«Особенности преодоления семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Агапова Юлия Юрьевна

Цель исследования: разработка и апробация программы преодоления семейных кризисов в семье с небольшим стажем семейной жизни (до 5 лет).

Объект исследования: 20 полных семей (20 мужчин и 20 женщин), в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем брака от полугода до 5 лет, имеющие и не имеющие детей, которых мы условно разделили на контрольную и диагностическую группы.

Предмет исследования: психологические особенности преодоления семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности преодоления семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни» Цель исследования: разработка и апробация программы преодоления семейных кризисов в семье с небольшим стажем семейной жизни (до 5 лет). Объект исследования: 20 полных семей (20 мужчин и 20 женщин), в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем брака от полугода до 5 лет, имеющие и не имеющие детей, которых мы условно разделили на контрольную и диагностическую группы. Предмет исследования: психологические особенности преодоления семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни. На основании проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи: Изучить теоретические подходы к изучению проблемы по преодолению семейных кризисов в семьях с небольшим стажем семейной жизни; Выявить возможности психологической помощи семьям с небольшим стажем семейной жизни в преодолении семейных кризисов; Разработать и апробировать программу психологической помощи в преодолении семейных кризисов в семьях с небольшим стажем семейной жизни;

Слайд 2

Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ____________________________________________В исследовании приняли участие 20 полных семей (20 мужчин и 20 женщин), в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем семейной жизни от полугода до 5 лет, имеющие и не имеющие детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем: Изучены семьи с небольшим стажем семейной жизни на предмет возникновения в них семейных кризисов; Разработана и реализована программа преодоления семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни; Выявлена динамика результатов исследования по итогам реализации программы.

Слайд 3

Анализ первичной диагностики психологических особенностей по преодолению семейных кризисов семьями с небольшим стажем семейной жизни показал, что семья в настоящее время претерпевает кризис, в большинстве семей неблагополучная эмоциональная обстановка, молодые супруги быстро разочаровываются друг в друге, не хотят мириться с недостатками друг друга, считают, что жизнь без супруга была бы лучше . На формирующем этапе исследования была разработана и проведена программа преодоления семейных кризов в семье с небольшим стажем семейной жизни (до 5 лет) «Управление кризисами – сохранение семьи». Из 20 семей, которых мы продиагностировали на первом этапе исследования, мы определили экспериментальную группу, которая составила 10 семей (10 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 20 до 30 лет.

Слайд 4

Проведенная программа по профилактике и преодолению семейных кризисов, заставила проверить как изменились результаты первого этапа эксперимента после проведения формирующего этапа исследования. I .Результаты теста – опросника удовлетворенности браком На диагностическом этапе, нами не было выявлено абсолютно неблагополучные семей. Неблагополучными оказались 2 семьи (20% от испытуемых), скорее неблагополучные 2 семьи (20% от испытуемых), на переходном уровне оказались 5 семей (50% от испытуемых). Свой брак как скорее благополучный оценивает 1 семья (10% от испытуемых). Благополучных и абсолютно благополучных семей было не выявлено. В результате разработки и апробирования программы психологической помощи по преодолению семейных кризисов в семье с небольшим стажем семейной жизни, в экспериментальной группе мы получили следующие данные (рис.6).Мы не выявили ни одной семьи абсолютно неблагополучной. Неблагополучные семьи также не были выявлены, скорее неблагополучная семья выявлена 1 (10 % от испытуемых), на переходном уровне от скорее благополучной и скорее неблагополучной находится 4 семьи, что составляет 40 % от испытуемых. Свой брак как скорее благополучный оценивает 3 семьи, что составляет 30%, благополучный брак мы выявили у двух семей (20%). Абсолютно благополучных семей было не выявлено.

Слайд 5

II .Результаты проведения методики «оценка нервно-психического напряжения Немчина Т.А.» В контрольной группе 3 семьи (30%) были выявлены с чрезмерным нервно-психическим напряжением, в пяти семьях (50%) умеренное нервно-психическое напряжение и в двух семьях (20%) слабое. После проведения формирующего этапа эксперимента мы получили следующие результаты: в 7 семьях (70%) идет спад нервно-психического напряжения. Теперь напряжение находится в диапазоне слабого, хотя на этапе диагностического эксперимента эти семьи были в диапазоне умеренного нервно-психического напряжения. 3 семьи (30%) из диапазона чрезмерного нервно-психического напряжения перешли в диапазон умеренного нервно-психического напряжения.

