Музыкотерапия
методическая разработка по психологии
Музыкотерапия как метод психологической коррекции в дошкольных образовательных организациях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование приемов музыкотерапии в работе педагога-психолога
Из наслаждений жизни, одной любви музыка
уступает, но и любовь - мелодия!
А.С. Пушкин
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.
В широком понимании, музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия часто входит в состав арт-терапии (лечение искусством), иногда преподносится как самостоятельный метод.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии предлагается прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие психологическому состоянию. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов. Рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуникативная (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия), реактивная (направлена на эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния), регулятивная (способствует снижению нервно-психического напряжения).
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Данную форму работы реализуют совместно с музыкальным руководителем, на интегрированных занятиях.
В работе применяются обе формы музыкотерапии.
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Используются два варианта проведения занятий.
1 вариант. Для групповой работы. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
2 вариант. Для индивидуальной работы. Прослушивается 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3-ех произведений. Для того чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, соответствующая душевному состоянию слушателя в данный момент (например, если мучает навязчивая тревога, страх, то первой предлагают грустную мелодию). Звучание следующего произведения призвано нейтрализовать действие первого. Третье произведение, завершающий данный комплекс, выбирается с расчетом, чтобы оно породнило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления психики. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе.
Достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение эмоционального состояния.
Используются и активные варианты музыкотерапии. Они требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).
Занятия по музыкотерапии можно сочетать с элементами изотерапии. После прослушивания музыки можно рисовать, лепить представляемые образы. Это может быть и тематическое рисование, которое хорошосочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.
Применяются такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов. Используются карточки-пиктограммы, символизирующие разные настроения. Дети рассматривают их, разрезают по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, смешивают, собирают, разыгрывают ситуации, дорисовывают карандашами, красками недостающие детали, рисуют фон, выполняют соответствующие музыкально- пантомимические этюды на распознавание эмоций. Это не только своеобразный тренажер на узнавание эмоций, но и упражнение на способность к взаимодействию. Собирается и определенная диагностическая информация.
При чередовании изобразительной деятельности с музыкальными этюдами и упражнениями происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности.
К совместной работе по дополнительному использованию приемов и форм музыкотерапии привлекаются педагоги, родители.
Релаксационные паузы.
На занятиях рекомендуется применять релаксационные паузы вместо физминуток (несколько минут расслабившись, положа голову на стол или кому как удобнее, послушать классическую музыку).
Практикуется для желающих педагогов в кабинете педагога-психолога прослушать музыку, параллельно обучаются приемам снятия психоэмоционального напряжения, проводятся релаксационные минутки.
Пакет программ классической музыки
для регуляции психоэмоционального состояния
1.Музыка Моцарта.
Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы».
2.Для уменьшения раздражительности.
Бетховен: Лунная соната; Бах: кантата №2; Франк: Симфония ре минор.
3.Для снятия состояния тревоги.
Шопен: мазурки и прелюдии; Штраус: вальсы; Рубинштейн: Мелодия; Дебюсси: соната для скрипки и фортепоано.
4.Тонизирующее средство:
Чайковский: 6 симфония, часть 3; Бетховен: увертюра к опере «Эгмонт»; Шопен: прелюдии; Лист: Венгерская рапсодия; Моцарт: Маленькая ночная серенада.
5.Успокоительное:
Брамс: Колыбельная; Шуберт: Аве Мария; Шопен: ноктюрны; Дебюсси: Свет луны.
6.От головной боли:
Моцарт: Дон Жуан; Хачатурян: сюита «Маскарад»; Гершвин: «Американец в Париже».
7. Во время и после еды:
Барток: Соната для скрипки; Равель: Вальс; Тартини: Соната для скрипки; Лист: концерт №2; Моцарт: Концерт для скрипки с оркестром.
8. При переутомлении и нервном истощении:
Григ: Утро; Огинский: полонез.
9. При угнетенном меланхолическом настроении:
Бетховен: « К радости»; Шуберт « Аве Мария».
10.При выраженной раздражимости, гневности:
Вагнер «Хор пилигримов»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Облачко»
(ритмопластика)
Упражнение хорошо проводить на воздухе.
«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним. (Звучит легкая музыка П.И.Чайковского)
Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения
«Легкие бабочки»
Снятие мышечных зажимов, напряжения
(муз. С. Майкапар «Мотылек»)
Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый цветок, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.
«Игра с воздушными шариками»
Снятие мышечных зажимов, напряжения
(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)
Детям раздаются воздушные шарики и предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.
Эмоциональное расслабление.
(спокойная музыка для релаксации)
«В озере тихо плещется вода и слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.
Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия
Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)
Консультация для воспитателей по теме "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...
статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"
Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
После проведения исследования, хочется поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...
