Тренинг для педагогов "Эффективная команда"
план-конспект занятия по психологии

Богданова Евгения Владимировна

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Правильное понимание  личностных качеств и актуальных состояний коллег и отношений между людьми даёт возможность для эффективного планирования, принятия решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_effektivnaya_komanda.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на тему «Эффективная команда»

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Правильное понимание  личностных качеств и актуальных состояний коллег и отношений между людьми даёт возможность для эффективного планирования, принятия решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.

Актуальность

Невозможно сделать всю работу одному, время от времени приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только незначительная цель, которую поставил для себя каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке, и можем её получить именно в своей команде! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

формирование благоприятного психологического климата; формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей; развитие умения работать в команде; осознание каждым участником своей роли, функции в

команде.

Целевая аудитория:  педагоги.

Форма проведения: тренинг.

Ожидаемые результаты:

улучшение психологического климата в коллективе; повышение качества

взаимодействия между членами коллектива; сформированность навыка

работать в команде; способность понимания своего состояния и состояния других людей.

Формы работы:

Групповая

Техническое обеспечение: ноутбук, музыкальное сопровождение для каждого упражнения, флипчарт, письменный стол.

Рабочий материал: фломастеры/цветные ручки; бланк с инструкцией для каждого; клей; заготовленные шаблоны в виде сердечек; ватман/плакат для коллективной аппликации «Сердце коллектива»; форма «Ромашка» для комплиментов; тяжёлый мяч; свеча; индивидуальные планшеты.

Правила проведения тренинга:

- отключить мобильные телефоны;

- активное участие в предлагаемых занятиях и упражнениях;

- четко выполнять инструкции;

- уважать друг друга выступать по одному;

- быть терпимым и доброжелательным;

- конфиденциальность.

 

Собраться вместе - это начало.
Остаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех.

Генри Форд

Ход тренинга

 

В зале играет спокойная тихая музыка.

Тренер  приглашает участников тренинга пройти в зал и занять места.

Вступительное слово:

Притча «О единице и нулях»

Однажды один профессор физико-математического факультета, с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок, написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил:

Это ваша человечность. Самое необходимое в жизни качество.

Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал:

А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз. Ещё один 0 — опыт, с которым человек стал 100.

И так, добавлял 0 за 0: осторожность, воспитанность, любовь…

Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека, — сказал профессор.

Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули. Профессор сказал:

Если в вас не будет человечности, всё чего вы добились — не стоит ровным счётом ничего! Человек может и должен жить для другого человека!

Мы то, что нас наполняет!

Сегодня наш тренинг посвящён теме сплочения, коллективной взаимовыручки и просто положительной энергии друг к другу.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Правила тренинга: Все участники обращаются друг к другу исключительно на «ТЫ», либо по имени- Наталья, Ирина, Владимир….. Это поможет отодвинуть границы, которые держат нас в напряжении и четко обозначают ранг участника. За всем этим нам часто бывает трудно проявить себя как личность и быть искренними друг с другом. Сегодня мы оставляем эти границы для положительного раскрепощения и взаимодействия друг с другом. Каждый участник высказывает исключительно собственное суждение от первого лица. Нельзя пользоваться обобщением, каждый говорит только от собственного имени, за себя.

Упражнени 1 «ПРИВЕТСТВИЕ»

Цель: разогреть настроение коллектива, зарядить позитивом.

Инструкция: Участники выбирают карточки наугад на которых написано нестандартное приветствие и произносят их, обращаясь, друг к другу.

Тренер: Мы всегда приветствуем друг друга общепринятыми стандартными фразами – Привет, здравствуйте, доброе утро. Я предлагаю проявить креативность мышления и поднять друг другу настроение необычными приветствиями, добавить юмора и изюминку. Что бы вам было легче, у меня имеются заготовки приветствия, которые будут помощником. Вам необходимо принять правила игры и действовать намеченным образом.

 

1. О, здравствуй, мой драгоценный друг!

2. А я-то думаю, что за свет впереди меня, а оказывается, это ты идешь по дороге! ВАУ! несказАнно рада видеть твою персону перед собой!

4. Да это просто праздник какой-то! Я встретила тебя.

5. Какие люди! Рада тебя видеть здесь.

6. Вот это подарок! Вижу тебя и радуюсь!

7. Ты смотри! Не идет, а плывет, летит! Ну Привет!

8. М-м-м …Я почувствовала твой прекрасный парфюм еще за углом, приветствую!

9. Ты знаешь, я рада тебя видеть сегодня даже больше, чем солнышко на небе!

10.Ты так хорошо выглядишь! Так держать.

11. Здравствуй! Видеть твою улыбку – огромное счастье для меня сегодня!

12.Привет! Ты как ложка к обеду, всегда вовремя.

13.Ты – единственный человек, которого я так рада видеть сегодня!

14.Здорово что я тебя встретила, без тебя этот день не был бы так хорош!

15.Ты, как вишенка на торте, всегда вызываешь восторг! Рад(а) видеть тебя!

16. Привет сестрёнка!

17.КУ! (развести руки в стороны. Приветствие из фильма КИН ДЗА ДЗА

18.Приветушечки, моя хорошая!

19.Здрасьте! Отличный денечек - никаких вам заморочек.

