся спиной друг к другу и меняют какую-то деталь во внешнем виде. Главное, чтобы это можно было заметить. Надеть заколку, закатать рукава, расстегнуться или застегнуться, изменить прическу и т.д. После этого дети снова поворачиваются и ищут изменения во внешнем облике.
«Прибеги в свой дом»
Детям понадобятся игрушки. Они рассаживаются на лавочке, на диване или на стульчиках. У каждого в руках своя игрушка. Ведущий говорит: «Пойдем гулять», и тогда все оставляют свои игрушки на своем месте, а сами идут за ведущим. Пока дети «гуляют», кто-то должен переставить игрушки. Тогда ведущий говорит: «Дождь пошел!» Тогда все бегут обратно. Детям нужно найти свои игрушки и оказаться в новом «домике».
«Пианино»
В эту игру тоже лучше играть в команде. Детям нужно сесть в ряд и положить правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева. Затем они должны хлопнуть один раз каждой ладонью. Дети, чьи руки оказываются с края, хлопают дважды. Если вдруг кто-то сбился с ритма и ошибся, он прячет руку за спину. Игра заканчивается, когда останется один ребенок.
«Птицы и ветер»
Детям нужно изобразить птиц. Они бегают друг за другом и размахивают руками, словно это крылья. Взрослый наблюдает и в какой-то момент говорит: «Ветер!». Тогда дети ищут себе места. Они забираются на диван, на стулья или еще куда-нибудь. Затем взрослый снова говорит: «Хорошая погода!», и дети снова бегают до следующего «ветра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила учитель-дефектолог Зинченко Е.В. ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят таки...

Игры на развитие внимания у детей
Во многие игры на развитие внимания можно играть как дома, так и на улице или в поездках и путешествиях. Все игры, собранные здесь, можно использовать, занимаясь как с одним ребенком, так и с группой ...

"Играем с мамой" игры на развитие внимания у детей 2-4 лет
В презентации предложены четыре игры-упражнения на развитие основных свойств внимания: распределения, переключения, устойчивости....
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....