Психологический портрет аутичного ребенка
консультация по коррекционной педагогике на тему

Характеристики поведения (ритуалы стереотипии, особенности эмоциональной сферы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_auta.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический портрет аутичного ребенка


Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом. Жизненные впечатления местами смешиваются в фантасмогорическую картину, когда звук идет в виде цвета, а тактильный контакт воспринимается как звук.

Аутист порой с трудом разбирается в собственных ощущениях, что рождает проблемы с туалетом, плохо воспринимает границы своего тела. Слуховое восприятие тоже искажено. Временами неясно, как ребенок отреагирует на тот или иной звук. Часто он не откликается на собственное имя, и родителям кажется, что ребенок глухой. Еще в младенческом возрасте они замечают, что малыш часто не идет на прямой зрительный контакт, не смотрит «глаза в глаза». Попадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой.

Аутист не способен быстро переключать внимание от одного источника получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть.Страх неизвестности — главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь. Создание защитного панциря вокруг себя — вот на что направлены его основные усилия. Уже с раннего возраста ребенок старается отгородиться от внешнего окружения, не любит прикосновений, скупо выражает радость при виде матери.

Понимание обращенной к нему речи доставляет аутисту немало трудностей, но еще сложнее ему воспринимать мысли людей, говорящих между собой. На всем протяжении жизни он останется человеком со скудной палитрой эмоций. Его раздражает малейшее внесение поправок в распорядок и уклад собственного существования. Близкие, стоит им немного изменить внешний облик, могут стать неузнаваемыми и пугающими ребенка.

 Стереотипии, как набор повторяющихся действий, присутствуют во всех видах деятельности и взаимодействии с окружением. Питание ребенка предельно однообразно и может зависеть не от чувства голода, а от внешней обстановки. Большое значение для аутиста имеет внешний вид и структура пищи. Пытаясь максимально облегчить свою жизнь, ребенок стремится » разложить все по полочкам «, каждую вещь держать строго на своем месте, каждый отрезок действия скрупулезно очертить, создав из него ритуал, эхолалично повторяет услышанное, чтоб убедиться, что он все понял правильно. Восприятие действительности разбито на калейдоскоп деталей, которые ребенок — аутист делает главным маяком в познании мира.

Аутист не способен учиться сам в процессе подражания, бессознательно, инстинктивно ухватывать основные составляющие жизненного существования. Его надо учить всему: даже жестам и эмоциям.
Расширение словарного запаса не происходит, как у здоровых детей, спонтанно, в процессе общения, а должно делаться «принудительно».
Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов — все это недоступно аутисту.
Аутисты в литературе именуются «гиперреалистами». У них нет игровой деятельности, как у здоровых детей, с элементами фантазии и творчества. Аутичному ребенку непонятно, как коробка из-под обуви может быть одновременно гаражом для машины, а кукла способна говорить.

 Если такой ребенок «играет», то это, как правило, представляет собой механический набор однообразных повторяющихся действий. Подарки, сюрпризы, столь любимые всеми детьми, вызывают у аутиста панику своей непредсказуемостью. Лучше его заранее к этому подготовить.
Для аутиста характерно «гиперселективное» мышление в картинках, тогда как обычно мы думаем в виде комбинации слов и обобщений, идя от общего к частному.

  В ответ на любое высказывание в голове мгновенно возникает зрительный образ конкретного объекта с набором определенных деталей, причем на первое место ставится деталь зачастую не самая принципиальная в данной ситуации. Так при упоминании кошки появляется образ знакомого животного, при произнесении слова « лампа» встает изображение лампы в спальне. Подобная ассоциативность может рождать немало трудностей, когда слова «запускают» неправильную картинку.  

Дети-аутисты легко группируют предметы на базе видимого сходства по цвету, форме и т.д., но испытывают сложности с распределением вещей по абстрактным признакам: мебель, овощи, фрукты, животные, птицы. Они не могут обобщать как здоровые дети. Пытаясь выделить эти группы понятий, они все равно ищут в них опору на конкретные моменты.  

