Главные вкладки

    Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
    методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

    Николаева Эльвира Владимировна

    Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.

     

    939
    deti-cvety.jpg

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon PROGRAMMA_PSIHOLOGIChESKOE_ZDOROVE.zip1.23 МБ

    Предварительный просмотр:

    Защитное слово Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»

    Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и все здесь присутствующие! Вашему вниманию предлагается защита Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление».

    Начну с небольшой пояснительной записки:

    Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.

            Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

    Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

            Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

            Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

            Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

            

    Демонстрация слайдов –  1 кадр.

            Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

            Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.

            

    Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка?  Можно выделить следующие:

    1. Адаптация ребёнка к ДОУ;

    2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы  коррекции и развития);

    3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.

            

            В 2006 году в ДОУ «Солнышко» Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югра творческим коллективом д/с была создана комплексная программа «Здоровый Малыш», которая была защищена в этом же году и является на данный момент основой для ведения экспериментальной деятельности.

    Демонстрация слайдов – 2 кадр.

    А предлагаемая вашему вниманию программа (проект): «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ:  сохранение  и  укрепление» является частью данной (основной) программы и может быть использована как самостоятельная программа.

    Демонстрация слайдов – 3 кадр.

    Цель программы (проекта):

    1. развитие и укрепление психологического здоровья у детей

         дошкольного возраста;         

    -    психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.

    Задачи программы (проекта):

    1. создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
    2. скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
    3. вовремя  выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
    4. обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.

    Демонстрация слайдов – 4 кадр.

            

    Демонстрация слайдов – 5 кадр.

    Весь  процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается  в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения   и   укрепления  психологического  здоровья  дошкольников.

    Демонстрация слайдов – 6 кадр.

            

    Структура программы (проекта)

    Программа (проект)  предусматривает  3 подпрограммы:

    1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)

         ( I и II младшая группа)

    2.  «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей) 

            (средняя и старшая группа)

         3.  «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)

              (подготовительная группа)

    Демонстрация слайдов – 7 кадр.

                                               

    Каждая подпрограмма:

    1. рассчитана на определённый возраст;
    2. имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
    3. позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
    4. имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;
    5. формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
    6. предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
    7. имеет свои ожидаемые результаты.

    Демонстрация слайдов – 8 кадр.

    Содержание  программы (проекта):

                              1. Подпрограмма  «Тропинка в детский сад» 

                                                         (Адаптация ребёнка к ДОУ)

                                            I  и  II  МЛАДШИЕ  ГРУППЫ:

    Актуальность проблемы:

    Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

            В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

                     

    В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.

            Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Поэтому в нашем детском саду (да и в любом другом) нужно вести систему работы по устранению у детей адаптационного синдрома.

            

    Я предлагаю для своего детского сада разработанную подпрограмму «Тропинка в детский сад». 

            Цель: психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации           младших дошкольников к условиям детского сада.

            Задачи:

            1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

       3.   Закладывать основы будущей личности.

                                    Демонстрация слайдов –  9 кадр.

    2.  Подпрограмма  «Тропинка к своему Я»

    (Эмоционально-личностное развитие детей (коррекция наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста))

    СРЕДНИЕ  И  СТАРШИЕ  ГРУППЫ:

    Актуальность  проблемы:

      В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.

    Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

    Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. Поэтому была создана подпрограмма «Тропинка к своему Я».

            Цель:  психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

            Задачи:

            1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

            2. Обучение рефлексивным умениям;

            3. Формирование потребности в саморазвитии.

            4. Содействие росту, развитию ребёнка.

      Демонстрация слайдов –  10 кадр.

       3. Подпрограмма  «Тропинка в школу»

                              (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

    Актуальность  проблемы:

    В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.

    Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».

    Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

            На основании выше сказанного решением данной проблемы в нашем детском саду я посчитала разработку подпрограммы «Тропинка в школу» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у детей подготовительной к школе группы.

    Цель:  подготовка  ребёнка  к  школе  и  профилактика  дезадаптационного

    периода   при   поступлении  дошкольников  в         школу.

    Задачи:

    1. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

    2. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

    3. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

    4. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

    Демонстрация слайдов – 11 кадр.

    В подпрограмму входят следующие минипрограммы:

    1. Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу «Введение в школьную жизнь».

            Цели:

            - формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

            - формирование школьной мотивации;

            - формирование и развитие произвольной деятельности;

            - формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости;

            - формирование и развитие планомерного и расчленённого восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщённых форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания;

            - формирование умения выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности;

            - формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

    2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять

    июньских встреч».

            Цели:

            - формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

            - формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

    Демонстрация слайдов – 12 кадр.

    Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление»  в течение учебного года

                                               

         

         1.  Диагностический

                                         

    Разработка индивидуальных и групповых форм работы.

    1. Адаптационный процесс у младших дошкольников;

    2. Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста;

    3. Подготовка к школе детей

     2. Информационно-просветительский

                                             

         

     Информирование  родителей об  

     имеющихся нарушениях в развитии

     детей и способах коррекционно-  развивающей работы.                          

      Просвещение педагогов и сотрудников

      ДОУ о внедрении и реализации

      коррекционно-развивающих программ в

      образовательный процесс.

       

       3. Практический

                                                   

    Организация  воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы.

                   

     4. Контрольный (аналитический)        

                    

                                                                    

    Определение эффективности  коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей  на разных возрастных этапах. Выводы и предложения.

    Демонстрация слайдов – 13 кадр.

    Ожидаемые результаты:

    - Положительная адаптация детей к условиям детского сада;

    - Психоэмоциональное благополучие детей;

    - Хорошая подготовка к школе и устойчивый адаптационный процесс;

    - Соответствие детей-выпускников детского сада «Модели выпускника ДОУ»

                                                                                                           

            Выводы:

            Введение данной системы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ даст свои положительные результаты.

            В дальнейшем Программа «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.

    СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории «Солнышко»

    Предполагаемая смета расходов по внедрению Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»

    № п/п

    Наименование

    Количество

    Цена

    1 экз.  

    Сумма

    1.

    Шкаф для методической литературы и диагностического инструментария

    1

    5200

    5200

    2.

    Настенная полка для демонстрационного материала, игрушек

    1

    3900

    3900

    3.

    Сейф

    1

    9000

    9000

    7.

    Музыкальный центр

    1

    13200

    13200

    8.

    Калькулятор

    1

    200

    200

    9.

    Аудиокассеты, диски с произведениями классической и инструментальной музыки

    3000

    10.

    Секундомер

    1

    300

    300

    13.

    Тумбочка под телевизор

    1

    1200

    1200

    16.

    Мольберт

    2

    1200

    2400

    19.

    Игрушки, дидактический и изобразительный материал

    3000

    20.

    Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал

    3000

                                                                                                                          Итого:

    44 400 р.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

    Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

    Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

    Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

    программа предназначена для детей дошкольного возраста...

    Педагогический опыт работы «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»

    В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятель...

    Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

    В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

    Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

    Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступаю...

    Тема по самообразованию "Формирование семейных ценностей у дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития в социальном партнерстве семьи и ДОО"

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...


     

    Комментарии

    Морозова Наталия Викторовна

    Эльвира Владимировна, спасибо за вашу работу. все очень конкретно, четко, ясно и понятно. Чувствуется высокий уровень. Успехов Вам.
    Николаева Эльвира Владимировна

    Спасибо Вам большое, Ирина Викторовна!!!

    Эльвира Владимировна, большое спасибо.Сейчас это актуально!

    очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!

    очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!