Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"
консультация

Сокол Марина Ивановна

В консультации  даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей для развития инициативы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Морозко»

Консультация для педагогов на тему:

«Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы»

Подготовила воспитатель

Сокол М.И.

Мегион, 2020

Цель: представить формы работы педагогов по вопросу обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей для развития инициативы детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в общих положениях   утверждены основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В педагогическом словаре понятие «инициатива» рассматривается как внутреннее побуждение к самостоятельным активным формам деятельности.

Инициативность проявляется ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.  Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, к ведению здорового образа жизни. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям и родителям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, с изобретательностью.  Мир ребёнка должен быть добрым, ярким, интересным. А сделать его таким могут взрослые. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, и всю работу необходимо строить так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: «Семья – это воспитательная колыбель, здесь человек совершает свои первые шаги на пути освоения мира».

Сегодня многим родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. 

Что же такое педагогическая компетентность родителей? Определений существует много, но главное, это возможность родителей понимать потребности дошкольника и рассматривать их с точки зрения перспективы развития ребенка. Приобретение уверенности, решительности, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей, усвоение навыков и знаний по уходу и их воспитанию, деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить.

От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Компетентность – это владение знаниями, умениями, позволяющие высказывать профессионально- грамотные суждения, оценки, мнения.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Педагогическая поддержка семьи – это помощь семье, оказание доверия, совет, оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско - детских отношений, помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей.

Родители часто неохотно поддерживают проявления детской инициативности: оно обременительно и небезопасно, пресекают и часто переключают внимание ребенка на более разумные с их точки зрения действия. Они забывают, а даже и зачастую не знают, что первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка – семья, а папа и мама образцы для подражания. Ребенок стремится быть похожим на членов семьи.  Целеустремленность у него проявляется в безудержных инициативах: ребенок хочет подражать маме во всем: умываться, кушать, делать зарядку, как мама, или закаляться, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо поддержать ребенка.

Многие родители не осознают, насколько важно совместно с детьми играть, рисовать, лепить, конструировать. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить их определенными знаниями и умениями.

Сначала нужно ознакомить родителей с основными условиями развития инициативности детей дошкольного возраста, это:

- создание насыщенной, многофункциональной, трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей детскую активность; чтобы у ребенка дома в доступности было оборудование для познавательной, продуктивной, игровой, экспериментальной, двигательной деятельности и т.д.

- создание в повседневной жизни проблемных ситуаций, стимулирующих детей к проявлению собственных идей, новых замыслов; постоянно беседовать с ребенком, привлекать к обсуждению проблем, доступных его пониманию, давать ребенку право выбора и т.д.

- создание ситуаций, стимулирующих ребенка выражать свои желания со своими потребностями и стремлениями, а также привлечение других детей к реализации идей и замыслов.

- родители должны понимать, что в любой детской деятельности необходимо создавать ситуацию успеха, даже если по мнению родителей идея и замысел ребёнка не приводят к высокому результату.

Для повышения родительской компетентности педагогами традиционно используется много активных форм и методов работы с родителями. Остановимся на некоторых из них.

Для того чтобы родители всегда знали, чем был наполнен день ребенка в детском саду, на стенде в приемной помимо режима дня и расписания образовательной деятельности необходимо размещать тему недели, из которой родителям будет понятно, чем ребенок занимается на протяжении недели.

- Беседы. Чаще всего они носят индивидуальный характер. Беседы проводятся конкретно о ребенке, о достижениях, неудачах, методах их решения, по запросам родителей, о том какая индивидуальная работа ведется с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание. В личных беседах рассказывать родителям, что для развития инициативности ребенка важно участвовать самим родителям. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме или папе, научиться делать, как родители. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь». И, во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся. Нужно поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

- Консультации по развитию детской инициативы. Они могут быть групповыми, индивидуальными, приватными, в устной форме, написанные специалистами детского сада (музыкальным руководителем логопедом, инструктором по физической культуре, психологом), или воспитателями.

- Настольная тематическая информация.

Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогом по запросам родителей.

- Памятки «Как поддержать детскую инициативу?», где главным акцентом будут такие советы, как:

  • Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной;
  • хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;
  • «Капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.
  • Родительская улыбка, одобрительный взгляд, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка близким - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, заниматься спортом, в общем - творить. Не скупитесь на знаки внимания.

Отличной формой для повышения родительской компетентности по развитию детской инициативы является проектная деятельность. Она предполагает развитие свободной творческой личности ребенка с непосредственным включением родителей в деятельность. Таким образом, родители обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности к успехам и достижениям ребенка.

 - Совместные конкурсы и акции. Родителям нравится участвовать в подобных мероприятиях.

Тематические выставки. Выставки могут содержать материал о творчестве родителей, детей. Это также будет способствовать желанию родителя поучаствовать в совместной деятельности с ребенком.

- Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов. Родители могут оформить информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях.

- Можно использовать такую форму работы, как «Фото-отчеты». Фотографии пригодятся для оформления тематических выставок, стенгазет, для добавления на сайт детского сада.

- Очень важны в работе с родителями совместные праздники и развлечения, и участие родителей в подготовке и проведении праздников.

Также для поддержки семьи можно организовать школу для родителей.

Подобные школы должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.

- Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.

- Обмен литературой (Буккроссинг)

Задача взрослых – приобщить детей к литературе, привить любовь к книге. Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

- Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

        Взаимодействие педагогов с родителями является главным условием повышения родительской компетентности.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье

Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...