"Психологический портрет гиперактивного ребенка"
консультация по психологии
Психологический портрет гиперактивного ребёнка
Ключевые характеристики
Гиперактивный ребёнок (чаще — с диагнозом СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности) демонстрирует устойчивую комбинацию трёх групп симптомов:
невнимательность;
гиперактивность;
импульсивность.
Основные проявления
Невнимательность:
не удерживает внимание на деталях, допускает небрежные ошибки;
с трудом сохраняет концентрацию при выполнении заданий или в игре;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не следует инструкциям и не завершает работу (уроки, домашние дела);
испытывает трудности с организацией деятельности;
избегает задач, требующих длительного умственного напряжения;
часто теряет вещи (школьные принадлежности, одежду);
легко отвлекается на посторонние стимулы;
проявляет забывчивость в повседневных делах.
Гиперактивность:
беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте;
встаёт со своего места, когда это неуместно (на уроках, за столом);
бегает, лазает в неподходящих ситуациях;
не может тихо и спокойно играть;
находится в постоянном движении («как будто к нему моторчик приделан»);
чрезмерно разговорчив.
Импульсивность:
отвечает до того, как вопрос закончен;
не может дождаться своей очереди;
перебивает, вмешивается в разговоры и игры других;
совершает необдуманные поступки (например, выбегает на дорогу).
Особенности когнитивной и эмоциональной сферы
Цикличность внимания: продуктивная работа — 5–15 мин, затем «перезагрузка» — 3–7 мин (в это время ребёнок отвлекается).
Трудности с саморегуляцией: не умеет тормозить реакции, контролировать эмоции и поведение.
Повышенная эмоциональность: быстро раздражается, вспыхивает, трудно успокаивается.
Низкая устойчивость к фрустрации: остро реагирует на неудачи, критику.
Заниженная самооценка (из-за частых замечаний и неудач).
Социальное взаимодействие
Со сверстниками: трудности в соблюдении правил игр, импульсивные конфликты, непонимание социальных сигналов.
С взрослыми: непослушание, игнорирование требований, сопротивление режиму.
В школе: проблемы с дисциплиной, низкая успеваемость (не из-за интеллекта, а из-за невнимательности и неорганизованности).
Поведенческие паттерны
Не может долго сидеть на одном месте.
Постоянно двигается, крутится, вертит предметами.
Говорит быстро, перебивает, не дослушивает.
Начинает много дел, но не доводит до конца.
Часто теряет и забывает вещи.
Трудно засыпает, беспокойно спит.
Быстро утомляется, но не может успокоиться.
Сильные стороны (ресурсные качества)
Живое воображение, креативность.
Энергичность, энтузиазм.
Любознательность, интерес к новому.
Способность к быстрому усвоению информации (в интересующих областях).
Эмоциональная открытость.
Рекомендации по взаимодействию
Режим и структура:
чёткий распорядок дня;
короткие задания с перерывами на движение;
визуальные подсказки (расписания, списки).
Коммуникация:
короткие, конкретные инструкции;
спокойный тон, избегание крика;
позитивное подкрепление (похвала за усилия).
Организация пространства:
минимум отвлекающих факторов;
отдельное место для занятий;
удобные контейнеры для вещей (чтобы не терял).
Физическая активность:
ежедневные прогулки, спорт;
«разминки» между учебными заданиями.
Эмоциональная поддержка:
признание усилий, а не только результатов;
обучение навыкам самоконтроля (дыхательные упражнения, тайм-ауты);
работа с самооценкой (акцент на успехах).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический портрет гиперактивного ребёнка
Ключевые характеристики
Гиперактивный ребёнок (чаще — с диагнозом СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности) демонстрирует устойчивую комбинацию трёх групп симптомов:
- невнимательность;
- гиперактивность;
- импульсивность.
