Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Консультация для родителей.
консультация по психологии (младшая группа)

Сморчкова Ольга Брониславовна

Некоторые аспекты адаптации детей младшего возраста в детсом саду. Помощь родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Здравствуй детский сад!

   Итак, Ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они прекрасно умеют делать это самостоятельно.

   В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоится. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести, отнеситесь к этому с пониманием. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Подготовка к детскому саду.

   Готовится к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

   Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых детей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского сада будет усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросит разрешения поиграть вместе.

  Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.

   Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети которые до начала посещения детского сада почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого —  новые вирусы, с которыми сталкивается ребенок, приходя в садик. Самый простой способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка  в тепличных условиях.

   До начала посещений: настрой, подготовка и привычки

    Основная цель подготовки к посещению детского сада — сформировать предсказуемость и минимизировать резкие перемены.

  • Сдвиньте режим под будущий график сада: время подъёма, прогулок, еды и сна — синхронно с режимом группы.
  • Ролевые игры: «доча идёт в сад», «медвежонок прощается с мамой», ожидание — игра — возвращение. Это формирует сценарий поведения.
  • Книги по теме: подберите иллюстрированные детские книги, где герой с интересом идёт в сад (например, «Аня идёт в детский сад» Натальи Чуб). Обсуждайте.
  • Прогулки к зданию сада: просто побудьте рядом во дворе, покажите площадку и расскажите, что тут играют дети, которых ждут дома с объятиями.
  • Фото группы и педагогов: их можно распечатать или показать на телефоне — знакомые лица снижают тревожность.

Утро перед садом: спокойствие у взрослых = опора для ребёнка

Первое утро определяет много. Напряжённая атмосфера, повышенные голоса, фразы вроде «ну давай, не будь трусишкой» — запускают негатив. Важно утро сделать ритуалом предсказуемости и поддержки.

  • Проснитесь на 20–30 минут раньше обычного, чтобы не спешить.
  • Создайте утренние ритуалы: совместный завтрак, песенка в машине/на прогулке, личный жест поддержки («ладушки», «три касания лба» и т.д.).
  • Избегайте фраз с обесцениванием: «не реви», «придёшь — забудешь», «все ходят — и ты сходишь».
  • Используйте объясняющие посылы: «Ты в саду — я на работе. После работы я приду и мы поедем домой». Честность формирует доверие.

Как вести прощание: семья у ворот

Прощание — один из важнейших моментов. Постоянные «ещё пять минут», возвращения в группу, мамин плач в раздевалке или тётя, стоящая у окна весь день, — подрывают чувство безопасности у ребёнка.

Рекомендации:

  • Прощание должно быть коротким и неизменным по структуре. Например: «Обнимаемся, говорим “до вечера” и я ухожу».
  • Педагог у двери берет на себя инициативу: говорит с ребёнком, отвлекает его, помогает переключиться.
  • Фразы «мамочка скоро вернётся» без конкретики не работают. Лучше: «Я приду после полдника», если ребёнок понимает по режиму.

Чего избегать:

  • «Ты только не плачь» — это установка внутрь конфликта ("эмоции — плохо").
  • «Если не будешь плакать — куплю игрушку» — формирует торговлю эмоциями и не работает в долгую.

Дома после сада: поддержка без фиксации на трудностях

Соблазн велик: допрос с пристрастием — «Ты играл? Ты плакал? А кушал? А тебя никто не обидел?» Такие разговоры возвращают фокус на переживания и активируют тревогу. Лучше — дать безопасное пространство для выговаривания, но не требовать.

Полезные форматы:

  • Начинайте разговор с безопасного контекста: «Ты сегодня играл? Кто был в группе?»
  • Покажите, что эмоции — это нормально: «Ты скучал — это понятно. Я тоже скучала. Завтра снова увидимся вечером».
  • Можно использовать вечернюю игру-переключение: рисование дня, «лепка новостей» (сначала мама лепит событие с работы, потом — ребёнок из садика).

Если ребёнок не хочет рассказывать о дне — не настаивайте. Некоторые дети «переваривают» впечатления молча, но это не значит, что они их отрицают. Пример: ребёнок, который две недели не упоминал сад, а однажды сказал: «У Кости ракета крутая — я завтра покажу свою» — это показатель внутреннего принятия.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период.

   Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к саду, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждите от садика ни чего хорошего — ваш ребенок будет чувствовать тоже самое. Если для вас детский сад — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

   Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, что он любит (не любит), какие предпочитает игра (занятия), о методах воспитания принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

   Придумывайте как мотивировать ребенка для похода в сад, например, в садике ему нужно будет поздороваться с черепахой, посмотреть как кормят рыбок, а может быть в садике по нему будет очень скучать любимая машина или кукла?

    Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"

В статье дана комплексная характеристика процесса адаптации к дошкольному учреждению как трехмерного процесса, касающегося всех участников образовательного процесса. Даны развернутые рекомендации для ...

"Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?" Буклет "советы родителям".

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические кар...

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"

Помочь родителям в адаптации ребенка к детскому саду,где говорится как лучше помочь ребенку освоиться в новом для себя обществе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙКак помочь ребенку адаптироваться к детскому саду...

"Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду" (консультация для родителей)

quot;Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду" (консультация для родителей)...