Характеристика и особенности детей с ОВЗ
учебно-методический материал по психологии
Характеристика и особенности детей с ОВЗ. Материал представлен в таблице
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ. Психологические особенности. Психологическая характеристика
Вид нарушенного развития | Краткая психологическая характеристика |
Легкое умственное отставание | Умственная отсталость - это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все мыслительные операции умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления. Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. У детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения мозга на разных этапах развития. |
Задержка развития | Отличия ЗПР от умственной отсталости: у детей с ЗПР трудности в овладении грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенное в новые ситуации. Дети с ЗПР эмоционально незрелые, нарушена эмоционально-волевая регуляция, высокая истощаемость нервной системы, отсюда низкая работоспособность. Первичный дефект: нарушения познавательной деятельности, обусловленной дефицитарностью отдельных корковых функций. Обучаемость снижена. Различают следующие группы ЗПР: ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм): эмоционально-волевая сфера соответствует более младшему возрасту. Отсюда: эмоциональная регуляция поведения, повышенный фон настроения, эмоции поверхностны, неустойчивы. Легкая внушаемость. Преобладают игровые интересы. Трудности обучения в школе связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности. ЗПР соматогенного происхождения. Данный вид обусловлен хроническими инфекциями, аллергией, врожденными или приобретенными пороками сердца, детскими неврозами, астенией. Дети неуверенны, боязливы. Круг общения у них ограничен. Дети нуждаются в щадящем режиме, дополнительном отдыхе, сне, правильном питании, медикаментозном лечении. ЗПР психогенного происхождения. Связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному развитию личности. Нарушено эмоциональное развитие. ЗПР церебрально-органического генеза. Нарушена познавательная и эмоционально-волевая сфера. |
Аутизм | Детский аутизм – это искаженный тип развития, проявляющийся в нарушениях трех сфер: социального взаимодействия и коммуникации, нарушений сенсорики и ограниченного повторяющегося, стереотипного поведения. Дети – ауты испытывают моторные и речевые трудности. Дети с трудом переносят усвоенные навыки в другую ситуацию, заучивают стереотипно, не осмысливая. Сильной стороной является старательность, ответственность, отличная память, дисциплинированность, избирательные познавательные интересы, способность к усвоению большого объема информации, прочность выработанных навыков. Моторная неловкость проявляется как недостаточность тонкой моторики. Речевые проблемы. Ребенок говорит односложно, использует речевые штампы. Слабо владеют диалогом: стремятся говорить сами, не слушают других, не учитывают того, что им говорят. Они не осознают, что другие люди могут их не понять. Для аутичных детей характерна как смазанная речь, так и речь «взахлеб». Способность понимать речь разная в условиях непроизвольного и произвольного внимания. Особенности мышления. Дети воспринимают и обрабатывают информацию по - особому: изучаемый материал пытаются схватить целым куском в той форме, как он был изложен воспитателем. У них лучше развито наглядно-действенное и образное мышление, труднее логическое. Плохо сформированы бытовые навыки: затрудняется пользоваться общим туалетом, кушать вместе со всеми. Медленно одевается, затрудняется приготовить и разложить пособия для занятия. Задержка в эмоциональном развитии состоит в том, что аутичный ребенок не всегда понимает себя и плохо понимает других, не учитывает в своем поведении их желания и чувства. |
Нарушение слуха | Выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха: 1.Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. 3. Слабослышащие (тугоухие), дети с частичной потерей слуха. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха. Преимущественной координатой нарушений развития в данном случае становится координата «снизу вверх». Асинхрония сказывается в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции. В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекает более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требуется больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникают при необходимости узнавания знакомых предметов – геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180° положении. Глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность. Более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитикосинтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов. |
Нарушение речи | Дети с нарушением речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. У детей с нарушениями речи отмечаются специфические особенности воображения: им оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор и испытывают трудности в составлении творческих рассказов. У детей с нарушением речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. У большинства детей отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы, т. е. общей и мелкой моторики. В процессе формирования коммуникативных навыков у детей с системным недоразвитием речи наблюдаются определенные проблемы, которые проявляются в незрелости мотивационно - потребностной сферы и приводят к стойким нарушениям общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия: дети с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. |
Нарушение зрения | Особенности внимания. Из-за недостаточности зрительных функций у детей часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. Особенности памяти. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов - возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Особенности мышления. Дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. |
Дети с синдромом Дауна | Способны обучаться. Страдают активное внимание, слабая концентрация внимания, перескакивает с одного объекта на другой; могут фиксировать только отдельные признаки объектов. Требуется много времени, чтобы научить воспринимать сразу 2 признака (цвет и форму). Смысловая память страдает. Сложно даются временные отношения. Умственное развитие у них ближе к хронологическому возрасту, чем развитие звуковой речи. Причины в особенностях морфологии и физиологии. Проявляют способность к подражанию, особенно жестам, но с трудом осваивают виды деятельности, которым подражают. Они добродушны и ласковы, легко отвлекаемы, легко вступают в контакт с окружающими. Внушаемы и доверчивы. Любят кому-либо услужить. С возрастом умственная отсталость становится особенно заметной. Эмоциональная сфера сохранна, хорошо различают отношение к себе окружающих. Им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания, эмоции элементарные и живые, легко привязываются к тем, кто за ними ухаживает, настроение неустойчиво, повышена раздражительность вследствие нарушения функций желез внутренней секреции. Страхи проявляются как инстинкт самосохранения и реакция ощущения собственной слабости. Следствием этих страхов является несамостоятельность, безынициативность, негативное отношение ко всему новому, немотивированное упрямство. Могут обучиться чтению, не овладев устной речью. Они учатся читать как будто это их первая речевая деятельность. Письменной и устной речью дети овладевают одновременно. Некоторые дети овладевают чтением как идеографическим языком и не соотносят звучащий и напечатанный тексты. Дети с СД лучше понимают речь, чем говорят. В речи они не используют синтаксических оборотов, только простые фразы. Слова увиденные осваиваются легче, чем услышанные. Могут пересказывать по вопросам. В общении они больше используют жесты и мимику. Счет формируется труднее, чем чтение. Это объясняется тем, что счет требует опоры на абстрактное мышление, а у детей с СД оно конкретное. Сознание собственной личности смутно. У детей с СД отсутствуют сензитивные периоды в развитии речи. Поведение импульсивно, определяется сиюминутными желаниями, редко возникает агрессия, часто проявляется негативизм, степень проявлений зависит от степени интеллектуального дефекта. Поведение детей с СД зависит от темперамента. Эретичные дети суетливы, очень любопытны, контактны, доброжелательны, демонстративны, пугливы, особенно в ситуации новизны. Любят похвалу и требуют к себе исключительного внимания, ревнивы, могут быть раздражительными и злобными и способными обидеть из подтишка. Из-за неустойчивости внимания малоработоспособны. Торпидные дети медлительны, неловки, инертны, замкнуты. Однако усидчивы, старательны и усидчивы, внимание сосредоточено на деятельности и переключается с трудом. У тех и других резко меняется настроение от слез и немотивированных отказов к дружелюбию. Причиной является поведение и высказывания окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет...

Консультация для родителей на тему: "Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет"
Консультация для родителей...

Характеристика возрастных особенностей детей 6 - 7 лет
Характеристика возрастных особенностей детей 6 - 7 лет Характеристика возрастных особенностей развития детей ( психические процессы)...

Консультация для родителей " Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет"
Эта консультация помогла родителям узнать что должен знать и уметь их ребенок в 5- 6 лет....

Характеристика возрастных особенностей детей группы раннего возраста
Даётся характеристика уровня развития детей от 1,5 лет до 2-х лет....

Краткая характеристика психологических особенностей детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений....