Основные проявления
Невнимательность:
- не удерживает внимание на деталях, допускает небрежные ошибки;
- с трудом сохраняет концентрацию при выполнении заданий или в игре;
- кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
- не следует инструкциям и не завершает работу (уроки, домашние дела);
- испытывает трудности с организацией деятельности;
- избегает задач, требующих длительного умственного напряжения;
- часто теряет вещи (школьные принадлежности, одежду);
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- проявляет забывчивость в повседневных делах.
Гиперактивность:
- беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте;
- встаёт со своего места, когда это неуместно (на уроках, за столом);
- бегает, лазает в неподходящих ситуациях;
- не может тихо и спокойно играть;
- находится в постоянном движении («как будто к нему моторчик приделан»);
- чрезмерно разговорчив.
Импульсивность:
- отвечает до того, как вопрос закончен;
- не может дождаться своей очереди;
- перебивает, вмешивается в разговоры и игры других;
- совершает необдуманные поступки (например, выбегает на дорогу).
Особенности когнитивной и эмоциональной сферы
- Цикличность внимания: продуктивная работа — 5–15 мин, затем «перезагрузка» — 3–7 мин (в это время ребёнок отвлекается).
- Трудности с саморегуляцией: не умеет тормозить реакции, контролировать эмоции и поведение.
- Повышенная эмоциональность: быстро раздражается, вспыхивает, трудно успокаивается.
- Низкая устойчивость к фрустрации: остро реагирует на неудачи, критику.
- Заниженная самооценка (из-за частых замечаний и неудач).
Социальное взаимодействие
- Со сверстниками: трудности в соблюдении правил игр, импульсивные конфликты, непонимание социальных сигналов.
- С взрослыми: непослушание, игнорирование требований, сопротивление режиму.
В школе: проблемы с дисциплиной, низкая успеваемость (не из-за интеллекта, а из-за невнимательности и неорганизованности).
Поведенческие паттерны
- Не может долго сидеть на одном месте.
- Постоянно двигается, крутится, вертит предметами.
- Говорит быстро, перебивает, не дослушивает.
- Начинает много дел, но не доводит до конца.
- Часто теряет и забывает вещи.
- Трудно засыпает, беспокойно спит.
- Быстро утомляется, но не может успокоиться.
Сильные стороны (ресурсные качества)
- Живое воображение, креативность.
- Энергичность, энтузиазм.
- Любознательность, интерес к новому.
- Способность к быстрому усвоению информации (в интересующих областях).
- Эмоциональная открытость.
Рекомендации по взаимодействию
Режим и структура:
- чёткий распорядок дня;
- короткие задания с перерывами на движение;
- визуальные подсказки (расписания, списки).
Коммуникация:
- короткие, конкретные инструкции;
- спокойный тон, избегание крика;
- позитивное подкрепление (похвала за усилия).
Организация пространства:
- минимум отвлекающих факторов;
- отдельное место для занятий;
- удобные контейнеры для вещей (чтобы не терял).
Физическая активность:
- ежедневные прогулки, спорт;
- «разминки» между учебными заданиями.
Эмоциональная поддержка:
- признание усилий, а не только результатов;
- обучение навыкам самоконтроля (дыхательные упражнения, тайм-ауты);
- работа с самооценкой (акцент на успехах).
Важно: диагноз СДВГ ставит только специалист (психиатр, невролог). Данный портрет — обобщённая картина, но каждый ребёнок индивидуален. Для эффективной помощи необходима комплексная коррекция: психолого-педагогическая поддержка + при необходимости медикаментозная терапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Психологический портрет застенчивого ребенка".
Материал раскрывает причины застенчивости ребенка; дает рекомендации по работе с застенчивыми детьми....
Портрет гиперактивного ребенка
Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себ...

"Портрет гиперактивного ребенка"
Гиперактивные ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все "как с гуся вода". Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Доб...
Психологический портрет аутичного ребенка
Характеристики поведения (ритуалы стереотипии, особенности эмоциональной сферы)...
Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"
Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях данного нарушения....

"Портрет гиперактивного ребенка"
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как буд...
