Статья на тему "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"
статья

Светлишина Анастасия Дмитриевна

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Особенности личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания"
В данной статье рассматриваются особенности стилей семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Светлишина А.

Особенности личностного развития детей
из семей с разным стилем семейного воспитания

По данным исследований, современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением её социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, стабильным ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. Настораживает и такой социально-психологический фактор, как снижение у женщин инстинкта материнства, а у мужчин всё чаще встречается непонимание социальной роли отца [10].

В качестве негативных тенденций современной семьи ученые отмечают падение престижа родителей по сравнению с ролью сверстников. Происходящие социально-экономические изменения в обществе приводят к тому, что во многих семьях разрывается связь поколений, что значительно затрудняет передачу опыта старшими младшим. Личный и профессиональный опыт становления взрослых членов семьи по существу оказывается малопригодным для подрастающего поколения. Семья как пространство воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка, что обуславливает актуальность обращения к проблеме особенностей личностного развития детей из семей с разным стилем семейного воспитания.

Если говорить о личности как о предмете психологии, то оно определяется через: а) сознание: «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет своё отношение к окружающему» [9]; б) общественно значимое поведение: «в качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общественно значимое поведение или деятельность человека» [9].

Таким образом, в настоящее время личность рассматривается как динамическое сложное образование, устойчивая система поведения индивида, которая строится на основе включения в социальный контекст.

Развитие личности в настоящее время рассматривается как процесс качественных и количественных изменений под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие личности ведёт к изменению качеств личности, к формированию новых свойств – новообразований. Развитие личности от возраста к возрасту протекает в рамках следующих направлений – в рамках психического развития, социального и физиологического развития.

Американский психолог Диана Баумринд сформулировала 3 стиля воспитания – либеральный, авторитарный и авторитетный [1]. Стили воспитания могут формироваться под воздействием факторов субъективности и объективности, могут быть связаны с генетическими  особенностями  ребёнка.

Либеральный стиль отличает свободная выраженность действий. Ребёнок становится предоставленным самому себе и своим интересам. Фактически он сам управляет своей жизнью, без вмешательства родителей. Попустительство со стороны родителей может привести к агрессии. Главный принцип деятельности таких родителей — быть удовлетворённым любым действием ребёнка, исполнять все его прихоти и требования, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребёнку. Следовательно, в первую очередь у детей будут проявляться эгоистические черты в характере. Интеллектуальное развитие детей родители стимулируют для того, чтобы в дальнейшем извлечь из этого выгоду. Следовательно, дети утрачивают способность правильного реагирования на различные затруднения, связанные, например, с поступлением в школу. В результате формируется озлобленность к миру или даже ненависть к родителям, несамостоятельность и неуверенность из-за недостатка собственных желаний [1]. Таким образом, либеральный стиль воспитания ограничивает развитие системы нравственных суждений.

Столкнувшись с разного рода ограничениями, у ребёнка возникнет стресс и неприятие действительности. Закономерно сформируется неадекватное поведение или непослушание. Неприятие действительности базируется на сопротивлении внешним воздействиям ввиду неправильного воспитания. У ребёнка возникает поведенческий кризис (причиной которому стал психологический). При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. А вот если ребёнок перестаёт чувствовать угрозу, то в дальнейшем поведение таких детей может стать антиобщественным или девиантным.

В отличие от предыдущего стиля воспитания при демократическом стиле позиция родителей основывается на доверительном и внимательном отношении к ребёнку. Не случайно автор индивидуальной психологии Альфред Адлер отдаёт предпочтение  этому  стилю, считая, что поощрение и положительная мотивация  способствуют гармоничному  развитию ребёнка.

 Структура  авторитетного  стиля  воспитания  предусматривает  общение «на равных», где ребёнок является полноправным участником семейного процесса. Основные способы общения в авторитетной семье - просьба, совет, информирование. Особую роль здесь играет взаимодоверительность между родителями и детьми. В результате  формируется  личность адаптивная, приспособленная к специфическим  влияниям  окружающего мира, готовая к продуктивной деятельности, к установлению, сохранению и упрочнению эмоционально положительных отношений (дружеских, товарищеских).

