Главные вкладки

    Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
    статья (подготовительная группа) на тему

    Плугина Наталья Владимировна

    У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьютором предшкольного образования. Результатами своей экспериментальной работы хочу поделиться с коллегами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Otchet_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_Plugina.doc995 КБ

    Предварительный просмотр:

     Наталья Владимировна Плугина,

     воспитатель МДОУ «Детский сад №3 «Сказка»

    ГО ЗАТО Светлый Саратовской области

    Отчет

    по опытно-экспериментальной деятельности

    предшкольного образования

    В ЗАТО Светлый Саратовской области функционирует три дошкольных образовательных учреждения. В октябре 2006 года на базе второй подготовительной группы МДОУ «Детский сад №3 «Сказка» была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. В октябре 2007 года на базе первой подготовительной группы МДОУ «Детский сад №5 «Ромашка» была открыта еще одна экспериментальная площадка, в октябре 2008 года на базе МДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» была открыта  третья опытно-экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования.

    Программа «Предшкольная пора» Н. Ф. Виноградовой предназначена для подготовки детей к школе. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

    Социальна цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.

    Педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению, развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учёбе и положительное отношение к школе. 

      Поэтому современная социальная ситуация определяет в отношении старших дошкольников постановку следующих задач:

    • Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу, минуя ДОУ.
    • Помочь родителям квалифицированно подготовить ребёнка к школе.
    • Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребёнка к школе.
    • Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
    • Способствовать формированию детского сообщества, доброжелательного отношения к сверстникам, навыкам общения с ними.
    • Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребёнка.
    • Обеспечить волевую готовность, то есть способность подчиняться правилам и требованиям взрослого. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
    • Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмоциональную готовность к школе. Психическая готовность ребёнка к школе предполагает определённый уровень развития его психики, соответствующий требованиям систематического обучения в школе.

    Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку». «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».

    Продолжительность обучения: 28 недель (с 1 октября по 1 мая, с учетом двухнедельных каникул в январе и марте).

    Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий - не более 30 минут. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут. «Игровой час» у нас вынесен на прогулку.

    По разделу «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» проводится 3 занятия в неделю, по «Познаем мир» - 1 занятие, по «Учимся родному языку» - 4 занятия, по «Учимся рисовать» - 2 занятия. Проводятся занятия по музыке и физкультуре. В нашем детском саду  во вторую половину дня перенесен факультатив по разделу «Познаем других людей и себя», которые 3 раза в месяц проводит педагог – психолог.

    Исходя из того, что программа «Предшкольная пора» построена не на областях знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, целостного отношения к окружающему миру и к самому себе - авторы предлагают интегрированный принцип обучения, в связи с которым, реализация основных задач идет на разном материале c варьированием предлагаемых авторами средств обучения (учебные пособия, рабочие тетради и др.).   Таким образом, на каждом занятии должны интегрироваться и решаться задачи нескольких разделов. Это является отличительной особенностью программы «Предшкольная пора».  

    Интерес к интегрированным занятиям не случаен. И теоретики, и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс становится более экономичным, у детей создается целостная единая картина мира. Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.

    Интегрированный принцип организации педагогического процесса с учетом методических рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования мы осуществляем за счет создания моделей занятий. Модель занятия имеет начало-завязку, основную часть и завершение.  Работа по составлению модели занятия начинается с выбора темы, затем решается вопрос о сюжете, о выборе игровых моментов, о мотивации, что позволяет сделать цель обучения понятной для детей, интересной.

    Удачно выбранная мотивация (завязка) придает модели целостность, а деятельности детей - необходимую целесообразность. Если модель составлена удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Чтобы избежать «лоскутности» в интеграции тем, необходимо логическое обоснование. Все части модели должны быть скомпонованы на строго логической основе, что позволяет передать детям определенную сумму знаний, обогатить их эмоционально.

    Интеграция занятий предполагает использование разнообразных методов здоровьесберегающих технологий: контроль и коррекцию самочувствия детей до начала занятий, создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферу, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, использование музыки, использование технологии сотрудничества, использование оздоровительных методик (физминутки, психологические этюды, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, приемы мышечного расслабления),   использование   гибкой   системы   поощрения.