20.Утречка ясного, дня прекрасного, вечера отличного и ничего личного.

21. Всем джус!

22.Приветствую тебя землянин!

 

Упражнение  «Ловим палец» фоновое музыкальное сопровождение

Инструкция: участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на левой ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

 

Упражнение «Слабое звено» музыкальное сопровождение

Материал: тяжелый мяч: баскетбольный, футбольный или волейбольный.

Инструкция: участники встают в круг. Руки согнуты в локтях, открыты вверх ладонями на уровне талии. «Перекатывать» мяч по кругу надо как можно скорее, но не допускайте его падения.

Рефлексия:

Можно ли было уклониться от выполнения задания? Почему? Как вы думаете

если в игре кто-то не справился с заданием и уронил мяч, на сколько это сказывается на всей игре команды, и как можно этого избежать? Музыку можно подобрать с разным меняющимся ритмом.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1: «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем мы похожи, для того, что бы найти приятелей по интересам. Узнать новый факт, который может объединить или подчеркнуть разницу, обозначить индивидуальность человека.

Ход упражнения: под музыкальное сопровождение участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в одной организации, у нас одинаковый цвет волос и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

 

Упражнение «Комплимент «Ромашка» музыкальное сопровождение

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам

собеседника. Участники должны постараться придумать актуальный не стандартный комплимент.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты…!»

Сегодня будем дарить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме письменного послания. Каждый участник по кругу пишет комплимент на одном лепестке цветным фломастером. Готовая аппликации «ромашка» на которой в сердцевине написано имя и фамилия владельца ромашки. Записывается исключительно в обращении на «ты».

Например:

- Ты отзывчивый человек!

- У тебя красивые глаза!

-Мне нравится твой мягкий голос!

-Твоей эрудиции можно позавидовать!

-Ты находка для нашего коллектива!

-У тебя определённо есть вкус в украшениях!

- Ты отлично подбираешь образы!

Рефлексия:

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

Были ли приятные моменты в упражнении, какие? Вы довольны своими комплиментами, есть среди них приятно неожиданные?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Сердце коллектива» фоновая спокойная музыка.

Цель: настроить коллектив на положительные аффирмации.

Материал: бумажные шаблоны сердца, цветные фломасеры/ручки, клей, плакат.

Инструкция: для каждого участника предоставляется заготовка в виде сердца, ручка, клей, дается задание «обращение/послание к коллективу»

Тренер: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Придумайте дружескую/мотивационную фразу в адрес коллектива. Выберете сердечко и запишите на нём то, что вы хотите пожелать или выразить в адрес коллектива. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. После того, как мы приклеим все наши маленькие сердечки с пожеланиями и признаниями на наше большое сердце, этот плакат станет замечательным напоминанием, признанием наших успехов и качеств.

(участники приклеивают маленькие сердечки на плакат в форме сердца)

Релаксационное упражнение «Полёт к звезде» при выключенном свете, в темном помещении.

Цель: снятие частичного или полного физического, психического напряжения.

Материал: тематическая музыка, текст.

- Я предлагаю вам сесть  поудобнее и закрыть глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

«Вы чувствуете, как ваши ноги  постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите  вниз: всё, что раньше  вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…)  всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть  голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

    Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения… А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

   А теперь нам необходимо возвращаться домой.  Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра… Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой.  Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца. Вот приближающаяся Земля.  Реки, озёра,  луга, парки, дома, люди… всё - становится ближе, крупнее….

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Свеча»

Цель: услышать впечатления друг друга, поделиться своими эмоциями.

Материал: свеча.

Инструкция: можно воспользоваться предлагаемыми шаблонами, или задавать вопросы участникам.

Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

Тренер:

«И хочу закончить наше общение следующим напутствием: «Давайте будем делиться энергией и любовью, которыми мы обладаем, с людьми, находящимися вокруг нас. Знайте: то, что исходит из нашего сердца, к нам же потом и возвращается. Давайте откроем его и примем каждого с любовью, одобрением и желанием окружить его заботой.  Давайте поделимся своей заботой и поддержкой с каждым, а принимает он ее или нет, оставим право за ним. То, что наша любовь и поддержка может быть отвергнута, не может причинить нам боль.     Именно благодаря каждому из нас на этой планете, в конкретном месте будет царить нечто хорошее. Знайте, что в этом есть ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для ближнего, чтобы этот мир стал счастливым. Вы - прекрасный человек, вы так чудесны! И знайте, что это правда.

Наш тренинг завершён, я благодарю каждого за присутствие и участие в нём. Предлагаю наградить самих себя за успешную работу аплодисментами.

Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг с педагогами "Вместе мы команда!"

Тренинг включает в себя упражнения на сплочение педагогического коллектива, развитие эмпатии и товарищества....

Тренинг "Наша дружная команда"

Коллектив ДОУ, как и многие другие коллективы, состоит из разных людей, у каждого из которых есть свои ценности, привычки, способы поведения, разные профессиональные навыки. Основная трудность порой с...

Тренинг с педагогами "Команда"

Тренинг разработан для  сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия....

Тренинг «Тимбилдинг или команд образованию»

Тренинг «Тимбилдинг или команд образованию»...

Тренинг для педагогов «Команда»

Тренинг для педагогов«Команда»...