"Психологический портрет гиперактивного ребенка"
консультация по психологии

Психологический портрет гиперактивного ребёнка

Ключевые характеристики

Гиперактивный ребёнок (чаще — с диагнозом СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности) демонстрирует устойчивую комбинацию трёх групп симптомов:

  1. невнимательность;

  2. гиперактивность;

  3. импульсивность.

Основные проявления

Невнимательность:

  • не удерживает внимание на деталях, допускает небрежные ошибки;

  • с трудом сохраняет концентрацию при выполнении заданий или в игре;

  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;

  • не следует инструкциям и не завершает работу (уроки, домашние дела);

  • испытывает трудности с организацией деятельности;

  • избегает задач, требующих длительного умственного напряжения;

  • часто теряет вещи (школьные принадлежности, одежду);

  • легко отвлекается на посторонние стимулы;

  • проявляет забывчивость в повседневных делах.

Гиперактивность:

  • беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте;

  • встаёт со своего места, когда это неуместно (на уроках, за столом);

  • бегает, лазает в неподходящих ситуациях;

  • не может тихо и спокойно играть;

  • находится в постоянном движении («как будто к нему моторчик приделан»);

  • чрезмерно разговорчив.

Импульсивность:

  • отвечает до того, как вопрос закончен;

  • не может дождаться своей очереди;

  • перебивает, вмешивается в разговоры и игры других;

  • совершает необдуманные поступки (например, выбегает на дорогу).

 

Особенности когнитивной и эмоциональной сферы

  • Цикличность внимания: продуктивная работа — 5–15 мин, затем «перезагрузка» — 3–7 мин (в это время ребёнок отвлекается).

  • Трудности с саморегуляцией: не умеет тормозить реакции, контролировать эмоции и поведение.

  • Повышенная эмоциональность: быстро раздражается, вспыхивает, трудно успокаивается.

  • Низкая устойчивость к фрустрации: остро реагирует на неудачи, критику.

  • Заниженная самооценка (из-за частых замечаний и неудач).

  • Социальное взаимодействие

  • Со сверстниками: трудности в соблюдении правил игр, импульсивные конфликты, непонимание социальных сигналов.

  • С взрослыми: непослушание, игнорирование требований, сопротивление режиму.

В школе: проблемы с дисциплиной, низкая успеваемость (не из-за интеллекта, а из-за невнимательности и неорганизованности).

 

Поведенческие паттерны

  • Не может долго сидеть на одном месте.

  • Постоянно двигается, крутится, вертит предметами.

  • Говорит быстро, перебивает, не дослушивает.

  • Начинает много дел, но не доводит до конца.

  • Часто теряет и забывает вещи.

  • Трудно засыпает, беспокойно спит.

  • Быстро утомляется, но не может успокоиться.

Сильные стороны (ресурсные качества)

  • Живое воображение, креативность.

  • Энергичность, энтузиазм.

  • Любознательность, интерес к новому.

  • Способность к быстрому усвоению информации (в интересующих областях).

  • Эмоциональная открытость.

 

Рекомендации по взаимодействию

Режим и структура:

  • чёткий распорядок дня;

  • короткие задания с перерывами на движение;

  • визуальные подсказки (расписания, списки).

Коммуникация:

  • короткие, конкретные инструкции;

  • спокойный тон, избегание крика;

  • позитивное подкрепление (похвала за усилия).

Организация пространства:

  • минимум отвлекающих факторов;

  • отдельное место для занятий;

  • удобные контейнеры для вещей (чтобы не терял).

Физическая активность:

  • ежедневные прогулки, спорт;

  • «разминки» между учебными заданиями.

Эмоциональная поддержка:

  • признание усилий, а не только результатов;

  • обучение навыкам самоконтроля (дыхательные упражнения, тайм-ауты);

  • работа с самооценкой (акцент на успехах).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_giperaktivnogo_rebenka.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический портрет гиперактивного ребёнка

Ключевые характеристики

Гиперактивный ребёнок (чаще — с диагнозом СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности) демонстрирует устойчивую комбинацию трёх групп симптомов:

  1. невнимательность;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Основные проявления

Невнимательность:

  • не удерживает внимание на деталях, допускает небрежные ошибки;
  • с трудом сохраняет концентрацию при выполнении заданий или в игре;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не следует инструкциям и не завершает работу (уроки, домашние дела);
  • испытывает трудности с организацией деятельности;
  • избегает задач, требующих длительного умственного напряжения;
  • часто теряет вещи (школьные принадлежности, одежду);
  • легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • проявляет забывчивость в повседневных делах.