Слайд 6

III .Результаты проведения методики "Общение в семье" Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Экспериментальная группа В контрольной группе видно , что большинство семей имеют высокий и средний баллы, что говорит о низкой доверительности общения, низком взаимопонимании между супругами, так же говорит о разнице взглядов супругов, трудностях общения между супругами. По результатам, представленным в экспериментальной группе , мы можем сделать вывод, что после проведения формирующего этапа в экспериментальной группе между супругами увеличивается доверительность общения, взаимопонимание. Супруги экспериментальной группы проще налаживают контакт в общении, умело начинают и завершают разговор. В целом у большинства межличностное общение способствует созданию комфортной и интимной атмосферы в семье.

Слайд 7

На основе анализа результатов по всем трем методикам, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе исследования результаты по данным методикам улучшились. Таким образом, мы можем говорить об эффективности нашей программы по преодолению семейных кризисов в семьях с небольшим стажем семейной жизни. Поэтому мы можем утверждать, что гипотеза исследования доказана.

Слайд 8

Самоанализ профессиональной деятельности магистранта В ходе Производственной практики: научно-исследовательской работы я научилась находить способы и методы самостоятельного поиска, критического анализа, систематизации и обобщения научной информации, постановки целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения. Также я научилась применять данные методы. В ходе научно-исследовательской работы я приобрела способность постановки проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического). Практическая значимость исследования состоит в том, что подобраны психодиагностические методики адекватные изучаемой проблеме исследования, изучены уровни выраженности профессиональной деформации педагогов, разработана и апробирована программа психологической помощи педагогам общеобразовательной школы в преодолении профессиональной деформации и изучена динамика результатов по итогам ее реализации . В ходе производственной практики: научно-исследовательской работы мной освоены следующие компетенции: ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения; ПК-1 способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического); ПК-4 готовностью представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения, способствующие освоению компетентностного подхода в подготовке практического психолога. На наш взгляд, приобретенные способности и готовности помогут мне в самостоятельной профессиональной деятельности и будут способствовать продолжению научно-исследовательской работы, профессиональному и личностному росту меня, как практического психолога. Кроме того, я научилась представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения в практическую работу.

Слайд 9

Список используемой литературы : 1.Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестн . Моск . ун-та. - 2012. - № 9. - С. 17–22 2.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма Класс, 2004. - 208 с. 3.Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. - М.: Изд-во МГУ, 2004. – 214 с. 4.Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография для психологов, педагогов, социологов / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с. 5.Анискевич А.С. Семья и семейные отношения: Учебно-методическое пособие / А.С. Анискевич , А.Н. Богаевская . – М.: Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001 – 53 с. 6.Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 192 с. 7.Безруков И.С. Семья в условиях кризиса / И.С. Безруков. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. – 152 с. 8.Богданович Л. А. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Л. А. Богданович, Г. Т. Богданов, А. М.Полеев . – М.: Профиздат , 1999. – 64 с . 9. Кашапов М. М. Психологическое консультирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. М. Кашапов . — 2-е изд., испр . и доп. — Москва: Издательство Юрайт , 2019. — 157 с. 10. Милькевич О. А. Методика и технология работы социального педагога: формы работы с семьей: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. А. Милькевич , Ю. В. Перлова . — Москва: Издательство Юрайт , 2019. — 184 с . 11. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр . и доп. — Москва: Издательство Юрайт , 2019. — 234 с. 12. Рыбак Е.В. Молодая семья в современном обществе: методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцова , А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик . — М.: ООО «ТР- Принт », 2016. — 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения в конфликтной ситуации супругов с различным стажем семейной жизни

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, это единственная социальная группа, при...

Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет

Личностный кризис семи лет как кризис мировоззрения играет немаловажную роль в дальнейшем  развитии ребенка. Крайне важно с пониманием и терпением относится к ребенку в этот период....

Психологические особенности детей 6-7 лет и способы преодоления кризиса семи лет

Социальная и личностная готовность к обучению в школе напрямую связана с готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающей среде и самому себе, что предполагают условия школьно...

Статья на тему "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"В данной статье рассматриваются особенности стилей семейног...

Семейная гостиная «Семья и семейные традиции в жизни ребенка»

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как с...

Программа психологической помощи по преодолению семейных кризисов в семье с небольшим стажем семейной жизни

Программа психологической помощи по преодолению семейных кризисов в семье с небольшим стажем семейной жизни...