Своеобразие  авторитетного  стиля  в  том,  что  дети  воспитываются  на добрых  традициях  семьи.  Это  предоставляет  им  возможность  в  раннем возрасте показывать свою рассудительность и мотивировать  свои поступки. На уроках   дети отличаются активностью и склонны проявлять инициативу. Учеба характеризуется        высокой        исполнительностью, ответственностью; очень развита самооценка на уровне адекватности,  они бесстрашны перед любой  учебной  деятельностью.  В  школьном  возрасте  эти  дети  начинают заниматься самовоспитанием.

Авторитаризм нарушает все сферы деятельности ребёнка. Основная форма взаимодействия – приказ, указание, выговор. Родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, жёстко контролируют все сферы его жизни, делают это не вполне корректно. Как отмечал Грейс Крайг в работе «Психология развития», по данным исследований дети с авторитарным стилем воспитания отличаются робостью и замкнутостью и не имеют особого стремления к  независимости. При переходном возрасте очень хорошо просматривается склонность ребёнка к агрессии или депрессии ввиду неправильного поведения родителей (жёсткого контролирования, вторжения в личное пространство ребёнка, использования метода кнута и пряника). Ситуация осложняется если контроль сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребёнку (тип Золушки).

 Педагоги и психологи единодушны в одном мнении - физические наказания не приемлемы и не способствуют развитию морально- нравственной сферы личности. Но, как отмечает в своей работе А.С.Спиваковская, именно наказания остаются наиболее распространенной формой взаимодействия в семье. А.С. Спиваковская обсуждает также формы поощрений и ситуации, в которых принимается данная воспитательная мера. Особое внимание, по её мнению, необходимо уделять поощрению за приложенные ребёнком усилия. Важно, чтобы родитель отметил старание, попытку осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Первая задача родителей - найти общее решение возникшей проблемы, договориться о путях её решения. При этом очень важен компромисс как средство  оптимальности для  обеих  сторон. Грамотный родитель должен ставить на первое место не свою собственную точку зрения, а то, что действительно имеет важность для ребёнка. Вторая задача - если возникают противоречия, то лучше решать их сообща, между собой, без участия ребёнка.

Неадекватные ожидания родителей приводят к утрачиванию духовной близости. При навязывании повышенной моральной ответственности может развиться невроз. Как объясняет Чжоу Цзин [4], доцент кафедры психологии Калифорнийского университета в Беркли, одним из аспектов авторитарного стиля воспитания (воспитания матери-тигрицы) в семье являются непомерно высокие и неоправданные ожидания, связанные с ребёнком. Постановка неоправданно высоких целей  имеет  негативный  когнитивный  характер. Когда такие дети взрослеют и выходят в мир, они оказываются не только плохо приспособленными к жизни, но ещё и попадают в зависимость  от других авторитарных людей, повторяющих поведение их родителей.

В литературе, содержащей психологический анализ проблемы наказаний и поощрений, не существует общего мнения по поводу авторитаризма. Для З.Фрейда и А.Фрейда наказание служило методом воспитания моральных качеств личности,        так        как        страх        перед родителями         – условие для формирования Сверх - Я в ребёнке [6].

При гиперопеке родители склонны к удовлетворению всех потребностей ребёнка. В результате складывается эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. Также принцип родителей делать всё за ребёнка способствует развитию  ипохондрии.

Ипохондрия – состояние чрезмерной внимательности к себе и к своему здоровью. Гиперопекаемый ребёнок становится беззащитным, оказавшись в сложной ситуации, ввиду несформированной системы  контроля. Гиперопека - чрезмерный контроль, приводит к пассивности, несамостоятельности, к трудностям в общении со сверстниками. Принцип таких семей - жить за ребёнка. Подобные отношения являются тормозом личностного роста, как ребёнка, так и родителя. Происходит формирование вседозволенности, потеря ориентации, ребёнок впадает в острую зависимость от других, а в первую очередь, от своих родителей. Тесная связь между родителями (чаще всего между матерью и ребёнком) может привести к школьной фобии. Тесные отношения с матерью исключают возможность свободно развиваться. Предсказуемо, что чрезмерная опека, запрет на критику ребёнка и часто испытываемое чувство вины  присущи  таким матерям. Гиперопека наблюдается либо в неполных семьях, где мать вынуждена самостоятельно воспитывать ребёнка, либо в семьях, где отец не считает своим долгом заниматься воспитанием детей и играет второстепенную  функцию.

По данным научных исследований, следствием гиперопеки может стать изолирование себя от общества, т.е. ребёнок не будет контактировать с окружающими. Возникает двухстороннее отвержение: ребёнком социума, и наоборот — социумом ребёнка. Гиперопека говорит о наличии у родителей собственных внутренних конфликтов, о личностных проблемах, бессознательно проецируемых на отношения с ребёнком.