Гиперактивность:

  • беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте;
  • встаёт со своего места, когда это неуместно (на уроках, за столом);
  • бегает, лазает в неподходящих ситуациях;
  • не может тихо и спокойно играть;
  • находится в постоянном движении («как будто к нему моторчик приделан»);
  • чрезмерно разговорчив.

Импульсивность:

  • отвечает до того, как вопрос закончен;
  • не может дождаться своей очереди;
  • перебивает, вмешивается в разговоры и игры других;
  • совершает необдуманные поступки (например, выбегает на дорогу).

Особенности когнитивной и эмоциональной сферы

  • Цикличность внимания: продуктивная работа — 5–15 мин, затем «перезагрузка» — 3–7 мин (в это время ребёнок отвлекается).
  • Трудности с саморегуляцией: не умеет тормозить реакции, контролировать эмоции и поведение.
  • Повышенная эмоциональность: быстро раздражается, вспыхивает, трудно успокаивается.
  • Низкая устойчивость к фрустрации: остро реагирует на неудачи, критику.
  • Заниженная самооценка (из-за частых замечаний и неудач).
  • Социальное взаимодействие

  • Со сверстниками: трудности в соблюдении правил игр, импульсивные конфликты, непонимание социальных сигналов.
  • С взрослыми: непослушание, игнорирование требований, сопротивление режиму.

В школе: проблемы с дисциплиной, низкая успеваемость (не из-за интеллекта, а из-за невнимательности и неорганизованности).

Поведенческие паттерны

  • Не может долго сидеть на одном месте.
  • Постоянно двигается, крутится, вертит предметами.
  • Говорит быстро, перебивает, не дослушивает.
  • Начинает много дел, но не доводит до конца.
  • Часто теряет и забывает вещи.
  • Трудно засыпает, беспокойно спит.
  • Быстро утомляется, но не может успокоиться.

Сильные стороны (ресурсные качества)

  • Живое воображение, креативность.
  • Энергичность, энтузиазм.
  • Любознательность, интерес к новому.
  • Способность к быстрому усвоению информации (в интересующих областях).
  • Эмоциональная открытость.

Рекомендации по взаимодействию

Режим и структура:

  • чёткий распорядок дня;
  • короткие задания с перерывами на движение;
  • визуальные подсказки (расписания, списки).

Коммуникация:

  • короткие, конкретные инструкции;
  • спокойный тон, избегание крика;
  • позитивное подкрепление (похвала за усилия).

Организация пространства:

  • минимум отвлекающих факторов;
  • отдельное место для занятий;
  • удобные контейнеры для вещей (чтобы не терял).

Физическая активность:

  • ежедневные прогулки, спорт;
  • «разминки» между учебными заданиями.

Эмоциональная поддержка:

  • признание усилий, а не только результатов;
  • обучение навыкам самоконтроля (дыхательные упражнения, тайм-ауты);
  • работа с самооценкой (акцент на успехах).

Важно: диагноз СДВГ ставит только специалист (психиатр, невролог). Данный портрет — обобщённая картина, но каждый ребёнок индивидуален. Для эффективной помощи необходима комплексная коррекция: психолого-педагогическая поддержка + при необходимости медикаментозная терапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет гиперактивного ребенка.

Рассказано как распознать гиперактивного ребенка....

Статья на тему:"Психологический портрет застенчивого ребенка".

Материал раскрывает причины застенчивости ребенка; дает рекомендации по работе с застенчивыми детьми....

Портрет гиперактивного ребенка

Портрет гиперактивного ребенка  Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себ...

"Портрет гиперактивного ребенка"

Гиперактивные ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все "как с гуся вода". Поэтому о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Доб...

Психологический портрет аутичного ребенка

Характеристики поведения (ритуалы стереотипии, особенности эмоциональной сферы)...

Консультация для педагогов и родителей "Портрет гиперактивного ребенка"

Материал дает представление об особенностях детей с СДВГ, дает представление о различных проявлениях  данного нарушения....

"Портрет гиперактивного ребенка"

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как буд...