Консультация для педагогов ДОУ "Психологическая поддержка детей чьи родители участвуют в СВО"
консультация по психологии
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах оказания помощи детям, находящегося в условиях риска жизни родителя.
Задачи:
- Познакомить педагогов с типичными эмоциональными реакциями детей, переживающими стрессовые события.
- Освоить практические методы поддержки и коррекции поведения детей в трудных жизненных обстоятельствах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 Московского района Санкт-Петербурга
Консультация
Тема: «Психологическая поддержка детей чьи родители участвуют в СВО или считаются погибшими»
Дата проведения: 22.10.2025
Выступление подготовила:
педагог-психолога Харитонова Е.А.
Санкт-Петербург
2025
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах оказания помощи детям, находящегося в условиях риска жизни родителя.
Задачи:
- Познакомить педагогов с типичными эмоциональными реакциями детей, переживающими стрессовые события.
- Освоить практические методы поддержки и коррекции поведения детей в трудных жизненных обстоятельствах.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 30 мин.
Оборудование: памятки для педагогов – по количеству участников (Приложение № 1)
Ход мероприятия:
Психолог: здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим про особенности психоэмоционального состояния детей, чьи родители участвуют в специальной военной операции и в целом рассмотрим психоэмоциональные реакции детей, которые находятся в кризисной ситуации.
В дошкольном возрасте дети еще не в состоянии осознать ситуацию. Но травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает его привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление его игровой деятельности, гармонизации его внутреннего мироощущения. Дети до 3 лет еще не умеют хорошо говорить и выражать свои мысли и чувства. Это не значит, что малыши ничего не понимают - любая информация передается и воспринимается на невербальном уровне: они безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Они способны улавливать настроение и эмоции мамы и других членов семьи, "читая" их лица, слыша интонацию и наблюдая изменения в поведении. Многие дети обладают чувствительностью к настроению взрослых, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, переезд и другие изменения, в том числе испытывают психологический дискомфорт, тревогу и испуг, который царит в семье при мобилизации отцов и близких людей. Детям старшего дошкольного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития, чтобы отличить добро от зла.
Эмоции таких детей часто проявляются резко и непредсказуемо. Давайте разберемся, как поддержать детей в таких ситуациях и создать для них комфортные условия воспитания и развития.
У обучающихся, чьи родители были задействованы в военных действиях, можно наблюдать различные состояния.
Тревожность:
Тревожность проявляться в физическом, психическом плане и поведении:
∙ Невозможность расслабиться, мышечное напряжение, скованность;
∙ Суетливость, неусидчивость (повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами, раскачивание на стуле);
∙ Желание много говорить, или наоборот напряженное молчание;
∙ Сложность сосредоточения внимания;
∙ Трудности со сном (бессонница, беспокойный сон, кошмары);
∙ Быстрая утомляемость;
∙ Беспокойство перед началом важных событий;
∙ Боязнь любых даже самых незначительных перемен;
∙ Неуверенность в себе;
∙ Отказ от новой деятельности «я не смогу»;
Как помочь ребенку:
- Создать безопасную и предсказуемую среду. Соблюдать режим дня, заранее предупреждать о предстоящих изменениях. Организовать «уголок уединения» — место, где ребенок может отдохнуть и успокоиться, если испытывают тревогу.
- Установить доверительные отношения с ребёнком. Быть внимательным и чутким к его чувствам, выслушивать опасения и страхи, принимать эмоции, не обесценивать их. Говорить спокойным и ровным тоном, использовать тактильный контакт (объятия, поглаживания), если это комфортно для ребёнка.
- Разрешать приносить с собой любимую игрушку или предмет из дома.
- Создавать условия коллективного общения и совместные игры, совместная творческая деятельность.
- Развивать уверенность в себе. Хвалить ребёнка за достижения и старания, давать посильные задания, поддерживать самостоятельность, поощрять проявление инициативы.
- Обучать ребёнка навыкам релаксации. Предлагать дыхательные упражнения, использовать игры и упражнения, направленные на снятие напряжения (например, рисование, лепка, прослушивание спокойной музыки).
Плач
Дети, находящиеся в состоянии стресса, нередко начинают плакать без видимой причины. Плач для ребенка – это возможность выразить свои чувства, во время плача у ребенка появляется возможность освободиться от переполняющих его переживаний.
Как помочь ребенку:
Как помочь ребенку:
- Не оставляйте ребенка одного во время плача.
- Установите физический контакт: обнимите ребенка, подержите за руку.
- Избегайте излишних вопросов и советов, дайте ребенку почувствовать вашу заботу и принятие. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему.
- Позвольте ребенку выплакаться, не старайтесь немедленно остановить слёзы.
- После того как ребенок успокоился, применяйте приемы активного слушания: показывайте свое внимание и участие вопросами типа «Что тебя расстроило?» или «Расскажи мне».
- Переключите внимание. Можно использовать перчаточные куклы, «Волшебный сундучок», совместную игровую деятельность, развлечения.
Агрессия
- Проявления агрессивного поведения характерны для детей, испытывающих чувство беспокойства, страха, потери контроля над ситуацией или разочарования, недоверия к окружающему миру.
- Стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослого.
- Нарушения эмоционально-волевой сферы — неумение ребёнка управлять своим поведением, недостаточное усвоение общественных норм поведения.
- Неблагополучная семейная обстановка — отчуждение, постоянные ссоры, стрессы, отсутствие единства требований к ребёнку.
Как помочь ребенку.
- Постарайтесь свести число окружающих людей к минимуму, уменьшив шумовую нагрузку.
- Выражайте понимание чувств ребенка словами («Я вижу, что ты рассержен»).
- Переключите внимание ребенка на другое занятие, предложение сделать какое-то простое дело.
- Похвалите позитивные аспекты поведения ребенка, поддерживая его самооценку.
- Важно в этот момент вести себя воспитателю спокойно! (не кричать, не демонстрировать власть, нельзя негативно оценивать личность ребенка, не сравнивать с другими детьми…)
- Можно применять приемы: комкать, рвать бумагу, лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене; бить подушку, пинать мяч, громко кричать в пластиковый стаканчик или трубку, свернутую из бумаги; втирать пластилин картонку; создавать и разрушать постройки из песка
Истерика
Истерика — одна из форм сильного эмоционального напряжения, характеризующаяся резким ухудшением настроения, громким криком и нежеланием идти на контакт. Задача педагога помочь ребенку найти устойчивость.
Как помочь ребенку:
- Воспитатель должен действовать спокойно и уверенно.
- Удалите ребенка от зрителей, обеспечив личное пространство.
- Ребенку важно помочь обнаружить эти границы через собственное тело, которое находится в беспорядочном движении. Пробуйте разные формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова.
Присядьте рядом с ребенком на корточки и крепко обнимите его. Важно понимать, что телесный контакт не должен быть насилием. - Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
- Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло.
- После окончания истерики обеспечьте ребенку отдых, если вы видите, что ребенок измотан, предложите ему полежать отдохнуть.
Страх
Чувство страха сопровождает многих детей, переживающих тяжелое событие. Помогите ребенку справиться с тревогой, используя следующие техники:
Как помочь ребенку:
- Нельзя обесценивать страхи ребенка, необходимо сказать, что бояться это нормально. Поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
- Бережное обеспечение телесного контакта: положите свою руку на запястье ребенка, позволяя ему ощущать ваш спокойный ритм пульса; погладить по плечам или голове; обнять (если ребёнок не сопротивляется); попробовать сменить позу (поднять, посадить); предложить воды.
- Научите дыхательным упражнениям: сделайте глубокий вдох и медленный выдох вместе с ребенком.
- В групповые занятия можно включить лепку страхов; рисование страхов, обязательно после, смять, разорвать, объяснить малышу, что страха больше не существует. Можно использовать технику «преображения»: изменить рисунок так, чтобы сделать его менее страшным и более смешным.
Психолог: мы обсудили с вами основные эмоциональные реакции детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и способы реагирования взрослых. Помните, что каждый ребенок –это личность, своими правами, чувствами и уникальным опытом. Ваша поддержка и внимательность играют ключевую роль в процессе адаптации ребенка к новым условиям жизни.
Способы реагирования на эмоциональные реакции ребёнка в кризисной ситуации
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тревожность
Как помочь ребенку:
- Создать безопасную и предсказуемую среду. Соблюдать режим дня, заранее предупреждать о предстоящих изменениях. Организовать «уголок уединения» — место, где ребенок может отдохнуть и успокоиться, если испытывают тревогу.
- Установить доверительные отношения с ребёнком. Быть внимательным и чутким к его чувствам, выслушивать опасения и страхи, принимать эмоции, не обесценивать их. Говорить спокойным и ровным тоном, использовать тактильный контакт (объятия, поглаживания), если это комфортно для ребёнка.
- Разрешать приносить с собой любимую игрушку или предмет из дома.
- Создавать условия коллективного общения и совместные игры, совместная творческая деятельность.
- Развивать уверенность в себе. Хвалить ребёнка за достижения и старания, давать посильные задания, поддерживать самостоятельность, поощрять проявление инициативы.
- Обучать ребёнка навыкам релаксации. Предлагать дыхательные упражнения, использовать игры и упражнения, направленные на снятие напряжения (например, рисование, лепка, прослушивание спокойной музыки).
Плач
Как помочь ребенку:
- Не оставляйте ребенка одного во время плача.
- Установите физический контакт: обнимите ребенка, подержите за руку.
- Избегайте излишних вопросов и советов, дайте ребенку почувствовать вашу заботу и принятие. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему.
- Позвольте ребенку выплакаться, не старайтесь немедленно остановить слёзы.
- После того как ребенок успокоился, применяйте приемы активного слушания: показывайте свое внимание и участие вопросами типа «Что тебя расстроило?» или «Расскажи мне».
- Переключите внимание. Можно использовать перчаточные куклы, «Волшебный сундучок», совместную игровую деятельность, развлечения.
Агрессия
Как помочь ребенку:
- Постарайтесь свести число окружающих людей к минимуму, уменьшив шумовую нагрузку.
- Выражайте понимание чувств ребенка словами («Я вижу, что ты рассержен»).
- Переключите внимание ребенка на другое занятие, предложение сделать какое-то простое дело.
- Похвалите позитивные аспекты поведения ребенка, поддерживая его самооценку.
- Важно в этот момент вести себя воспитателю спокойно! (не кричать, не демонстрировать власть, нельзя негативно оценивать личность ребенка, не сравнивать с другими детьми…)
- Можно применять приемы: комкать, рвать бумагу, лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене; бить подушку, пинать мяч , громко кричать в пластиковый стаканчик или трубку, свернутую из бумаги; втирать пластилин картонку; создавать и разрушать постройки из песка
Истерика
Как помочь ребенку:
- Воспитатель должен действовать спокойно и уверенно.
- Удалите ребенка от зрителей, обеспечив личное пространство.
- Формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова. Телесный контакт не должен быть насилием.
- Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
- Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло. Не отталкивайте ребенка, не наказывайте его и не оценивайте.
- После окончания истерики обеспечьте ребенку отдых, если вы видите, что ребенок измотан, предложите ему полежать отдохнуть.
Страх
Как помочь ребенку:
- Нельзя обесценивать страхи ребенка, необходимо сказать, что бояться это нормально. Поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
- Бережное обеспечение телесного контакта: положите свою руку на запястье ребенка, позволяя ему ощущать ваш спокойный ритм пульса; погладить по плечам или голове; обнять (если ребёнок не сопротивляется); попробовать сменить позу (поднять, посадить); предложить воды.
- Научите дыхательным упражнениям: сделайте глубокий вдох и медленный выдох вместе с ребенком.
- В групповые занятия можно включить лепку страхов; рисование страхов, обязательно после, смять, разорвать, объяснить малышу, что страха больше не существует. Можно использовать технику «преображения»: изменить рисунок так, чтобы сделать его менее страшным и более смешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12650433","attributes":{"alt":"...
Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.ФГОС указывается, ...

Консультация для педагогов ДОО "Поддержка детской инициативы"
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
В консультации даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...

Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...

Консультация для педагогов «Технологии поддержки детской инициативы»
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Поддержка детской инициативы – незначительное оказание помощи ребенку, используя...
