Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры.
консультация по психологии
Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.
Пройдет этот год и Ваш ребенок пойдет учиться. Многих из родителей волнует вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?». Очень многие родители считают, что ребенок должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе. Это конечно немаловажно, но, главное, ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению. Сегодня мы более подробно остановимся на интеллектуальной сфере.
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.
Память
Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания. Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
К данному возрастному периоду ребенок может уже:
• запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов,
• рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы,
• повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов,
• подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке,
• повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно,
• подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки,
• запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находится.
Вот несколько упражнений на развитие памяти ребенка:
- «Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, какие цветы росли в парке, сколько людей было на детской площадке и т. д.
- «Что изменилось?»
Для тренировки детской памяти предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.
- «Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.
- «Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.
Можно использовать и другую вариацию данного упражнения. Предложить ребенку запомнить парные картинки, а после убрать карточку. Ребенку необходимо будет заполнить пустые клетки в другом бланке.
Восприятие
Игра на восприятие
«Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры. Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм.
Мышление
Характерной формой мышления в старшем дошкольном возрасте является наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образы об этих предметах.
Ребенок готов к школьному обучению в интеллектуальном плане, если он уже может:
• объединять предметы в группы по определенным признакам,
• выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов,
• выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам,
• уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам,
• сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними,
• подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Упражнения для развития мыслительных операций
- «Загадки»
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить ребенку и самостоятельно составить загадки о каких - либо известных предметах.
- «Исключение лишнего»
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём - то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Другая вариация данного упражнения «четвертый лишний». Ребенку показывают картинку, где изображено четыре предмета, один из которых лишний. Необходимо найти «лишний» и объяснить почему.
- «Поиск аналогов»
Называется какой - либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо сказать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор», «детали» вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам
Внимание
В 7-ми летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Упражнения и игры для развития внимания
- «Хитрые числа»
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от 1 до 20. Затем необходимо их тщательно перемешать и в произвольном порядке раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Затем задача состоит в том, что родитель, который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку любого числа. При этом их чадо должно положить рядом карточку с числом, которое ближе всего к тому, которое задано. То есть, если мама или папа положили цифру 5, то ребенок должен выложить либо 4, либо 6. Эта игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие. Часто для поступления в начальную школу дети проходят специальное тестирование. В тестах может встретиться задание типа «Назови числа-соседи». Если малыш освоит это упражнение, то он с легкостью сдаст предложенный тест.
- «Найдите отличия»
Необходимо распечатать два рисунки, где нужно искать отличия одного от другого. Заранее предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5, 7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…».
- «Запретное слово «нет»
Очень актуальная игра не только на развитие внимательности, но и на мышление. Мама или папа должны задавать своему дошкольнику разные вопросы с подвохом, но он должен ответить на них так, чтобы не прозвучало «нет». Например: Светит ли солнце ночью? (правильный ответ «не светит», не правильный «нет»), Чистишь ли ты зубы мочалкой? (правильный ответ «чищу щеткой»), Кошка ест огурцы? Надевают ли юбку на голову? Нужно ли на хлеб мазать крем? Таких вопросов может быть огромное количество, но важно, чтобы ребенок не произносил слова «нет».
- «Путаница»
Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. . Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
Данные упражнения и игры помогут Вашему ребенку повысить свой уровень интеллектуального развития и успешно подготовиться к школьному обучению в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.
Пройдет этот год и Ваш ребенок пойдет учиться. Многих из родителей волнует вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?». Очень многие родители считают, что ребенок должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе. Это конечно немаловажно, но, главное, ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению. Сегодня мы более подробно остановимся на интеллектуальной сфере.
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность.
Память
Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания. Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
К данному возрастному периоду ребенок может уже:
• запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов,
• рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы,
• повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов,
• подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке,
• повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно,
• подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки,
• запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находится.
Вот несколько упражнений на развитие памяти ребенка:
- «Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, какие цветы росли в парке, сколько людей было на детской площадке и т. д.
- «Что изменилось?»
Для тренировки детской памяти предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.
- «Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.
- «Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.
Можно использовать и другую вариацию данного упражнения. Предложить ребенку запомнить парные картинки, а после убрать карточку. Ребенку необходимо будет заполнить пустые клетки в другом бланке.
Восприятие
Игра на восприятие
«Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры. Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм.
Мышление
Характерной формой мышления в старшем дошкольном возрасте является наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образы об этих предметах.
Ребенок готов к школьному обучению в интеллектуальном плане, если он уже может:
• объединять предметы в группы по определенным признакам,
• выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов,
• выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам,
• уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам,
• сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними,
• подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Упражнения для развития мыслительных операций
- «Загадки»
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить ребенку и самостоятельно составить загадки о каких - либо известных предметах.
- «Исключение лишнего»
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём - то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Другая вариация данного упражнения «четвертый лишний». Ребенку показывают картинку, где изображено четыре предмета, один из которых лишний. Необходимо найти «лишний» и объяснить почему.
- «Поиск аналогов»
Называется какой - либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо сказать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор», «детали» вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам
Внимание
В 7-ми летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Упражнения и игры для развития внимания
- «Хитрые числа»
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от 1 до 20. Затем необходимо их тщательно перемешать и в произвольном порядке раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Затем задача состоит в том, что родитель, который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку любого числа. При этом их чадо должно положить рядом карточку с числом, которое ближе всего к тому, которое задано. То есть, если мама или папа положили цифру 5, то ребенок должен выложить либо 4, либо 6. Эта игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие. Часто для поступления в начальную школу дети проходят специальное тестирование. В тестах может встретиться задание типа «Назови числа-соседи». Если малыш освоит это упражнение, то он с легкостью сдаст предложенный тест.
- «Найдите отличия»
Необходимо распечатать два рисунки, где нужно искать отличия одного от другого. Заранее предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5, 7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…».
- «Запретное слово «нет»
Очень актуальная игра не только на развитие внимательности, но и на мышление. Мама или папа должны задавать своему дошкольнику разные вопросы с подвохом, но он должен ответить на них так, чтобы не прозвучало «нет». Например: Светит ли солнце ночью? (правильный ответ «не светит», не правильный «нет»), Чистишь ли ты зубы мочалкой? (правильный ответ «чищу щеткой»), Кошка ест огурцы? Надевают ли юбку на голову? Нужно ли на хлеб мазать крем? Таких вопросов может быть огромное количество, но важно, чтобы ребенок не произносил слова «нет».
- «Путаница»
Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. . Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
Данные упражнения и игры помогут Вашему ребенку повысить свой уровень интеллектуального развития и успешно подготовиться к школьному обучению в начальной школе.
Используемая литература:
- Белянина О.А. Возрастная психология: Учебн.пособие. – Изд.2-е, дополн.и перераб. – Иркутск: Восточно – Сибирская госудаственная Академия образования, 2009. – 170 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 1999. - 452с.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...
Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"
Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....
Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.
Материал для родителей и педагогов по подготовке ребенка к обучению в школе. Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов....
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...

Консультация «Особенности развития психических процессов детей раннего возраста»
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего в...

«Психологические особенности развития детей 5-6 лет. Практические рекомендации родителям по развитию психических процессов детей 5-6 лет»
laquo;Психологические особенности развития детей 5-6 лет.Практические рекомендации родителям по развитию психических процессов детей 5-6 лет» Кон...