Эмоциональный интеллект ребёнка: как я помогаю дружить с чувствами в саду.
консультация по психологии (средняя группа)

Антонова Полина Петровна

"Мама, я злой!" - говорит трёхлетний малыш и со всей силы бьёт друга лопаткой. 
"Не хочу идти в сад!" - плачет утром пятилетняя девочка, но не может объяснить почему. 
Знакомые ситуации?

Часто за "плохим" поведением скрывается простая нехватка слов и понимания. Ребёнок чувствует целый ураган эмоций, но не знает, что с ними делать. Моя задача как педагога-психолога - стать для детей проводником в этом сложном мире. Я не "усмиряю" непослушных, а учу их понимать себя. И один из моих главных инструментов - это цикл занятий "Страна Эмоций"

Что такое "Страна Эмоций" и почему это работает? 
"Страна эмоций" - это не отдельное занятие, а долгое и увлекательное путешествие. Мы с детьми последовательно знакомимся с "жителями" этой страны - Радостью, Грустью, Злостью, Страхом, Удивлением и другими. Мы не делим эмоции на "хорошие" и "плохие". Вместо этого мы исследуем: Зачем она пришла? Что она хочет нам сказать? 

Цикл построен на нескольких ключевых принципах:
1. Безопасность и принятие. 
Первое и главное правило моих занятий: "Любая эмоция имеет право на существование". Мы можем злиться, бояться и завидовать. Важно лишь, как мы это проявляем. 
2. Игра - главный язык. 
Дети не слушают лекции. Они проживают опыт. Мы играем в "Охотников за эмоциями", разыгрываем сценки из сказок и превращаемся в сами эмоции. 
3. От узнавания - к управлению. 
Сначала мы учимся называть эмоцию ("Я сейчас злюсь!"). Потом понимать её причину ("Я злюсь, потому что Петя забрал мою машинку"). И, наконец, находить социально приемлемый способ её выразить. 

Мой кабинет - особая территория для работы с чувствами. 
Теория оживает на практике. Для этого в моём кабинете создано специальное пространство, где каждая зона помогает справиться с разными состояниями:
Уголок гнева: Здесь есть прочная подушка для битья, чтобы безопасно "выпустить пар" и физически сбросить напряжение. 
Уголок уединения и сенсорной разгрузки: Сухой бассейн с шариками и уютный гамак помогают, когда ребёнок перевозбужден, тревожится или просто устал. Ритуальные, успокаивающие движения помогают прийти в себя. 
Творческая мастерская: Краски, пластилин, песок. Здесь мы "рисуем страх" или "лепим обиду", чтобы выплеснуть её наружу и посмотреть на неё со стороны. 

Это не просто "Игровая комната". 
Это специально организованная среда, где ребёнок получает реальные инструменты для саморегуляции. 

 

Как проходят наши занятия? От диагностики до результата. 
Путешествие по "Стране эмоций" - это чёткая система:

1. Знакомство и диагностика. 
Через игру с карточками и творческие задания я смотрю, какой эмоциональный словарь у детей, как они реагируют на разные ситуации. 

2. Проживание и отработка. 
Мы проигрываем сложные сценарии: "Как попросить игрушку", "Что делать, если дразнят", "Как сказать "Мне страшно". 

3. Закрепление и итог. 
Мы создаем "Копилку добрых советов" и коллективную "Карту эмоций", где отмечаем наши открытия. 

Почему это инвестиция в будущее вашего ребёнка?
Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом - это не просто послушный ребёнок. 
Это ребёнок, который: 

Лучше адаптируется в новом коллективе и меньше болеет от стресса;
Умеет договариваться и решать конфликты словами, а не кулаками;
Понимает свои сильные и слабые стороны, а значит, растёт более уверенным в себе;
Развивает эмпатию - способность понимать чувства других, что является основой для крепкой дружбы. 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоциональный интеллект ребёнка 4–5 лет»

Эмоциональный интеллект ребёнка - основа понимания и принятия собственных эмоций и чувств на окружающий его мир. Воспитанник четырёх-пяти лет - это человек с богатым и разнообразным...

Презентация по теме "Развитие эмоционального интеллекта ребёнка"

Представлен материал по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Практический материал представлен для использования и изучения родителями и для педагогов-пси...

Эмоциональный интеллект ребёнка

Эмоциональный интеллект (ЭИ)  — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями...

Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста

Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века ...

Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта ребёнка

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным и счастливым. В основе всего этого лежит одна из главных задач родителей-развитие эмоционального интеллекта детей.Для начала давай...

Конспект занятия – игры в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Помогаем Умке».

Мы с детьми разобрали разные ситуации, и выяснили, что настроение у детей и у всех людей бывает разное.Мы помогли маме Медведице найти и спасти Умку (её малыша). Нарисовали вместе  в подарок Медв...

Эмоции детей: как мы учимся дружить с чувствами в саду.

Всем привет! Сегодня хочу рассказать о нашей большой и важной работе с детьми - об эмоциональном интеллекте Как часто мы, взрослые, говорим ребёнку: "Не злись!", "Не плачь!", ...