Также аутисту сложно группировать предметы по назначению и функциям. Ему непонятно, что любые чашки имеют одинаковый способ употребления: чтоб из них пить. Аутичный ребенок полагает, что чашки не могут быть объединены в одну группу, потому что имеют разный цвет или форму в качестве деталей восприятия.
Подобное преувеличенное внимание к деталям рождает страх и негативную реакцию, если обнаруживается, что какой-то детали или предмета нет на своем месте. Понятие порядка подразумевает собой строго определенное местоположение вещей: красная машинка только на верхней полке слева и никак иначе. Машинка воспринимается как одна из деталей мира.
Аутисты кажутся жутко медлительными, и это тоже имеет объяснение в особенностях их постижения действительности. Они вынуждены каждый раз вновь механистически собирать калейдоскоп деталей, чтоб понять то или иное явление. Каждый момент они борются с хаотичностью и «абсурдностью» этого мира, используя для этого все имеющиеся средства. Это ритуалы, стереотипии, эхолалии – все, что может помочь хоть как-то упорядочить жизнь. Аутичный ребенок по своей природе идеально послушен. Ему легче подчиниться, чем взять на себя ответственность и проявить инициативу.  Причины так называемого «плохого» поведения часто носят физиологический характер. Это плохое самочувствие: запор, зубная боль, боль в ухе и т.д. Важно постоянно отслеживать состояние здоровья ребенка.
Страх новой обстановки может вызвать истерики и тяжелые приступы агрессии. Чтобы это преодолеть, целесообразно дать аутисту в руки предмет, связанный с ожидаемым событием: продуктовую сумку перед походом в магазин, ключи от мащины перед поездкой и т.д.
Приступ паники может быть также вызван нетипичными звуками, ярким светом, резким запахом. Если указанные выше причины не наблюдаются, ребенок с помощью неадекватного поведения пытается
— Общаться
— Привлекает внимание к себе
— Избегает нежелательной ситуации
 

Поведение при аутизме

Одной из основных характеристик аутизма является нарушение коммуникативного поведения. Поведение детей-аутистов характеризуется замкнутостью, изолированностью, отсутствием навыков приспособления. Дети-аутисты, отказываясь от общения с внешним миром, уходят в свой внутренний мир фантазий. Они с трудом уживаются в компании детей и в целом не переносят места скопления людей.

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

аутоагрессия и гетероагрессия;

 приверженность к постоянству;

 стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные; ритуалы.

Аутоагрессия в поведении

 Как правило, в поведении преобладают элементы аутоагрессии – то есть агрессии против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление нового ребенка в окружении, смена игрушек, смена обстановки места. При этом агрессивное поведение ребенка-аутиста направлено на самого себя - он может ударять себя, кусать, бить по щекам. Аутоагрессия может переходить и в гетероагрессию, при которой агрессивное поведение направлено на окружающих. Такое деструктивное поведение является своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада. Наибольшую трудность в воспитании ребенка-аутиста представляет поход в общественное место. Даже если дома ребенок не проявляет никаких признаков аутистического поведения, то «выход в люди» является стрессовым фактором, который провоцирует неадекватное поведение. При этом дети могут совершать неадекватные поступки - бросаться на пол, бить и кусать себя, визжать.

Крайне редко (почти в исключительных случаях) дети-аутисты спокойно реагируют на перемены. Поэтому перед выходом в новое место   рекомендуется ознакомить ребенка с предстоящим маршрутом. Любая смена обстановки должна осуществляться поэтапно. Это, в первую очередь, касается интеграции в детский сад или школу. Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.Сначала ребенок должен ознакомиться с маршрутом, потом с местом, где ему предстоит проводить время. Адаптация в садике проводится, начиная с двух часов в день, постепенно увеличивая часы.

Ритуалы в поведении детей-аутистов

Такая приверженность к постоянству касается не только окружающей обстановки, но и других аспектов - еды, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так, если ребенок привык кушать кашу на завтрак, то поданный внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии. Прием пищи, надевание вещей, игра и любая другая деятельность нередко сопровождается своеобразными ритуалами. Ритуал может заключаться в определенном порядке подачи блюд, мытья рук, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть совершенно непонятными и необъяснимыми. Например, потрогать плиту, перед тем как сесть за стол, попрыгать, перед тем как лечь спать, зайти на крыльцо магазина во время прогулки и так далее.

Стереотипии в поведении детей аутистов

 Поведение детей-аутистов вне зависимости от формы заболевания отличается стереотипностью. Различают двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кружений вокруг своей оси, прыжков, кивков, движений пальцами. Для большинства аутистов характерны атетозоподобные  движения пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания. Не менее характерны такие движения как встряхивания, подпрыгивания отталкиваясь от кончиков пальцев, ходьба на цыпочках. Большинство двигательных стереотипий проходят с возрастом и редко наблюдаются у подростков. Голосовые стереотипии проявляются в повторении слов в ответ на вопрос (эхолалии), в декларации стихотворений. Наблюдается стереотипный счет.

