Актуальность исследования особенностей психологической готовности к школе детей при интенсивном материнстве.
статья по психологии (подготовительная группа)

главные аспекты актуальности практического исследования особенностей психологической готовности к школе детей при интенсивном материнстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_261025.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность исследования особенностей психологической готовности к школе детей при интенсивном материнстве.

Это очень актуальная тема для исследования. Её научный и практический интерес заключается в комплексном рассмотрении мощных факторов, влияющих на ребенка.
Также эта тема представляет большой интерес, по нескольким ключевым аспектам:
1.
 Актуальность социального явления «Интенсивное материнство»
Этот концепт, введенный социологом Шэрон Хейс, описывает современную культурную норму, в которой:
· Мать считается главным и безусловно ответственным лицом за развитие и успехи ребенка.
· Процесс воспитания становится детоцентричным, требующим огромных эмоциональных, временных и материальных ресурсов.
· Широко распространены практики "осознанного", "развивающего" материнства.
Интерес заключается в том, чтобы изучить, как эта доминирующая модель воспитания транслируется в конкретную сферу — подготовку к школе.
2. Противоречивость и двойственность влияния. Влияние интенсивного материнства на готовность к школе неоднозначно, и это создает пространство для исследования.
Потенциальные «ПЛЮСЫ» (то, что делает тему привлекательной):
·
Высокий уровень познавательного развития: Дети, с которыми интенсивно занимаются, часто приходят в школу с большим багажом знаний, умений читать и считать.
· Развитая мотивационная сфера: Ребенок может быть ориентирован на достижения и похвалу, привык стараться.
· Активная позиция матери: Мать глубоко вовлечена в образовательный процесс, что может быть большим преимуществом для сотрудничества с учителем.
Потенциальные «МИНУСЫ» (то, что делает тему тревожной и важной):
· Риск эмоционального выгорания как матери, так и ребенка.
· Высокая тревожность у ребенка: Страх не оправдать ожидания матери, перфекционизм.
· Снижение самостоятельности: Ребенок, привыкший, что его постоянно направляют, может не уметь сам принимать решения, справляться с трудностями.
· Проблемы в социально-коммуникативной сфере: Если все общение было сконцентрировано на развивающих занятиях с мамой, может страдать умение играть и договариваться со сверстниками.
"Выученная беспомощность": Когда инициатива полностью исходит от матери, у ребенка может не сформироваться собственная познавательная мотивация ("Я хочу знать"), она подменяется мотивацией одобрения ("Мама будет довольна").
3. Фокус на ключевом противоречии готовности к школе

Классически психологическая готовность к школе включает:
· Интеллектуальную (знания, мышление).
· Эмоционально-волевую (умение управлять поведением, подчиняться правилам).
· Социальную (умение общаться в коллективе).
· Мотивационную (желание учиться).
Интенсивное материнство часто делает гигантский упор на интеллектуальный компонент в ущерб эмоционально-волевому и социальному. Исследование может показать, насколько этот перекос критичен и как он влияет на успешную адаптацию к школе, а не только на стартовые академические успехи.
4. Практическая значимость.  Результаты такого исследования будут чрезвычайно востребованы:
· Для психологов-консультантов: Поможет разработать рекомендации для мам, практикующих интенсивное воспитание, чтобы снизить риски и усилить положительные стороны.
· Для педагогов начальной школы: Позволит лучше понимать психологические портреты современных детей и выстраивать с ними коммуникацию.
· Для самих родителей: Поможет увидеть потенциальные "слепые зоны" в своей стратегии подготовки к школе.
Вывод:  Тема интересна именно своим комплексным и конфликтным характером. Она берет модный и распространенный тренд в воспитании ("интенсивное материнство") и проверяет его на прочность в одном из самых важных испытаний для ребенка — поступлении в школу. Она позволяет уйти от простого вопроса "Готов ли ребенок?" к более глубокому: "Как стиль родительства формирует эту готовность и к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, это приводит?"

