«Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающих технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей»
учебно-методический материал (средняя группа)

Артамонова Ольга Ивановна

Представление собственного инновационного опыта

Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

 

Тема: «Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающих технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей»

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О.  автора  Артамонова Ольга Ивановна

  2. Город (район)  Большеберезниковский район, с. Большие Березники

  3. Образовательное учреждение  ОСП «Детский сад№1» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремокк»

  4. Занимаемая должность  воспитатель

  5. Педагогический стаж и квалификационная категория  35 лет, первая   квалификационная категория

  6. Тема педагогического опыта  «Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающий технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей»

  7. Степень новизны педагогического опыта  заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности. В том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание

  8. Цель педагогического опыта:  Основная цель передового педагогического опыта -   повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование здоровьесберегающих технологий способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Вырастить здоровых детей,умеющих думать.


 

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к интеллектуальному   развитию своих детей.

    Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

 

Актуальность и перспективность опыта.

 

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.

В Федеральном   государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность   по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная . Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Появилась необходимость   поиска современных подходов для   создания системы работы направленное на умственное   развитие дошкольников, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.   Преследуется главная цель: вырастить   здоровых детей,   умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Поэтому, проблема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающий технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей» – в настоящее время является актуальной.

Концептуальность.  

Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);

  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

В педагогической   деятельности по инновационному опыту придерживаюсь следующей концепции:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет активизировать умственное развитие дошкольников;   является эффективном средством в   формировании математических представлений старших дошкольников;

  2. Целесообразно организованная развивающая предметно-пространственная   среда   с созданием условий для использования здоровьесберегающих технологий   способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.

При организации предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

Новизна

Использование развивающих игр в сочетание с технологией БОС – здоровье, предусмотренные программой   позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения по математическому развитию, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.   Применение инновационной технологии в рамках программы дополнительного образования помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание.

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества:   процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Теоретическая база опыта.

Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению             А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. С точки зрения                       Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие»               (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);

Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

          В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование возможностей развивающей                и предметно-пространственной среды   (развивающие игровое пространство) в сочетание со здоровьесберегающей технологией БОС – Дыхание при формировании математических представлений позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.   Применение инновационного подхода к проблеме   помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.

Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Воспитатели используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:

1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);

2) самостоятельную деятельность детей;

3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

4) математические развлечения;

5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

6) чтение математических сказок и др.

Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).

Оптимальность и эффективность средств

Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе   создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики,   счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в   «Центре математического развития» также помещен методический материал.   Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

Разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

  • Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;

  • Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;

  • Обучение решению арифметических задач, действий над числами;

  • Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;

  • Развитие логического мышления;

  • Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;

  • Формирование основных логических операций.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

  • Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;

  • Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;

  • Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

 

Результативность опыта

 

Анализ работы над предметно-развивающей средой   и здоровьесберегающими технологиями и их влияние   на развитие математических способностей   старших дошкольников, а также над сохранением   и   укреплением   физического и психического здоровья детей показал уровень снижения заболеваемости. Воспитывая у детей потребность в дыхательной гимнастике, физкультминутках, гимнастики для глаз. Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

 

Работа с родителями

 

В работе с родителями использую разные формы : анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения.

Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа была осуществлена через различные формы .  Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители поняли на сколько это важно.

Работа с воспитателями.

С воспитателями провожу викторины: «Царица Математика», блиц- опросы «Любимые физкультминутки».

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/artamonova-olga-ivanovna

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающих технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей» размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/

 

- Наглядное приложение:

Приложение 1

Физкультминутки.

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали -  Выпрямится.

И на месте зашагали. -  Ходьба на месте.

На носочках потянулись, -  Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.  -Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели  -Присесть.

И тихонько разом сели. -  Выпрямится и сесть.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.  (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.  (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем.  (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,  (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.  (Дети садятся.)

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт  (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.  (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,  (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.  (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.  (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,  (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.  (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!  (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.  (Дети останавливаются.)