 В критическом возрасте может возникнуть нарциссизм, когда потребность познать самого себя усиливается в период отрочества и в юношеские годы. При нарциссизме способность объективно себя оценивать исчезает. Нарциссизм-это атрибут проявления повышенного интереса человека к самому себе в широком диапазоне: от  здоровых  до патологических аспектов. Большинство авторов считают, что развитие детской нарциссичности связано с тем, что мать в период раннего детства поощряет неустойчивое чувство автономии ребёнка на фоне выраженной фрустрации его естественных потребностей. Провоцируя незрелую автономию, мать использует ребёнка для удовлетворения собственных потребностей.

Нарциссичные дети очень тонко воспринимают потребности  матери  и изо всех сил стараются ей угодить, что, по сути, обеспечивает её условную любовь [5]. Зигмунд Фрейд посвятил нарциссизму отдельное исследование. Основное внимание уделялось рассмотрению феномена нарциссической личности и её когнитивных особенностей, связанных с завышенной самооценкой детей-нарциссов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый стиль воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Они влияют на формирование уверенности в себе, чувствительности, самоконтроля, на развитие адаптивных способностей, т.е. на процесс становления личности [11].

К наиболее оптимальным стилям воспитания   относят   те,   которые   способствуют личностно-развивающим, доверительно-уважительным отношениям. Следовательно, наиболее оптимальный стиль - авторитетный. Авторитетный стиль отличается от других стилей воспитания тёплым эмоциональным принятием ребёнка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития самостоятельности детей. Родители должны применять демократический стиль общения и быть готовыми к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей.

Мы можем сделать вывод, что в настоящее время воспитание в семье понимается как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков. Анализ литературы позволяет заключить, что можно выделить три элемента в структуре родительского отношения: эмоциональный - совокупность переживаний, связанных с ребёнком; когнитивный - представления родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях ребёнка; поведенческий - манера обращения с ребёнком. При этом каждый из этих элементов имеет сложную структуру.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Согласно позиции Л. С. Выготского, решительно все в поведении ребёнка вплетено и воткано в социальное. Такова объективная ситуация его развития. Чем младше ребёнок, тем более социальным существом он является. То есть психическое развитие ребёнка определяется как процесс, идущий от социального к индивидуальному. С точки зрения концепции деятельности А. Н. Леонтьева, психическое развитие ребёнка происходит в деятельности и зависит от содержания и структуры этой деятельности.

Каждый стиль воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Они влияют на формирование уверенности в себе, чувствительности, самоконтроля, на развитие адаптивных способностей, т.е. на процесс становления личности.

К наиболее оптимальным стилям воспитания   относят   те,   которые   способствуют   личностно-развивающим, доверительно-уважительным отношениям. Следовательно, наиболее оптимальный стиль - авторитетный. Авторитетный стиль отличается от других стилей воспитания теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития самостоятельности детей. Родители должны применять демократический стиль общения и быть готовыми к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей.

Также родителям следует прислушиваться к рекомендациям по гармоничному воспитанию детей, тем самым, стараясь корректировать свои взаимоотношения с ребёнком.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребёнка // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 82-92.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М : Смысл, 2001 г. — 416 с.
  4. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии.– 2006.– №3.– С.122-130
  5. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. -СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.
  6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
  7. Климов, Е. А. Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. — М., 2002. - 350 c.
  8. Психология личности. Тексты; под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. — М.: Моск. ун-т, 1982. — 288 с.
  9. Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А. А. Реана. М.: АСТ, 2010. -5 76 с.
  10. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: 2010. — 416 с.
  11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
  12. Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. Коррекция детско-родительских отношений / Е. А. Дугина, Ю. А. Ульянова. — Новокуйбышевск, 2009. - с. 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатние детей в семье:особенности, проблемы, психология семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие...

Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей «Моя семья».

Цель: Обобщать и закрепить знания детей о семье, формировать правильное  представление о семье.Задачи: Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие».1....

Статья Связь агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в ...

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Воспитание детей в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:...

Личностное развитие ребенка и его зависимость от стиля воспитания в семье

Существует прямая зависимость между поведением ребенка  и родительским стилем воспитания ....

Статья " Стили семейного воспитания "

Стили семейного воспитания...