Диагностика особенностей психологической готовности к школе в условиях интенсивного материнства требует комплексного подхода, который позволит оценить ключевые сферы развития ребенка и, возможно, особенности детско-родительского взаимодействия.
Компоненты готовности и диагностические методики:

Компонент готовности

Что оценивает

Примеры методик

Мотивационный

Сформированность желания учиться, познавательного интереса, отношение к школе

Беседа о школе и учении (по стандартным вопросам); Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов (Н.И. Гуткина).

Интеллектуальный

Запас знаний, развитие восприятия, мышления, памяти, речи. "Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний

Методика "Домик" (исследование восприятия и произвольности); Методика "Последовательные картинки" (логическое мышление); Методика "Звуковые прятки" (фонематический слух).

Эмоционально-волевой

Способность управлять поведением, подчиняться правилам, концентрировать внимание, доводить дело до конца

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; Методика "Да и Нет" (Н.И. Гуткина) для оценки произвольности; Методика "Узор" Л.И. Цеханской (умение следовать инструкции)

Социально-личностный (коммуникативный)

Умение общаться со сверстниками и взрослыми, работать в группе, понимание социальной роли ученика.

Наблюдение за ребенком в процессе общения и игры; методики, включающие оценку коммуникативных навыков и понимания социальных норм


 Особенности диагностики при интенсивном материнстве
"Интенсивное материнство" часто характеризуется высокой вовлеченностью матери в процесс развития и подготовки ребенка. При диагностике важно понять, как этот стиль воспитания влияет на формирование ключевых для школы качеств.
· Оценка самостоятельности и произвольности: Стоит обратить особое внимание на методики, выявляющие уровень развития произвольности – способности ребенка управлять своими действиями, даже когда рядом нет направляющего взрослого. Интенсивная помощь матери может иногда замедлять формирование этого качества.
· Анализ учебной мотивации: Важно дифференцировать желание ребенка идти в школу, чтобы учиться новому (познавательный мотив), от желания порадовать маму или соответствовать ее высоким ожиданиям (социальный мотив достижения).
· Наблюдение за взаимодействием: Если есть возможность, понаблюдайте, как мать и ребенок взаимодействуют во время выполнения заданий. Это может дать ценную информацию об уровне опеки, стиле общения и сформированности у ребенка собственной познавательной инициативы.

· Объект исследования — это та область реальности, явление или процесс, на которое направлено исследовательское внимание. Это более широкое поле, которое мы изучаем.
· Предмет исследования — это конкретный аспект, свойство, отношение или проблема внутри объекта, который непосредственно изучается в данной работе. Это узкий "срез" объекта.

Для темы: "Особенности психологической готовности к школе детей при интенсивном материнстве"
1. Объект исследования.   Объектом является психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
·  Это то широкое явление, которое мы исследуем. Оно включает в себя все компоненты готовности:
  · Интеллектуальный (развитие памяти, внимания, мышления, речи).
  · Личностно-мотивационный (желание учиться, принятие социальной роли ученика).
  · Эмоционально-волевой (умение управлять поведением, подчиняться правилам, преодолевать трудности).
  · Социальный (навыки общения со сверстниками и учителем).
Мы не изучаем готовность к школе "вообще", а в специфическом контексте.
2. Предмет исследования.    Предметом являются особенности психологической готовности к школе у детей, воспитывающихся в условиях интенсивного материнства.
· Это тот конкретный угол, под которым мы рассматриваем объект. Мы "вырезаем" из общего явления (готовности к школе) конкретную связку: как стиль воспитания "интенсивное материнство" влияет на формирование ключевых компонентов готовности.
Предмет фокусируется на:
· Специфике взаимосвязи между практиками интенсивного материнства и уровнями развития компонентов готовности.
· Проявлениях этой готовности: например, высокий интеллектуальный уровень при возможной низкой самостоятельности или тревожности.
· Типичных трудностях, с которыми сталкиваются такие дети (например, проблемы с сепарацией от матери, завышенные ожидания от себя, страх неудачи).
· Влиянии гиперопеки на мотивационную и эмоционально-волевую сферу будущего школьника.
Психологическая готовность к школе - узкий, конкретный аспект. Её особенности при интенсивном материнстве.
Мы изучаем: Явление "готовность к школе". Его связь со стилем воспитания.

