«Что меня радует и что огорчает в моем ребенке». Упражнение для родителей.
методическая разработка по психологии
Безусловно, родительство – это калейдоскоп эмоций, где радость и огорчение переплетаются самым непредсказуемым образом. Мой ребенок, как маленькое зеркало, отражает мои надежды и страхи, мои сильные и слабые стороны.
Радует меня его любознательность. Этот неутолимый интерес к миру, бесконечные "почему" и "зачем" – это как глоток свежего воздуха. Он заставляет меня самой смотреть на вещи под другим углом, видеть чудесное в обыденном. Радует его искренность. Его эмоции чисты и неподдельны. Когда он смеется, весь мир кажется светлее, а когда грустит, хочется укрыть его от всех невзгод. Радует его настойчивость. Даже когда что-то не получается, он не сдаётся, а пробует снова и снова. Эта черта характера, я уверена, поможет ему добиться многого в жизни.
Однако, есть и то, что огорчает. Иногда меня огорчает его упрямство. Кажется, что он назло делает все наоборот, словно испытывает мои нервы на прочность. Огорчает его рассеянность. Он постоянно теряет вещи, забывает о поручениях, витает в облаках. Хочется, чтобы он был более собранным и организованным. Огорчает его зависимость от гаджетов. Он готов часами смотреть мультики или играть в игры, забывая о прогулках, книгах и общении с друзьями.
Но, несмотря на все огорчения, я люблю своего ребенка безмерно. Я понимаю, что все его недостатки – это лишь временные трудности, которые мы вместе преодолеем. Главное – быть рядом, поддерживать, направлять и верить в него.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что меня радует и что огорчает в моем ребенке».
Упражнение для родителей
Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.
Заполнить таблицу.
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моём ребёнке |
1. | 1. |
2. | 2. |
… | … |
… | … |
Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи.
Обсуждение: обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания . Каждый родитель рассказывает о своем содержании таблицы. Психолог задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей.
Психолог также обращает внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства ребенка часто являются его недостатки. Бывает, что предпочитаемые особенности ребенка тесно связаны, как две стороны одной медали, с теми качествами, которые родителям не нравятся (любознательный — увлекающийся).
Информационная часть. Психолог рассказывает о зонах принятия и от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.
Родителям рассказывают, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», и о том, что означают:
- оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
- временный язык (« Сегодня у тебя это задание не получилось ») и постоянный язык (« У тебя никогда ничего не получается как следует»);
- невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Совместно с родителями составляется список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», по ходу дискуссии проясняя представления родителей о принятии и непринятии. Родители как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»
Родителям предлагаются фразы для тренировки «языка принятия», они могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними. Вот примеры таких наиболее типичных высказываний. В скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия».
- Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
- Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
- Почему я должна выносить ведро? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
- He буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
- Мама, купи... (Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег)
У каждого родителя существует определенная сфера (или зона) его принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов. Их условно можно разделить на три группы:
- личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям и т. д.);
- личность ребенка (его воспитуемость, болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики и т. д.);
- особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки каких-то знаний, появление новых членов семьи и т. д.).
Соотношение этих сфер может меняться в зависимости от разных условий. Например, в ситуации посещения гостей мать более внимательна к поведению сына за столом, чем дома, и зона ее непринятия расширяется за счет попадания туда тех действий ребенка (например, облизывание пальцев), на которые дома она не обращает никакого внимания.
Одним из критериев диагностики собственного отношения к ребенку в аспекте принятия может стать то, насколько быстро и легко заполнялась графа «Что меня огорчает в моем ребенке». Если родителю легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать его достоинства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к таковым, далеко не всегда могут показать ребенку свое принятие. Принятие должно быть продемонстрировано. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия».
Сайт психолога ДОУ – Изотовой Раисы Викторовны http://psiholog-ds.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"
Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"...

Консультация для родителей "Какой вид спорта подходит моему ребенку?"
Для растущего организма спортивные занятия полезны, особенно если вид спорта подобран с учетом физических и психических особенностей юного спортсмена, в частности, типа его темперамента. Данная ...

Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...

что меня радует и что огорчает в моем ребенке?
«Что меня радует и что огорчает в моем ребенке».Упражнение для родителейЦель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Родителям п...

Памятка для родителей "10 полезных привычек для меня и моего ребенка"
Данный материал содержит информацию для родителей рекомендательного характера о полезных для здоровья привычках....

«Моя коллекция меня радует» Коллекционирование - это вид хобби.
Коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой.Коллекция ...

Знаю ли я своего ребенка? Упражнение для родителей и детей
Данное упражнение – это не тест и не способ выявить недостатки. Это возможность по-новому взглянуть на своего ребенка, услышать его, понять его внутренний мир и укрепить вашу связь....
