Картотека игр для развития слухового внимания, произвольности и самоконтроля у старших дошкольников
картотека по психологии (подготовительная группа)

Радченко Анастасия Евгеньевна

Развитие слухового внимания и произвольности у старших дошкольников необходимо для формирования умения слушать и понимать речь, а также для развития навыков саморегуляции поведения. Эти процессы важны для успешного перехода ребёнка к школьному обучению, так как произвольность обеспечивает способность к целенаправленным действиям, выполнению учебных заданий и соблюдению правил поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития слухового внимания, произвольности и самоконтроля у старших дошкольников

  • Упражнения на развитие самоконтроля (кинезиологические, нейропсихологические упражнения):

Упражнение «Кобра»

Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры. Выполняется на счёт:

1— медленно поднять голову, ставим руки на локти;

2 - выпрямляем руки полностью, опираемся на них;

3 – голову поворачиваем влево;

4 – голову поворачиваем прямо;

5 – голову поворачиваем направо;

6 – голову возвращаем прямо;

7 – опускаемся на локти;

8 – ложимся, лоб смотрит вниз.

Упражнение «Шарик» (дыхательное)

Дыхание – единственный биологический процесс в нашем организме, который мы можем самостоятельно контролировать (упражнение  успешно влияет на развитие самоконтроля).

Представляем, что наш живот — это шарик, который мы будем надувать и сдувать. Вдох осуществляется через нос, при этом надуваем живот как шарик (выпячиваем вперед), выдох медленно через рот. В упражнении вдох и выдох выполняем на счет 1-2-3 (4-5).

Упражнение «Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

(ищите больше упражнений по ключевым словам: нейропсихологические упражнения для самоконтроля)

  • Развитие слухового внимания

Игра «Внимание! Внимание!

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Игра «Летает - не летает»

Ход:

Взрослый называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений.

Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Игра «Слушай хлопки»

Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  • Развитие произвольности, самоконтроля

                Игра «Черепахи»

Взрослый встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу взрослого дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз.

Игра "да" и "нет" не говорите

На заданные взрослым вопросы, нельзя отвечать словами «Да» и «Нет».
1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты хочешь играть в прятки?
4. Ты любишь болеть?
5. Тебе нравится чистить зубы?
6. Ты хорошо рисуешь?
7. Ты умеешь собирать матрешку?

         Игра «Сохрани слово в секрете»

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Основная задача этого упражнения – научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, — подойдет любое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития слухового внимания

В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха.

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-ниб...

картотека игр на развитие слухового внимания

картотека игр на развитие слухового внимания у детей...

Картотека игр для развития слухового внимания

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чё...

Картотека игр на развитие слухового внимания.

Картотека игр на развитие внимания....

картотека ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

картотека ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ...

картотека игр на развитие слухового внимания

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Солнце или дождик?»Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое вним...