НА ЧЁМ ОСНОВАНА ТЕРАПИЯ ЭОТ (эмоционально-образная терапия)
консультация по психологии

Лубинец Оксана - психолог

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) опирается на структурно-системный подход. Это означает, что человек рассматривается не как носитель отдельных симптомов или проблем, а как целостная система внутренних частей, которые взаимодействуют между собой и влияют на эмоциональное состояние, поведение и жизненные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno-obraznaya_terapiya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

На чем основана терапия ЭОТ

(эмоционально-образная терапия)

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) опирается на структурно-системный подход. Это означает, что человек рассматривается не как носитель отдельных симптомов или проблем, а как целостная система внутренних частей, которые взаимодействуют между собой и влияют на эмоциональное состояние, поведение и жизненные решения.

В ЭОТ используются собственные, уникальные методы работы с Внутренним Ребёнком, при этом теоретической основой метода является транзактный анализ Эрика Берна.

Три эго-состояния личности.

Согласно транзактному анализу, в разные моменты жизни человек функционирует из одного или нескольких эго-состояний. Эти состояния определяют то, как мы думаем, воспринимаем происходящее, реагируем на стресс и выстраиваем отношения.

Внутренний Ребёнок

Это эмоциональная часть личности, связанная с детским опытом. В ней находятся наши чувства, спонтанные реакции, страхи, радость, интерес, злость. Именно Внутренний Ребёнок отвечает за первичную, непосредственную реакцию на происходящее.

Внутренний Родитель

Это внутренняя структура, которая оценивает, регулирует и соотносит поведение человека с социальными нормами. Она может быть поддерживающей или критикующей, и чаще всего воспроизводит модели поведения и послания значимых взрослых из детства.

Внутренний Взрослый

Это часть личности, способная объективно оценивать ситуацию «здесь и сейчас», анализировать факты и принимать взвешенные решения. Взрослый опирается на реальность, а не на страхи, травматичный опыт или внутреннюю критику.

В реальной жизни человек редко находится только в одном эго-состоянии — чаще они переплетаются. Например, можно испытывать страх (Ребёнок) и одновременно осуждать себя (Родитель).

Эго-состояния как части личности

В практике ЭОТ мы рассматриваем эго-состояния не только как временные состояния, но и как самостоятельные части личности, включающие в себя чувства, мысли и образы. В практике часто видно, что Ребёнок, Родитель и Взрослый — это не просто настроение или роль, а отдельные внутренние части, которые могут «жить своей жизнью».

Именно поэтому в ЭОТ работа ведётся с частями личности. Например, принять Внутреннего Ребёнка, как часть себя — понятно и реально. А «принять состояние» — уже сложнее. Когда мы принимаем часть, мы автоматически принимаем и её чувства, и её состояние. Принятие Внутреннего Ребёнка, как части себя — это понятный и доступный процесс, который автоматически включает принятие его чувств и переживаний.

Внутренняя структура личности

  • Внутренний Ребёнок — это наши живые импульсы, источник эмоций, импульсов, желаний и страхов
  • Внутренний Родитель — система оценок, запретов и разрешений
  • Внутренний Взрослый — способность принимать решения, опираясь на реальность, а не на травму

Важно отметить, что у многих людей вместо зрелого Внутреннего Взрослого функционирует так называемый псевдовзрослый — по сути, интроецированный критикующий Родитель, которого человек ошибочно воспринимает, как собственную рациональность.

Цель терапии в ЭОТ

Основная цель ЭОТ — восстановление естественного, психологически здорового состояния личности, которое включает:

  • Любящего Родителя — теплый, поддерживающий внутренний голос, внутреннюю поддерживающую и заботливую структуру
  • Свободного, спонтанного Ребёнка — живого, чувствующего, творческого, радующегося
  • Продуктивного Взрослого — способного действовать не из страха и дефицита, а из осознанности и ресурса. Тот, кто живет жизнь, а не саботирует ее из страха и боли.

Без принятия и восстановления Внутреннего Ребёнка формирование зрелого Внутреннего Взрослого невозможно.

Невротическая структура личности

Чаще всего клиенты приходят в терапию в состоянии, где:

  • присутствует травмированный Внутренний Ребёнок
  • и активен отвергающий или критикующий Родитель

Эти части находятся в постоянной связке.

Например: при ошибке автоматически активируется внутренний голос: «Ты снова всё испортил».

В результате Ребёнок переживает стыд, беспомощность и страх, а Родитель усиливает давление и критику.

При этом человеку кажется, что он «сам себя ругает», хотя на самом деле действует интроецированная структура, сформированная в детстве и забирающая значительное количество психической энергии.

Жизненные решения и сценарий

Эрик Берн ввёл понятия жизненных решений и жизненного сценария.

На основе раннего опыта ребёнок:

  • формирует представления о мире
  • принимает решения о себе
  • выстраивает стратегию жизни

Взрослые передают ребёнку как вербальные, так и невербальные послания, которые становятся основой сценарных установок.

Формирование жизненного сценария

Ребёнок с ранних этапов развития чувствителен к эмоциональному состоянию матери. Если в период беременности и раннего детства преобладают тревога, страх, отвержение, у ребёнка может сформироваться базовое решение: «Мир небезопасен».

В дальнейшем жизненный опыт лишь подтверждает это убеждение, и постепенно формируется устойчивый сценарий. Основные сценарные решения, как правило, формируются до 12 лет.

Работа со сценарием в ЭОТ

Чтобы изменить сценарий, важно найти того, кто его написал — ту детскую часть, которая когда-то приняла решение.

В ЭОТ мы:

  • выявляем эту часть
  • помогаем ей выйти из травматичного состояния
  • освобождаем от ограничивающих убеждений и предписаний
  • помогаем формированию нового, более адаптивного решения

Даже если решение было принято очень рано, изменить его может только тот, кто его принял.

Во взрослом возрасте можно изменить поведение, но без работы с травмой она продолжает забирать ресурс. Именно поэтому в ЭОТ основное внимание уделяется возвращению утраченной энергии и восстановлению целостности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

"Шпаргалка" для воспитателей - быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

Словарь для эмоционально-образного восприятия музыки.

Словарь подготовлен для семинара-практикума "Музыкальное турне" для воспитателей....

Мир природы как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.

Природа является источником вдохновляющим педагогов в работе с детьми. Природа влияет на индивидуальность ребёнка, формирует различные стороны его характера.Передовая образы природы в рисунке, ребёнок...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Шпаргалка" для воспитателей и родителей- быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

"Коррекция психологических проблем у ребенка через эмоционально-образную терапию родителей"

Эмоционально-образная терапия - это новая отечественная модальность (метод) психотерапии, являющаяся ветвью психодинамического направления. Она признает существование бессознательного, а осн...