Клен

 

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!  (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.  (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки  (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,  (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку,  (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли  (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали  (Движения головой.)

И все дружно вместе встали.  (Встали.)

Ракета

Раз, два — стоит ракета.

Три, четыре — самолёт.

Раз, два — хлопок в ладоши,  (Прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.  (Ходьба на месте.)

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_o.i.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Представление  собственного инновационного опыта

Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Тема: «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающих технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей»

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора Артамонова Ольга Ивановна
  2. Город (район) Большеберезниковский район, с. Большие Березники
  3. Образовательное учреждение ОСП «Детский сад№1» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремокк»
  4. Занимаемая должность воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификационная категория 35 лет, первая  квалификационная категория
  6. Тема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающий технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей»
  7. Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности. В том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание
  8. Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта -  повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование здоровьесберегающих технологий способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Вырастить здоровых  детей,умеющих думать.

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к интеллектуальному  развитию своих детей.

   Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

      Актуальность и перспективность опыта.

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность   по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная . Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Появилась необходимость  поиска современных подходов для  создания системы работы направленное на умственное  развитие дошкольников, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.  Преследуется главная цель: вырастить  здоровых детей,  умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Поэтому, проблема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающий технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей» – в настоящее время является актуальной.

Концептуальность.  

Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

В педагогической  деятельности по инновационному опыту придерживаюсь следующей концепции:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет активизировать умственное развитие дошкольников;  является эффективном средством в   формировании математических представлений старших дошкольников;
  2. Целесообразно организованная развивающая предметно-пространственная  среда  с созданием условий для использования здоровьесберегающих технологий  способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.

При организации предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

Новизна

Использование развивающих игр в сочетание с технологией БОС – здоровье, предусмотренные программой  позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения по математическому развитию, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.  Применение инновационной технологии в рамках программы дополнительного образования помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание.

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества:  процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Теоретическая база опыта.

Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению            А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. С точки зрения                      Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие»              (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);

Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

          В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование возможностей развивающей         и предметно-пространственной среды  (развивающие игровое пространство) в сочетание со здоровьесберегающей технологией БОС – Дыхание при формировании математических представлений позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.  Применение инновационного подхода к проблеме  помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.

Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Воспитатели используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:

1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);

2) самостоятельную деятельность детей;

3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

4) математические развлечения;

5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

6) чтение математических сказок и др.

Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).

Оптимальность и эффективность средств

Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе  создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики,  счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в  «Центре математического развития» также помещен методический материал.  Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

Разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

  • Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
  • Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
  • Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
  • Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
  • Развитие логического мышления;
  • Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
  • Формирование основных логических операций.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

  • Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
  • Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
  • Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

Результативность опыта

Анализ работы над предметно-развивающей средой  и здоровьесберегающими технологиями и их влияние  на развитие математических способностей  старших дошкольников, а также над сохранением  и  укреплением  физического и психического здоровья детей показал уровень снижения заболеваемости. Воспитывая у детей потребность в дыхательной гимнастике, физкультминутках, гимнастики для глаз.   Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Работа с родителями

 В работе с родителями использую разные формы : анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения.

Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа была осуществлена через различные формы . Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители поняли на сколько это важно.

Работа с воспитателями.

С воспитателями провожу викторины: «Царица Математика», блиц- опросы «Любимые физкультминутки».

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/artamonova-olga-ivanovna

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающих технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей»  размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/ 

- Наглядное приложение: 

Приложение 1

Физкультминутки.

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали - Выпрямится.

И на месте зашагали. - Ходьба на месте.

На носочках потянулись, - Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. -Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели  -Присесть.

И тихонько разом сели. - Выпрямится и сесть.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Клен

 

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Ракета

Раз, два — стоит ракета.

Три, четыре — самолёт.

Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили. (Ходьба на месте.)

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.»

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ....

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Мастер-класс «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий»

Ознакомление педагогов ДОУ с применением здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....

Эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии при организации работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...