НА ЧЁМ ОСНОВАНА ТЕРАПИЯ ЭОТ (эмоционально-образная терапия)
консультация по психологии
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) опирается на структурно-системный подход. Это означает, что человек рассматривается не как носитель отдельных симптомов или проблем, а как целостная система внутренних частей, которые взаимодействуют между собой и влияют на эмоциональное состояние, поведение и жизненные решения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
На чем основана терапия ЭОТ
(эмоционально-образная терапия)
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) опирается на структурно-системный подход. Это означает, что человек рассматривается не как носитель отдельных симптомов или проблем, а как целостная система внутренних частей, которые взаимодействуют между собой и влияют на эмоциональное состояние, поведение и жизненные решения. В ЭОТ используются собственные, уникальные методы работы с Внутренним Ребёнком, при этом теоретической основой метода является транзактный анализ Эрика Берна. Три эго-состояния личности. Согласно транзактному анализу, в разные моменты жизни человек функционирует из одного или нескольких эго-состояний. Эти состояния определяют то, как мы думаем, воспринимаем происходящее, реагируем на стресс и выстраиваем отношения. Внутренний Ребёнок Это эмоциональная часть личности, связанная с детским опытом. В ней находятся наши чувства, спонтанные реакции, страхи, радость, интерес, злость. Именно Внутренний Ребёнок отвечает за первичную, непосредственную реакцию на происходящее. Внутренний Родитель Это внутренняя структура, которая оценивает, регулирует и соотносит поведение человека с социальными нормами. Она может быть поддерживающей или критикующей, и чаще всего воспроизводит модели поведения и послания значимых взрослых из детства. Внутренний Взрослый Это часть личности, способная объективно оценивать ситуацию «здесь и сейчас», анализировать факты и принимать взвешенные решения. Взрослый опирается на реальность, а не на страхи, травматичный опыт или внутреннюю критику. В реальной жизни человек редко находится только в одном эго-состоянии — чаще они переплетаются. Например, можно испытывать страх (Ребёнок) и одновременно осуждать себя (Родитель). Эго-состояния как части личности В практике ЭОТ мы рассматриваем эго-состояния не только как временные состояния, но и как самостоятельные части личности, включающие в себя чувства, мысли и образы. В практике часто видно, что Ребёнок, Родитель и Взрослый — это не просто настроение или роль, а отдельные внутренние части, которые могут «жить своей жизнью». Именно поэтому в ЭОТ работа ведётся с частями личности. Например, принять Внутреннего Ребёнка, как часть себя — понятно и реально. А «принять состояние» — уже сложнее. Когда мы принимаем часть, мы автоматически принимаем и её чувства, и её состояние. Принятие Внутреннего Ребёнка, как части себя — это понятный и доступный процесс, который автоматически включает принятие его чувств и переживаний. Внутренняя структура личности
Важно отметить, что у многих людей вместо зрелого Внутреннего Взрослого функционирует так называемый псевдовзрослый — по сути, интроецированный критикующий Родитель, которого человек ошибочно воспринимает, как собственную рациональность. Цель терапии в ЭОТ Основная цель ЭОТ — восстановление естественного, психологически здорового состояния личности, которое включает:
Без принятия и восстановления Внутреннего Ребёнка формирование зрелого Внутреннего Взрослого невозможно. Невротическая структура личности Чаще всего клиенты приходят в терапию в состоянии, где:
Эти части находятся в постоянной связке. Например: при ошибке автоматически активируется внутренний голос: «Ты снова всё испортил». В результате Ребёнок переживает стыд, беспомощность и страх, а Родитель усиливает давление и критику. При этом человеку кажется, что он «сам себя ругает», хотя на самом деле действует интроецированная структура, сформированная в детстве и забирающая значительное количество психической энергии. Жизненные решения и сценарий Эрик Берн ввёл понятия жизненных решений и жизненного сценария. На основе раннего опыта ребёнок:
Взрослые передают ребёнку как вербальные, так и невербальные послания, которые становятся основой сценарных установок. Формирование жизненного сценария Ребёнок с ранних этапов развития чувствителен к эмоциональному состоянию матери. Если в период беременности и раннего детства преобладают тревога, страх, отвержение, у ребёнка может сформироваться базовое решение: «Мир небезопасен». В дальнейшем жизненный опыт лишь подтверждает это убеждение, и постепенно формируется устойчивый сценарий. Основные сценарные решения, как правило, формируются до 12 лет. Работа со сценарием в ЭОТ Чтобы изменить сценарий, важно найти того, кто его написал — ту детскую часть, которая когда-то приняла решение. В ЭОТ мы:
Даже если решение было принято очень рано, изменить его может только тот, кто его принял. Во взрослом возрасте можно изменить поведение, но без работы с травмой она продолжает забирать ресурс. Именно поэтому в ЭОТ основное внимание уделяется возвращению утраченной энергии и восстановлению целостности личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки
"Шпаргалка" для воспитателей - быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

Словарь для эмоционально-образного восприятия музыки.
Словарь подготовлен для семинара-практикума "Музыкальное турне" для воспитателей....

Мир природы как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Природа является источником вдохновляющим педагогов в работе с детьми. Природа влияет на индивидуальность ребёнка, формирует различные стороны его характера.Передовая образы природы в рисунке, ребёнок...
Словарь эмоционально-образного содержания музыки
Шпаргалка" для воспитателей и родителей- быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

"Коррекция психологических проблем у ребенка через эмоционально-образную терапию родителей"
Эмоционально-образная терапия - это новая отечественная модальность (метод) психотерапии, являющаяся ветвью психодинамического направления. Она признает существование бессознательного, а осн...
