Сообщение из опыта работы
материал (младшая группа) на тему

Семенова Елена Сергеевна

Сообщение из опыта работы

«Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»

 

Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Igry_po_razvitiyu_sensoriki_v_gruppe_rannego_vozrasta.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»

Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

        Организовать сенсорное воспитание и руководить им необходимо еще в раннем возрасте.  Для этого мы обучаем детей рассматриванию (т.е. специально организованному обследованию) предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, что бы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования мы учим выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны. Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее.

На основе сходства выделенных свойств у разных предметов мы учим детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

        Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях.  Дети постепенно запоминают эти эталоны – сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям. Сенсорное воспитание детей способствует развитию всех органов чувств, т.к. позволяет выделять широкий спектр свойств предметов и объектов и познавать их с разных сторон.

        Мы считаем, что одним из определяющих факторов сенсорного воспитания является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда, помогает нам обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоционально положительной атмосферы в группе, к проведению игр – занятий и приучению детей к самостоятельным играм.

        Нами создан центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в развитии детей 2-3 лет. Речь идет об игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Они пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него они закапывают различные предметы, откапывают их, строят горки, дорожки и т.д., а потом разрушают и снова строят. Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий: центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку, дети могут свободно подходить к нему со всех сторон, приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д. Нами составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый – холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.

        В группе также организован центр развивающих игр, где собраны игры и пособия, направленные на развитие сенсорного восприятия (на все органы чувств), мелкой моторики, воображения, речи. Нами также разработан перспективный план по развивающим играм, где отображены игры на развитие представлений о цвете («Мозаика», «Веселый паровоз», «Цветные квадраты»), о форме («Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Формы»), о величине («Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

        Развивающие игры с детьми мы планируем и организуем ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры-занятия мы проводим с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

        Мы разработали сетку совместной деятельности куда вошли не только игры с водой и песком и игры развивающие, но и такие как игры Монтессори («Рамки – вкладыши», «Ходьба по линиям», «Упражнение в тишине», «Клавишная доска», «Ящик с кусочками тканей»), конструкторы Никитина («Сложи узор», «Уникуб»), игры Венгера («Солнышко и дождик», «Большие и маленькие ноги», «Наседка и цыплята»), музыкально-дидактические (на развитие слухового восприятия «Курочка и цыплята», «Угадай, на чем играю», «Чудесный ларец»), строительные игры («Лего», крупный строительный и мелкий строительный материал). Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Нами изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки», «Веселая лужайка», при помощи них дети пристегивают на пуговки, липучки, крючки, кнопки различные предметы. Проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Разработаны планы по пальчиковым играм с использованием народного фольклора («Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.) и комплексы утренней стимулирующей гимнастики («Козлик», «Воробышки», «Котята», «Здравствуй солнышко»).

        Все выше перечисленное способствует накоплению и обогащению сенсорного опыта детей, который становится основой развития всех способностей ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....