    Эффективной работе способствует создание образовательной среды, как в группе, так и в детском саду, в которой происходит обучение и развитие детей. Педагоги старались организовать предметно-игровую развивающую среду таким образом, чтобы она соответствовала следующим параметрам: насыщенность, открытость к изменению, необыденность, многофункциональность, соответствие требованиям техники безопасности. В детском саду имеются технические средства обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, DVD приемники, которые позволяют проводить занятия в интересной форме, использовать тестово-обучающие задания. Также в детском саду имеются кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда, музыкальный и физкультурный залы. Несколько лет работает кабинет здоровья – БОС (биологически-обратная связь).

    Одним из разделов программы является раздел – «Играем и фантазируем». Идея организации специального игрового часа как средства подготовки к школе возникла у авторов потому, что в школу приходят, «недоигравшие» дети, а это отрицательно влияет, на успешность их обучения. В соответствии с замыслом авторов Программы "Предшкольная пора" игра выступает не только как приоритетный метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Игровой час - время для возникновения и развития разных видов игр. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.  

    В октябре и апреле у нас проходят мониторинговые исследования по выявлению уровня развития детей. Педагогическая диагностика готовности к школьному заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

    В ходе педагогической диагностики проверяется:

    •         состояние пространственного восприятия;

    •         состояние зрительного восприятия;

    •         состояние моторики и зрительно-моторных координации,

    •        умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена,

    •         наличие интуитивных дочисловых представлений;

    •         овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

    •         умение сравнивать два множества по числу элементов:

    •         развитие фонематического слуха и восприятия;

    •         сформированность предпосылок    к    успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

    Тестовые     задания     составлены         сотрудниками     кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» на основании пособия «Готовимся к школе» Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой (программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой) и согласованы с руководителем программы «Предшкольная пора», член-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором Н.Ф. Виноградовой. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в бланк обследования группы.

    Сравнивая результаты 1 2 этапов мониторинга, можно говорить о высоком уровне подготовки детей к школе.

    C:\Users\1\Pictures\2011-04-09\002.jpg

    Придя в 1 класс, учителя также проводят диагностику.

     Обобщив данные по школам, я получила следующие результаты:

    • Уровень выше среднего – 85,42%
    • Средний уровень – 14,59%
    • Ниже среднего – 0%

    Сводная диаграмма успешности выполнения заданий

    Психологами также был проведен мониторинг знаний детей, прошедших подготовку к школе по программе Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора».  Обобщив данные психологического блока заданий по школам, я получила следующие результаты:

    • Уровень выше среднего – 75%
    • Средний уровень – 25%
    • Ниже среднего – 0%

    Сводная диаграмма успешности выполнения заданий

    психологического блока

    Таким образом, подготовка детей к школе по программе «Предшкольная пора» Н. Ф. Виноградовой в наших детских садах ведется на высоком уровне, что говорит о хороших результатах реализации региональной модели предшкольного образования.

    E:\13.03.2008\DSCF7851.JPG

    E:\13.03.2008\DSCF7853.JPG

    E:\13.03.2008\DSCF7867.JPG

    E:\13.03.2008\DSCF7843.JPG

    Литература

    1. «Предшкольная пора»: Программа обучения и развития детей 5 лет (для детей, которые не посещают дошкольное учреждение) под руководством Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2005 г.
    2. Предшкольное образование в Саратовской области (сборник научно-практических материалов) / Под ред.Л.А. Токаревой, Н.Н. Ценарёвой. – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2006. – 172 с.
    3. Региональная модель предшкольного образования. / Под ред.Л.А. Токаревой, Н.Н. Ценарёвой. – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2006 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет об опытно - экспериментальной работе "Живые семена"

    Наша группа №7 в этом 2009- 2100 учебном  году включилась в городской эксперимент по теме «Укрепление психологического здоровья детей с помощью окружающей природы»....

    Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: "Ах, картошка!".

    Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади картофель"....

    Фото отчет об опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница соль"

    С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Самостоятельная экспер...

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...