«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
презентация по психологии

Захарова Ольга Васильевна

«Рекомендации для воспитателей по работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dlya_vospit._deti_s_ovz.pptx1.39 МБ
Файл got_rekom._psihologa_dlya_vosp._deti_ovz.docx121.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №15 » Тема: « Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » Подготовила: педагог-психолог Захарова О.В. г. Алейск 2025

Слайд 2

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) : Дети – инвалиды Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Статус инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы. Дети с ОВЗ Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий. Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"

Слайд 3

Различают следующие категории детей с ОВЗ: Дети с нарушением слуха Дети с нарушением зрения Дети с нарушением речи Дети с нарушением интеллекта Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы Дети с множественные нарушениями Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)

Слайд 4

Например , у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид. И не каждому ребенку - инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ. Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например , глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ. В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования.

Слайд 5

Причины возникновения нарушений: Эндогенные - генетические, наследственные Экзогенные - факторы среды: Внутриутробные ( пренатальные ) факторы Родовые ( натальные ) факторы Послеродовые (постнатальные) факторы

Слайд 6

Формы обучения детей с ОВЗ : - в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы - в коррекционном саду или коррекционной школе - надомное образование - семейное образование - в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы

Слайд 8

Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем. На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми с ОВЗ?

Слайд 9

Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию. Если в группе слабовидящий ребенок. Рекомендации воспитателям.

Слайд 10

Если в группе слабослышащий ребенок. Рекомендации воспитателям. Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребёнком. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо -зрительное восприятие. Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье.

Слайд 11

Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Режим полностью должен зависеть от воспитателя. Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку.

Слайд 12

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций . Умственная отсталость (УО) - стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Слайд 15

Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ

Слайд 16

Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями. Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом. Рекомендации воспитателям.

Слайд 17

1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима: Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей), напоминать о том, как важно правильно сидеть. Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики 2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию 3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий 4. На любом занятии требуется особый речевой режим. У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. 5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. 6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов. Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие детского церебрального паралича

Слайд 18

нуждаются в особом общении

Слайд 19

Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих!

Слайд 20

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»

Кто такие дети с ОВЗ  Ограниченными возможностями здоровья

Тема выступления:

«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

педагог-психолог

Захарова О.В.

г. Алейск 2025

Слайд 1

Тема выступления: «Рекомендации воспитателям по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Кто такие дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья)

Слайд 2

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :

-дети – инвалиды

Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

Статус инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы.

- Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий. Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"

Слайд 3

Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи 
4. Дети с нарушением интеллекта ( дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
8. Дети с множественные нарушениями ( сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП). 

Категория "Обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов.

Слайд 4

В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При  у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

И не каждому ребенку - инвалиду  требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ.

Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ. 

Слайд 5

Причины возникновения нарушений:

- Эндогенные - генетические, наследственные ( болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)

- Экзогенные - факторы среды:

* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания),

* Родовые (натальные) факторы (асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды),

* Послеродовые (постнатальные) факторы ( черепно - мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).

Слайд 6

Формы обучения детей с ОВЗ:

- в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

-  в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

- в коррекционном саду или коррекционной школе,

- надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),

- семейное образование.

Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе и посещает коррекционную или логопедическую группы, то на него создают

АОП (Адаптированную образовательную программу)

Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК ( педагог - психолог, учитель - дефектолог, логопед).

После окончания детского сада или школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:

- диагноз снимают,

- диагноз продляют, 

- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения в школе ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.

Если ребенок с ОВЗ получает аттестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.

Слайд 7

Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ). В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем».

Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.

Слайд 8

         На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми с ОВЗ?

  • Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!
  • Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации.  Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисовании), детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
  • Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

Слайд 9

Если в группе слабовидящий ребенок. Рекомендации воспитателям.

Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы.

Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

Слайд 10

Если в группе слабослышащий ребенок. Рекомендации воспитателям.

Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что:

  • Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
  • Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.
  •  Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
  • Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

Слайд 11

Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР

Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития»  не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах  коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. В чем же он заключается?  

  •        К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие), положи на стол (осуществление инструкции), вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
  • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  • Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью;  внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.
  • Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
  • Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Слайд 12

Хотелось бы остановиться на очень важном вопросе дифференциальной диагностики. В чем же разница, между такими понятиями как «задержка психического развития» и «умственная отсталость».

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций.

Умственная отсталость (УО) -   стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Важно запомнить!

Умственная отсталость носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Слайд 13-14

Сравнительная таблица умственной отсталости и задержки психического развития.

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна парциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге).

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

                                 

Слайд 15

Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ

 

Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.

Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). 

Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.

Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Слайд 16

Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом. Рекомендации воспитателям.

 Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Слайд 17

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие детского церебрального паралича

1.На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:

  • Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей), напоминать о том, как важно правильно сидеть.
  • Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики

2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при  затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.

                                   

Слайд 18

Вывод: исходя из вышеперечисленного, мы пришли к тому, что особые дети нуждаются в особом общении.

Слайд 19

Свое выступление, мне хотелось бы закончить прочтением стихотворения.

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

                                  Слайд 20

Спасибо за внимание!

Памятка для воспитателей

Для установления дружелюбных отношений с «особым» ребенком необходимо соблюдать следующие требования:

1.Выражение лица педагога должно быть - доброжелательное, приветливое, теплое.

2.В разговоре с ребенком тон голоса - доброжелательный, спокойный в любых ситуациях.

3. По возможности избегать употребления в речи:

  • всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов "должен", "обязан", "нужно".
  • ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

4.Не нужно хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

5.Помните, от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

6. Старайтесь:

  • Не говорить с иронией или насмешкой;
  • Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
  • Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
  • Не торопить и не подгонять ребенка;
  • Не говорите ребенку, что не любите его;
  • Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для глаз. Рекомендации по проведению с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения для расслабления глазных мышц и профилактики нарушения зрения....

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).

Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...

«Рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

С точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды....

«Рекомендации воспитателям по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Рекомендации воспитателям по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....