Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"
методическая разработка по теме

Инна Михайловна Рожанская

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Материал поможет:

  • повысить уровень компетентности родителей в организации культурно-досуговой совместной деятельности ;
  • вовлечь детей и родителей в творческий процесс;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице

«Изготовление  кукол-масленок»,

проводимый в рамках  проекта  «Родительский клуб».

Автор – музыкальный руководитель ДО  ГОУ Гимназии №56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга - Рожанская Инна Михайловна

Цель:  Вовлечь детей и родителей в творческий процесс.

Задачи:

Развивающие:

  1. дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;

Обучающие:

  1. познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления  традиционной куклы-масленки;
  2. научить изготавливать простейшую народную куклу;

Воспитательные:

  1. способствовать активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность;
  2. обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок;
  3. воспитывать любовь и уважение к народной музыке, культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)
  2. Н.А.Римский-Корсаков, хор из оперы «Снегурочка» - «Прощай, Масленица!»

Оборудование:

  1. компьютерная презентация «Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению кукол-масленок»
  2. ТСО: музыкальный центр, компьютер
  3. Все для чаепития: чашки, блюдца, чайник и т. д.

Оформление:

  1. Репродукции картин Б.М.Кустодиева на масленичную тему.

Материалы:

  1. лоскутки ткани для изготовления кукол,  нитки, ножницы -  раздаточный  материал для каждого участника мастер-класса;
  2. макет куклы-масленки;

Конспект:

              Под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года») участники мастер-класса входят в зал.  Ведущая (музыкальный руководитель) здоровается с гостями и предлагает им рассмотреть репродукции картин Б.М.Кустодиева на масленичную тему.

Затем все рассаживаются за столы.

Дорогие наши родители, милые дети, сейчас вы рассматривали репродукции картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева и наверняка поняли тему нашей встречи.  (Ответы) Правильно, сегодня мы будем говорить о народном празднике Масленица.

Вашему вниманию предлагается презентация на данную тему.  (Слайд №1)

Программа (Слайд №2)

  1. 1. Беседа «Масленичные традиции»
  2. 2. Изготовление кукол-масленок
  3. 3. Игра «Блины»
  4. 4. Чаепитие

Беседа «Масленичные традиции» (Слайд №3)

            Масленица - один из наиболее ярких и любимых народом праздников.  Ее, так или иначе, отмечали все - от малых детей до глубоких стариков.  Длилась Масленица целую неделю.

Масленичные традиции очень необычны и интересны, так как они

 сочетают в себе:

  1. завершение периода зимних праздников
  2. открытие нового, весеннего периода праздников, обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Встреча Масленицы. (Слайд №4)

Масленицу открывали ребятишки.

Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях.
Ходили по дворам с песнями и присказками.

Катание на лошадях. (Слайд №5)

 Одним из основных масленичных действий было катание по деревням на лошадях. Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными тряпочками, бантами, обязательно подвешивали колокольчики. Катались   вдоль деревни туда-сюда.  Одновременно в Масленицу могло выезжать по 30-40, а то и по 90 упряжек.

Масленичные игры и забавы (Слайд №6)

Снежные городки, заря-заряница, петушки, бой мешками, снежный тир, ледяная карусель, перетягивание каната и др.

Сожжение чучела масленицы (Слайд №7)

  1. В последний день «хлам" и дрова собирали по деревне на костёр. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле  солому, веники, корзины, бочки, колеса.
  1.  "чучело" - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь.
  2. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали.
  3. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.
  4. У костра кричали: "Прощай, Маслена!», «Куды дым, туды блин, туды  Масленка!" и прощались друг с другом.

Сейчас я предлагаю вам послушать хор из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова  «Прощай, Масленица!»

Праздничное русское угощение (Слайд №8)

  1. Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями).
  2. Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть".
  3. С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Изготовление кукол-масленок (Слайд №9)

  1. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую (высотой 20 – 25 сантиметров) соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.
  2.      Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.
  3.     В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.
  4.     Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом!

  А теперь пришло время нам с вами прикоснуться руками к народному творчеству. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленку, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом. (Все участники берут себе комплекты заготовок и вместе с музыкальным руководителем делают куклу-масленку)

Вот так начинается процесс (Слайд №10)

  1. Все начинается с головы. Из квадратного кусочка  белой ткани сделали узелок, набили его ватой, обмотали ниткой, закрепили петельками.
  2. (Слайд №11)
  3. Потом  крутим ручки. Для этого надо сложить кусочек прямоугольной ткани платочком и  туго-туго крутить в одну сторону.
  4. (Слайд №12)
  5. Затем навязываем разные цветные лоскуточки, и куколка-масленица готова!

Традиционная тряпичная кукла безлика. Она  считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Без лица она  была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.

Вот наши куклы и готовы. Давайте оформим выставку из наших куколок. Теперь я хочу пригласить вас всех поиграть в очень интересную русскую народную игру «Блины»

Русская народная игра  «Блины» (Слайд №13)

Описание игры:

  1. В этой игре могут принимать участие все: и взрослые и дети.

Вначале, роль ведущего выполняет взрослый, когда игра будет усвоена,

ведущим должен быть победитель.

  1. Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться.
  2. Описание команд:
  1. «Блин комом» - все подбегают к центру круга
  2. «Блин блином» - все двигаются спиной  от центра круга
  3. «Блин с маслом» - все приседают
  4. «Блин с мясом» - все встают
  5. «Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины
  6. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины

Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется.

А теперь настало время для чаепития! Пожалуйте к столу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"

1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР

Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями  родителей.  Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческу...

/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко».

/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко»....

Мастер-класса с участием родителей и детей младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей....