Родительское собрание – квест на тему: «Год до школы»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Родительское собрание – квест на тему:
«Год до школы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Родительское собрание – квест на тему:
«Год до школы»
Авторы:
Механикова В.В.
педагог-психолог,
старший воспитатель
Соколова Е.В.,
Щербакова И.В.
Педагог-психолог,
пгт. Пряжа 2019 г.
Родительское собрание "Год до школы"
в подготовительных группах
(Квест)
Ход собрания:
Педагог-психолог Валентина Владимировна: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время посетить нашу встречу! Вот и стали ваши детки на год взрослей, они уже в подготовительной группе. Наше родительское собрание мы назвали "Год до школы". Кто - то сейчас подумает "А до школы еще целый год!". Но мы вас призываем прожить этот год с девизом (меняет надпись) "До школы остался всего год!" Сегодня на нашем собрании присутствуют: заведующая детским садом Авдеева Елена Михайловна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Ромахина Юлия Владимировна, старший воспитатель Соколова Елена Владимировна, педагоги-психологи Щербакова Ирина Вадимовна, Механикова Валентина Владимировна, учитель-дефектолог Атрушкевич Наталья Валериевна, инструктор по физической культуре Моисеева Юлия Юрьевна, учитель начальных классов, методист методического объединения начальной школы Юрик Наталья Ивановна, учитель начальных классов Ляппе Наталья Анатольевна.
Наша встреча будет проходить в форме "квест". Что такое квест? (в переводе с англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня постепенно передвигаясь от уровня к уровню, попытаемся ответить на главный вопрос: «Будущий первоклассник - какой же он –?»
Итак, начинаем наш квест «Год до школы», отправляемся в путешествие, где нас ждут разные препятствия, преодолев, которые мы узнаем, какими же качествами должен обладать первоклассник.
Мы стоим с вами на "Берегу ожидания"
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А будет ли готов мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе?
За несколько дней до собрания мы провели среди вас опрос «Как вы готовите ребенка к школе?», результаты которого сейчас представит старший воспитатель Соколова Елена Владимировна. (Елена Владимировна достает ватман и предлагает родителям посмотреть). В ходе нашего путешествия мы будем не раз обращаться к этой записи, и посмотрим первоначальная версия останется неизменной или что-то добавиться, а может наоборот что-то станет не актуальным.
Ирина Вадимовна: А впереди у нас "Остров…" без названия. Преодолев, препятствие мы дадим ему название. Дать название острову поможет просмотр фрагментов беседы с детьми о школе. Просмотрев видео ваших детей, ответьте на вопрос! О какой готовности к школе идет речь? СМ. список. (Что мы можем отнести к мотив. готов.) Ответы родителей, давайте назовем наш остров мотивационная готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькой сестренке»). Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. Двигаемся дальше.
Валентина Владимировна: впереди «Пещера…» она без названия, позже мы ее вместе назовем.
Родителям предлагается выполнить задание «Шифровка». Какое слово получилось. Уважаемые родители, что Вам помогло выполнить качественно это задание? (ответы родителей – подвести к эмоционально-волевой готовности) СМ. список. (что мы можем отнести к эм.-вол. готовности)
Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением, так называемым произвольным поведением. Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Итак, это у нас «Пещера эмоционально-волевой готовности». (Будем ли мы что-нибудь добавлять)???
Валентина Владимировна: далее "Поляна… "
Далее родителям предлагается пройти интеллектуальное испытание: Задание для вас такое: услышь лишнее слово (Дуб, береза, сирень, тополь), (микроволновка, доска, пылесос, мясорубка), (стол, кресло, ковер, шкаф), запомни слова (банан, тарелка, футболка, лист, самолет, море, кроссовки, цветок, улыбка, мяч), обобщаем предметы (самолет, воздушный шар, ракета, вертолет), (футболка, юбка, шорты, колготки), (синица, снегирь, голубь, ворона). Как Вы думаете, о какой готовности здесь идет речь? (Ответы родителей). См. список.
Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.
Что же кроется под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. В детском саду дети развиваются на занятиях, играя в дидактические игры, рисуя и т.д. И наша пещера называется интеллектуальная. Давайте опять обратимся к нашей таблице, нужно ли еще что-нибудь добавить?
Юлия Юрьевна: далее "Гора…"
Инструктор по физической культуре проводит задания. (Физ. паузу, пальчиковую гимнастику, блиц опрос по вопросам валеологии или КГН) О какой готовности идет речь? Что в нее входит? (Ответы родителей)
Для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность ребенка. Это:
- хорошее состояние здоровья;
-достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);
- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;
- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;
- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).
По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Что влияет на такое состояние - увеличение нагрузки, новый режим дня, умственное и эмоциональное напряжение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Наша гора называется «Физическая готовность».
Ирина Вадимовна: далее «Долина….»
Упражнение «Коробка»
Приглашаются три участника (по желанию)
Один ставит ноги в коробки (правую ногу-в одну коробку, левую в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре.
В таком положении им предлагается пересечь комнату.
По окончании проводится обсуждение.
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда каждый участник двигается в своем направлении? О какой готовности идет речь. Что на Ваш взгляд входит в социально-коммуникативную готовность? (ответы родителей)
Следующим показателем готовности к школе является социально-коммуникативная готовность. Не менее, важное условие - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей. И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен». И так наша долина называется социально-коммуникативная готовность.
Вы большие молодцы, прошли все испытания, познакомились со всеми составляющими готовности ребенка к обучению в школе. Давайте посмотрим, какой же у нас получился портрет будущего первоклассника!!! Сравнить первоначальный список с полученным в ходе путешествия. (прочитать все полученные ответы)
А сейчас слово предоставляем нашим гостям.
И в заключении нашей сегодняшней встречи, нам хотелось бы узнать: была ли сегодняшняя встреча полезна и интересна для вас? Что Вы хотели бы узнать еще по данной теме? (Ответы родителей – передавая какой-нибудь предмет). Планируется так же провести серию мастер-классов для Вас родители, на них мы расскажем и покажем в какие игры вы сможете играть дома с детьми, чтоб подготовиться к школе. Журнал отзывов.
Беседа с детьми подготовительной группы о школе.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, а скажите, пожалуйста, вы знаете, как называется группа, в которую вы ходите в детском саду?
- А как вы думаете, почему ее так называют, подготовительная к школе группа? (готовимся к школе….)
- А что значит, готовимся к школе? (узнаем цифры, буквы, учимся рисовать, писать….)
- А что вы используете, для того чтобы рисовать, писать, вырезать? (краски, фломастеры, карандаши, ножницы, кисточки, ручки….)
- А как эти предметы называют в школе? (школьные принадлежности)
- А давайте поиграем, я буду называть предметы, если это школьные принадлежности – вы ничего не делаете, если названный предмет не школьные принадлежности – вы хлопните в ладоши. Кто может повторить задание? (ребенок повторяет задание) Правильно повторили задание? (Да) Хорошо! Вот мы сейчас и проверим вашу внимательность, насколько вы уже готовы к школе.
Проводиться игра.
(ручка, тетрадь, конфета, карандаш, учебник, линейка, машинка, краски, альбом, ножницы, ложка, ластик, закладка, яблоко, футболка)
- Ребята, как вы думаете, чтобы быть внимательным, что для этого нужно? (Уметь слушать)
- В детском саду, вы внимательно слушаете воспитателя, а в школе кто будет вам помогать получать новые знания? (Учитель)
- Вас в детском саду называют детьми, ребятами, а в школе вы будете кем? (Школьниками, учениками)
- В детском саду с воспитателем вы получаете новые знания на занятиях, а в школе?... (На уроке)
- Ребята, а кто знает, как ведут себя школьники на уроке? Почему?
- Ребята, а в школе идут только уроки? (Бывают перемены)
- А что в школе ученики делают на перемене, зачем нужна перемена в школе?
- А как школьники узнают, что начинается урок или урок заканчивается, наступает перемена? (Звенит звонок)
- Поднимите руки те, кто хочет пойти в школу!!!
- Вот и сейчас для вас прозвенит звонок, который позовет вас на перерыв. Спасибо вам за вашу активную работу на нашей встрече, за вашу внимательность! Я надеюсь, что вы и дальше будете внимательными, послушными, дружными. И хочу пожелать успешно подготовиться к школе.
Звенит звонок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Конспект родительского собрания с презентацией в подготовительной к школе группе. Тема: «Скоро в школу».
Родительское собрание познакомит с критериями готовности ребенка к школе....

Родительское собрание. Квест игра на тему "Путешествие в страну вежливости".
Родительское собрание. Квест игра на тему "Путешествие в страну вежливости"....

Нетрадиционное родительское собрание Квест-игра «Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ»
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.Задачи:1. Формировать психологическую компетентность ро...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.КВЕСТ ИГРА НА ТЕМУ" ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ"
КВЕСТ ИГРА НА ТЕМУ " ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ"...

НЕТРАДИЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КВЕСТ–ИГРА: «В школу с радостью идём»
Цель: знакомство родителей с критериями готовности детей к школе, объединить усилия педагогического состава ДОУ и родителей в вопросе подготовке ребят к школе....

Родительское собрание (квест) Тема: "Год до школы"
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному...