Консультация для педагогов ДОУ "Психологическая поддержка детей чьи родители участвуют в СВО"
консультация по психологии

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах оказания помощи детям, находящегося в условиях риска жизни родителя.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с типичными эмоциональными реакциями детей, переживающими стрессовые события.
  • Освоить практические методы поддержки и коррекции поведения детей в трудных жизненных обстоятельствах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов ДОУ 38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 Московского района Санкт-Петербурга

Консультация

Тема: «Психологическая поддержка детей чьи родители участвуют в СВО или считаются погибшими»

Дата проведения: 22.10.2025

Выступление подготовила:

педагог-психолога Харитонова Е.А.

Санкт-Петербург

2025

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах оказания помощи детям, находящегося в условиях риска жизни родителя.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с типичными эмоциональными реакциями детей, переживающими стрессовые события.
  • Освоить практические методы поддержки и коррекции поведения детей в трудных жизненных обстоятельствах.

Формат проведения: очный

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: памятки для педагогов – по количеству участников (Приложение № 1)

Ход мероприятия:

Психолог: здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим про особенности психоэмоционального состояния детей, чьи родители участвуют в специальной военной операции и в целом рассмотрим психоэмоциональные реакции детей, которые находятся в кризисной ситуации.

  В дошкольном возрасте дети еще не в состоянии осознать ситуацию. Но травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает его привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление его игровой деятельности, гармонизации его внутреннего мироощущения.   Дети до 3 лет еще не умеют хорошо говорить и выражать свои мысли и чувства. Это не значит, что малыши ничего не понимают - любая информация передается и воспринимается на невербальном уровне: они безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Они способны улавливать настроение и эмоции мамы и других членов семьи, "читая" их лица, слыша интонацию и наблюдая изменения в поведении. Многие дети обладают чувствительностью к настроению взрослых, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, переезд и другие изменения, в том числе испытывают психологический дискомфорт, тревогу и испуг, который царит в семье при мобилизации отцов и близких людей. Детям старшего дошкольного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития, чтобы отличить добро от зла. 

        Эмоции таких детей часто проявляются резко и непредсказуемо. Давайте разберемся, как поддержать детей в таких ситуациях и создать для них комфортные условия воспитания и развития.

        У обучающихся, чьи родители были задействованы в военных действиях, можно наблюдать различные состояния.

 Тревожность:

Тревожность проявляться в физическом, психическом плане и поведении:

 Невозможность расслабиться, мышечное напряжение, скованность;

 Суетливость, неусидчивость (повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами, раскачивание на стуле);

 Желание много говорить, или наоборот напряженное молчание;

 Сложность сосредоточения внимания;

 Трудности со сном (бессонница, беспокойный сон, кошмары);

 Быстрая утомляемость;

 Беспокойство перед началом важных событий;

 Боязнь любых даже самых незначительных перемен;

 Неуверенность в себе;

 Отказ от новой деятельности «я не смогу»;

Как помочь ребенку:

  • Создать безопасную и предсказуемую среду. Соблюдать режим дня, заранее предупреждать о предстоящих изменениях. Организовать «уголок уединения» — место, где ребенок может отдохнуть и успокоиться, если испытывают тревогу.
  • Установить доверительные отношения с ребёнком. Быть внимательным и чутким к его чувствам, выслушивать опасения и страхи, принимать эмоции, не обесценивать их. Говорить спокойным и ровным тоном, использовать тактильный контакт (объятия, поглаживания), если это комфортно для ребёнка.
  • Разрешать приносить с собой любимую игрушку или предмет из дома.
  • Создавать условия коллективного общения и совместные игры, совместная творческая деятельность.
  • Развивать уверенность в себе. Хвалить ребёнка за достижения и старания, давать посильные задания, поддерживать самостоятельность, поощрять проявление            инициативы.
  • Обучать ребёнка навыкам релаксации. Предлагать дыхательные упражнения, использовать игры и упражнения, направленные на снятие напряжения (например, рисование, лепка, прослушивание спокойной музыки).

Плач

Дети, находящиеся в состоянии стресса, нередко начинают плакать без видимой причины. Плач для ребенка – это возможность выразить свои чувства, во время плача у ребенка появляется возможность освободиться от переполняющих его переживаний.

Как помочь ребенку:

Как помочь ребенку:

  • Не оставляйте ребенка одного во время плача.
  • Установите физический контакт: обнимите ребенка, подержите за руку.
  • Избегайте излишних вопросов и советов, дайте ребенку почувствовать вашу заботу и принятие. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему.
  • Позвольте ребенку выплакаться, не старайтесь немедленно остановить слёзы.
  • После того как ребенок успокоился, применяйте приемы активного слушания: показывайте свое внимание и участие вопросами типа «Что тебя расстроило?» или «Расскажи мне».
  • Переключите внимание. Можно использовать перчаточные куклы, «Волшебный сундучок», совместную игровую деятельность, развлечения.

Агрессия

  • Проявления агрессивного поведения характерны для детей, испытывающих чувство беспокойства, страха, потери контроля над ситуацией или разочарования, недоверия к окружающему миру.
  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослого.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы — неумение ребёнка управлять своим поведением, недостаточное усвоение общественных норм поведения.
  • Неблагополучная семейная обстановка — отчуждение, постоянные ссоры, стрессы, отсутствие единства требований к ребёнку.

Как помочь ребенку.

  • Постарайтесь свести число окружающих людей к минимуму, уменьшив шумовую нагрузку.
  • Выражайте понимание чувств ребенка словами («Я вижу, что ты рассержен»).
  • Переключите внимание ребенка на другое занятие, предложение сделать какое-то простое дело.
  • Похвалите позитивные аспекты поведения ребенка, поддерживая его самооценку.
  • Важно в этот момент вести себя воспитателю спокойно! (не кричать, не демонстрировать власть, нельзя негативно оценивать личность ребенка, не сравнивать с другими детьми…)
  • Можно применять приемы: комкать, рвать бумагу, лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене; бить подушку, пинать мяч, громко кричать в пластиковый стаканчик  или трубку, свернутую из бумаги;  втирать пластилин  картонку; создавать и  разрушать постройки из песка

Истерика

Истерика — одна из форм сильного эмоционального напряжения, характеризующаяся резким ухудшением настроения, громким криком и нежеланием идти на контакт. Задача педагога помочь   ребенку найти устойчивость.

Как помочь ребенку:

  • Воспитатель должен действовать спокойно и уверенно.
  • Удалите ребенка от зрителей, обеспечив личное пространство.
  • Ребенку важно помочь обнаружить эти границы через собственное тело, которое находится в беспорядочном движении. Пробуйте разные формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова.
    Присядьте рядом с ребенком на корточки и крепко обнимите его.  Важно понимать, что телесный контакт не должен быть насилием.
  • Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
  • Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло.
  • После окончания истерики обеспечьте ребенку отдых, если вы видите, что ребенок измотан, предложите ему полежать отдохнуть.

Страх

Чувство страха сопровождает многих детей, переживающих тяжелое событие. Помогите ребенку справиться с тревогой, используя следующие техники:

Как помочь ребенку:

  • Нельзя обесценивать страхи ребенка, необходимо сказать, что бояться это нормально. Поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Бережное обеспечение телесного контакта: положите свою руку на запястье ребенка, позволяя ему ощущать ваш спокойный ритм пульса; погладить по плечам или голове; обнять (если ребёнок не сопротивляется); попробовать сменить позу (поднять, посадить); предложить воды.
  • Научите дыхательным упражнениям: сделайте глубокий вдох и медленный выдох вместе с ребенком.
  • В групповые занятия можно включить лепку страхов; рисование страхов, обязательно после, смять, разорвать, объяснить малышу, что страха больше не существует. Можно использовать технику «преображения»: изменить рисунок так, чтобы сделать его менее страшным и более смешным.

Психолог: мы обсудили с вами основные эмоциональные реакции детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и способы реагирования взрослых. Помните, что каждый ребенок –это личность,  своими правами, чувствами и уникальным опытом. Ваша поддержка и внимательность играют ключевую роль в процессе адаптации ребенка к новым условиям жизни.

Способы реагирования на эмоциональные реакции ребёнка в кризисной ситуации

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тревожность

Как помочь ребенку:

  • Создать безопасную и предсказуемую среду. Соблюдать режим дня, заранее предупреждать о предстоящих изменениях. Организовать «уголок уединения» — место, где ребенок может отдохнуть и успокоиться, если испытывают тревогу.
  • Установить доверительные отношения с ребёнком. Быть внимательным и чутким к его чувствам, выслушивать опасения и страхи, принимать эмоции, не обесценивать их. Говорить спокойным и ровным тоном, использовать тактильный контакт (объятия, поглаживания), если это комфортно для ребёнка.
  • Разрешать приносить с собой любимую игрушку или предмет из дома.
  • Создавать условия коллективного общения и совместные игры, совместная творческая деятельность.
  • Развивать уверенность в себе. Хвалить ребёнка за достижения и старания, давать посильные задания, поддерживать самостоятельность, поощрять проявление            инициативы.
  • Обучать ребёнка навыкам релаксации. Предлагать дыхательные упражнения, использовать игры и упражнения, направленные на снятие напряжения (например, рисование, лепка, прослушивание спокойной музыки).

Плач

Как помочь ребенку:

  • Не оставляйте ребенка одного во время плача.
  • Установите физический контакт: обнимите ребенка, подержите за руку.
  • Избегайте излишних вопросов и советов, дайте ребенку почувствовать вашу заботу и принятие. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему.
  • Позвольте ребенку выплакаться, не старайтесь немедленно остановить слёзы.
  • После того как ребенок успокоился, применяйте приемы активного слушания: показывайте свое внимание и участие вопросами типа «Что тебя расстроило?» или «Расскажи мне».
  • Переключите внимание. Можно использовать перчаточные куклы, «Волшебный сундучок», совместную игровую деятельность, развлечения.

Агрессия

Как помочь ребенку:

  • Постарайтесь свести число окружающих людей к минимуму, уменьшив шумовую нагрузку.
  • Выражайте понимание чувств ребенка словами («Я вижу, что ты рассержен»).
  • Переключите внимание ребенка на другое занятие, предложение сделать какое-то простое дело.
  • Похвалите позитивные аспекты поведения ребенка, поддерживая его самооценку.
  • Важно в этот момент вести себя воспитателю спокойно! (не кричать, не демонстрировать власть, нельзя негативно оценивать личность ребенка, не сравнивать с другими детьми…)
  • Можно применять приемы: комкать, рвать бумагу, лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене; бить подушку, пинать мяч , громко кричать в пластиковый стаканчик  или трубку, свернутую из бумаги;  втирать пластилин  картонку; создавать и  разрушать постройки из песка

Истерика

Как помочь ребенку:

  • Воспитатель должен действовать спокойно и уверенно.
  • Удалите ребенка от зрителей, обеспечив личное пространство.
  • Формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова. Телесный контакт не должен быть насилием.
  • Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
  • Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло.  Не отталкивайте ребенка, не наказывайте его и не оценивайте.
  • После окончания истерики обеспечьте ребенку отдых, если вы видите, что ребенок измотан, предложите ему полежать отдохнуть.

Страх

Как помочь ребенку:

  • Нельзя обесценивать страхи ребенка, необходимо сказать, что бояться это нормально. Поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Бережное обеспечение телесного контакта: положите свою руку на запястье ребенка, позволяя ему ощущать ваш спокойный ритм пульса; погладить по плечам или голове; обнять (если ребёнок не сопротивляется); попробовать сменить позу (поднять, посадить); предложить воды.
  • Научите дыхательным упражнениям: сделайте глубокий вдох и медленный выдох вместе с ребенком.
  • В групповые занятия можно включить лепку страхов; рисование страхов, обязательно после, смять, разорвать, объяснить малышу, что страха больше не существует. Можно использовать технику «преображения»: изменить рисунок так, чтобы сделать его менее страшным и более смешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12650433","attributes":{"alt":"...

Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.ФГОС указывается, ...

Консультация для педагогов ДОО "Поддержка детской инициативы"

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"

В консультации  даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...

Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...

Консультация для педагогов «Технологии поддержки детской инициативы»

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Поддержка детской инициативы – незначительное оказание помощи ребенку, используя...