Памятка для воспитателей "Как общаться с ребенком"
консультация по психологии

Грешилова Анна Владимировна

Буклет "Как общаться с ребенком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_vospitateley_obshchenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается,  что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость,  злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи:

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома и в группе детского сада атмосферу заботы,  понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость  демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя  плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и  самоуважению.

Как быть…

  • У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
  • Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
  • Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.
  • Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
  • Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии.
  • Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
  • Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное  поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна  быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя  лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы  ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а  не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы  хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который  протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»

Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка,  или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности  своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Как быть…

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты  нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я  вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный  прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило,  забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно  слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в  разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме,  второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут  будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом  начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок  не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную  заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, слишком длинно?

Используйте  иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что  ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.

ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?

Описание: http://2.bp.blogspot.com/-DSXFdQXdJ6w/UNBLLqA7WcI/AAAAAAAACUI/nQJYRQQh2hk/s1600/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87.+%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82.gif

Памятка для воспитателей

Педагог-психолог

Грешилова А.В.

Как развивать любознательность ребенка?

На  протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые  должны создавать благоприятные условия для развития у него  любознательности, которая затем перерастает в познавательную  активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно  наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.

Как быть…

Много  рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять,  обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение  предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.

  • Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их  представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное,  созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
  • Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с  помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и  экспериментирования.
  • Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
  • Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
  • Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и  пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных  мероприятий.
  • Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь  картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?»  и др.
  • Создавайте в детском саду условия для самостоятельной  познавательной деятельности. Например, создайте уголки  экспериментирования, внесите песок и воду. Развесьте различные схемы, модели, карты,  пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
  • Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного  развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать  воображение в изобразительной деятельности и др.
  • Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может  сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их  думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети  придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом  предоставлять детям право выбора.

Как помочь ребенку планировать свою деятельность?

Мы  говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок –  субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом  собственной активности ребенка.

Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать,  выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду,  что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы  воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,

 что будет после занятий?» – «Не знаю».

Это истина. И это камень преткновения.

Как быть…

Принять  как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ,  а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом  заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву  рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в  группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все  вместе планируете весь день, или только время после сна, или  предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть

 утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после  завтрака.

Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два  занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на  математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о  занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами  хотели сегодня заниматься».

Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил  построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С  чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить  строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.

Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.

Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.

Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет  зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите  поговорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно общаться с ребенком?" - памятка для ответственных родителей.

Печатный материал для информационного стенда для родителей....

Памятка "КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?"

Чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил....

Памятка "Как общаться с ребенком".

Памятка "Как общаться с ребенком"....

Памятка для родителей "Как правильно общаться с ребенком"

Как правильно общаться с ребенком. Рекомендации психолога....

Памятка для родителей "Как общаться с ребенком"

Как общаться с ребенком - памятка для родителей....

Памятка для родителей "Как общаться с ребенком"

Краткое изложение советов для родителей от  Юлии Борисовны Гиппенрейтер-профессора МГУ, известного ученого, талантливого педагога, автора многочисленных статей и учебных пособий.  Отвечаем н...

Памятка для родителей "Общаться с ребенком «КАК»? Секреты общения с ребенком для родителей".

Интересный материал содержит рекомендации для родителей по общению с детьми по книге  Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»...