Синдром гиперактивности при аутизме.

 Синдром гиперактивности наблюдается в 60 – 70 процентах случаев. Он характеризуется повышенной активностью, постоянным движением, неусидчивостью. Все это может сопровождаться психопатоподобными явлениями, такими как расторможенность, возбудимость, крики. Если попытаться остановить ребенка или забрать у него что-то, то это приводит к реакциям протеста. Во время таких реакций дети падают на пол, кричат, бьются, ударяют себя. Синдром гиперактивности почти всегда сопровождается дефицитом внимания, что вызывает определенные трудности в коррекции поведения. Дети расторможены, не могут стоять или сидеть на одном месте, не способны концентрироваться на чем-либо. При выраженном гиперактивном поведении рекомендуется медикаментозное лечение.

Нарушения в эмоциональной сфере при аутизме.

 Уже с первых лет жизни у детей отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Они характеризуются неспособностью идентифицировать собственные эмоции и понимать чужие. Дети-аутисты не могут сопереживать или радоваться чему-то, также они с трудом проявляют собственные чувства. Даже если ребенок выучивает название эмоций по картинкам, то он не способен впоследствии применить свои знания в жизни. Отсутствие эмоционального отклика во многом обусловлено социальной изолированностью ребенка. Поскольку невозможно пережить эмоциональный опыт в жизни, то и невозможно дальнейшее осмысление этих эмоций ребенком. Расстройства эмоциональной сферы также выражаются в отсутствии восприятия окружающего мира.

Так, ребенку трудно представить себе свою комнату, даже зная наизусть все предметы, которые в ней находятся. Не имея представления о собственной комнате, ребенок также не может себе представить внутренний мир другого человека.

Особенности развития детей с аутизмом.

 Особенности годовалого ребенка часто проявляются в задержке развития навыков ползания, сидения, вставания, первых шагов. Когда же ребенок начинает делать первые шаги, родители отмечают некоторые особенности - ребенок часто застывает, ходит или бегает на цыпочках с расставленными руками («бабочка»). Походка отличается некой деревянностью (ноги как будто не сгибаются), порывистостью и импульсивностью. Нередко дети неуклюжи и мешковаты, однако, также может наблюдаться и грациозность. Также запаздывает усвоение жестов - практически нет указательного жеста, трудности в приветствии-прощании, утверждении-отрицании. Мимика детей с аутизмом отличается малоподвижность и бедностью. Нередко встречаются серьезные лица, с прорисованными чертами («лицо принца» по Каннеру).

 В заключение, хочется привести слова аутиста об ощущении себя в окружающем мире, приведенные в брошюре «Мама, это человек или животное?»

 «Страдать аутизмом – не значит не быть человеком. Это значит, быть странным. Это значит, что то, что нормально для других, не нормально для меня, а то, что нормально для меня, ненормально для других. В некоторых отношениях, я очень плохо подготовлен, чтобы выжить в этом мире, как если бы я был инопланетянин, приземлившийся без учебника. Но моя личность не тронута. В глубине себя я чистый. Я чувствую большое значение и ценность моей жизни, и у меня нет никакого желания быть вылеченным. Признайте, что мы отличаемся друг от друга, будучи равными, что мой способ существования – это не только искаженная версия вашего.Давайте вместе работать, чтобы мы смогли построить между нами мосты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет ребенка 4 лет

Информация об особенностях воспитания , развития и обучения ребенка 4 лет...

Статья на тему:"Психологический портрет застенчивого ребенка".

Материал раскрывает причины застенчивости ребенка; дает рекомендации по работе с застенчивыми детьми....

Психологический портрет ребенка 4 года жизни

Психологический портрет ребенка 4 года жизни...

Психологический портрет ребенка пятого года жизни

Пятый год жизни - период активного формирования у ребенка  познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ре...

Психологический портрет современного ребенка

Какой же он, новый ребенок, что в нем особенного?...

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

Методические рекомендации по выявлению одаренных детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов "Психологический портрет современного ребенка"

Выявление особенностей современных детей является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса и направления педагогической деятельности. Так какой же он с...