Объект исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкол. возраста.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интенсивного материнства.
Объектом исследования выступает структура и компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Предметом являются специфические характеристики (качественные и количественные) интеллектуального, личностно-мотивационного и эмоционально-волевого компонентов психологической готовности к школе, обусловленные практиками интенсивного материнства (гиперопекой, тотальным контролем, насыщенной развивающей средой).
Вывод: Т.о , определение объекта и предмета позволяет четко очертить границы исследования. Изучается не просто готовность к школе, а именно то, как она "искажается" или приобретает специфические черты под влиянием конкретного стиля родительских отношений — интенсивного материнства.  Формулировка цели вытекает из ранее определенных объекта и предмета и является центральным пунктом всего исследования.
Основная цель — выявить, описать, проанализировать и охарактеризовать особенности и специфику психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интенсивного материнства.
Эта цель является комплексной и логично раскрывается через ряд конкретных задач.
Задачи исследования:    

 1. Теоретические задачи
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности ребенка к школе.
· Изучить феномен «интенсивного материнства» в современной науке: его критерии, проявления и влияние на развитие ребенка.
· Систематизировать существующие научные представления о взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и формирования ключевых компонентов школьной готовности.
· На основе теоретического анализа сформулировать гипотезу исследования (например: "Дети, воспитывающиеся в условиях интенсивного материнства, демонстрируют дисгармоничный тип психологической готовности к школе, характеризующийся высоким интеллектуальным уровнем при сниженных показателях эмоционально-волевой регуляции и социальной компетентности").
2
. Эмпирические (практические) задачи :
· Подобрать и адаптировать диагностический комплекс, направленный на:
  а) Диагностику типа материнского отношения (методики: "Опросник родительского отношения" (ОРО) Варги-Столина, "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера, беседа с матерью).
  б) Оценку уровня и структуры психологической готовности ребенка к школе (методики: "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека, "Графический диктант" Эльконина, "Тест по определению доминирования познавательного или игрового мотива", методика "Лесенка", наблюдение за ребенком в условиях занятия).
· Сформировать две группы испытуемых: основную группу (дети, чьи матери практикуют интенсивное материнство) и контрольную группу (дети, чьи матери придерживаются иного стиля воспитания).
· Провести сравнительный анализ показателей психологической готовности к школе между основной и контрольной группами.
· Выявить качественные особенности структуры психологической готовности в группе "интенсивного материнства" (например, какие компоненты развиты сильнее, а какие слабее).
3.
Аналитическая задача (что сделать с полученными данными):
· Обобщить результаты, интерпретировать выявленные особенности и сформулировать выводы.
· Разработать практические рекомендации для педагогов-психологов и родителей по оптимизации процесса подготовки к школе детей из семей с интенсивным материнством.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически изучить специфику структурных компонентов (интеллектуального, личностно-мотивационного, эмоционально-волевого) психологической готовности к школе у старших дошкольников, чьи матери реализуют стратегию интенсивного материнства.  "Выявить" — подразумевает, что эти особенности не очевидны и требуют специального исследования.
· "Описать" — означает дать качественную характеристику выявленным закономерностям.
· "Проанализировать" — означает не просто найти отличия, но и понять их причины и следствия в контексте стиля воспитания.
Эта четкая цель станет надежным фундаментом для всего исследования.

blob:https://web.telegram.org/3a2d8630-35b6-462b-afa7-381658864330


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...

Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении....

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...

Особенности психологической готовности к школе у детей с ЗПР

В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты...

Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»

Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....

"Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией"

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельност...