Картотека игр для развития слухового внимания, произвольности и самоконтроля у старших дошкольников
картотека по психологии (подготовительная группа)
Развитие слухового внимания и произвольности у старших дошкольников необходимо для формирования умения слушать и понимать речь, а также для развития навыков саморегуляции поведения. Эти процессы важны для успешного перехода ребёнка к школьному обучению, так как произвольность обеспечивает способность к целенаправленным действиям, выполнению учебных заданий и соблюдению правил поведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития слухового внимания, произвольности и самоконтроля у старших дошкольников
- Упражнения на развитие самоконтроля (кинезиологические, нейропсихологические упражнения):
Упражнение «Кобра»
Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры. Выполняется на счёт:
1— медленно поднять голову, ставим руки на локти;
2 - выпрямляем руки полностью, опираемся на них;
3 – голову поворачиваем влево;
4 – голову поворачиваем прямо;
5 – голову поворачиваем направо;
6 – голову возвращаем прямо;
7 – опускаемся на локти;
8 – ложимся, лоб смотрит вниз.
Упражнение «Шарик» (дыхательное)
Дыхание – единственный биологический процесс в нашем организме, который мы можем самостоятельно контролировать (упражнение успешно влияет на развитие самоконтроля).
Представляем, что наш живот — это шарик, который мы будем надувать и сдувать. Вдох осуществляется через нос, при этом надуваем живот как шарик (выпячиваем вперед), выдох медленно через рот. В упражнении вдох и выдох выполняем на счет 1-2-3 (4-5).
Упражнение «Лезгинка»
Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
(ищите больше упражнений по ключевым словам: нейропсихологические упражнения для самоконтроля)
- Развитие слухового внимания
Игра «Внимание! Внимание!
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Игра «Летает - не летает»
Ход:
Взрослый называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений.
Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.
Игра «Слушай хлопки»
Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
- Развитие произвольности, самоконтроля
Игра «Черепахи»
Взрослый встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу взрослого дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз.
Игра "да" и "нет" не говорите
На заданные взрослым вопросы, нельзя отвечать словами «Да» и «Нет».
1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты хочешь играть в прятки?
4. Ты любишь болеть?
5. Тебе нравится чистить зубы?
6. Ты хорошо рисуешь?
7. Ты умеешь собирать матрешку?
Игра «Сохрани слово в секрете»
Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Основная задача этого упражнения – научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, — подойдет любое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития слухового внимания
В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха.
Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-ниб...

Картотека игр для развития слухового внимания
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чё...
картотека игр на развитие слухового внимания
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Солнце или дождик?»Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое вним...



