Бражкина Д.А. Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников
статья по теме

Бражкина Дарья Александровна

Бражкина Д.А. Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников// Дни науки – 2009: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции студентов и аспирантов. – Калининград: Изд – во РГУ им. И.Канта, 2009. – Вып. 5. – С. 7 – 13.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Brazhkina.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников.

                                                                                                  Бражкина Д. А.

Научный руководитель: Митина Ю.С.

Институт Современных Образовательных Технологий 4 курс

направления 540600 Педагогика

Профиль: Детская практическая психология

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися  случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. [1]

В детских дошкольных учреждениях не всегда обращается внимание на сформированность уровня развития общения детей. Воспитатели не всегда достаточно адекватно отмечают непринятых, отвергнутых и не всегда правильно определяют в коллективе популярных детей. Для улучшения общения сверстников, для дальнейшего установления более гуманных  взаимоотношений между сверстниками необходимо для начала изучить взаимоотношения детей в группе детского сада. [2]

1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Мы в своей работе, которая проводилась на базе МДОУ ЦРР д/с № 20 «Родничок» г. Светлогорска, использовали социометрию «Капитан корабля».  [3]

Социометрия проводилась в четырёх старших группах. Детям был предложен рисунок корабля. Во время индивидуальной беседы ребёнку показывали рисунок корабля и задавали следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял бы себе в помощники, когда отправился в дальне путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого бы не за что не взял с собой в плавание?

Кто ещё остался на берегу?

                                                                                                                             Таблица 1

Результаты проведённой социометрии.

Группа

Статусные группы

«Звёзды»

«Предпочитаемые»

«Принятые»

«Непринятые»

«Отвергнутые»

Старшая «А»

16%

21%

16%

16%

31%

Старшая «Б»

24%

5%

14%

28,5%

28,5%

Старшая «В»

10%

35%

20%

10%

25%

Старшая «Г»

5%

30%

25%

25%

15%

Нами был определён коофициент взаимности (КВ.) в четырёх старших группах:

Старшая «А»: 46%

Старшая «Б»: 22%

Старшая «В»: 33%

Старшая «Г»: 52,4%

На следующем этапе необходимо определить уровень развития общения дошкольников.

Нами была разработана классификация, по которой можно определить уровень развития общения каждого дошкольника:

1.Низкий уровень:

2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

3 балла – очень пассивный: не общается со сверстниками, не участвует в играх, только наблюдает.

4балла - пассивный: мало общается со сверстниками, только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

Средний уровень:

5 баллов - скорее пассивный,  чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

6 баллов - трудно определить, активный или пассивный, буду общаться – общается, позовут играть - пойдёт, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

7 баллов - скорее активный, чем пассивный, участвует в общении, играх, но сам не принуждает к этому других.

Высокий уровень:

8 баллов - активный: идёт на контакт, общается,  играет в играх, иногда сам вовлекает сверстников в  игры.

9 баллов - очень активный, активен в общении, участвует в играх и сам вовлекает сверстников в игры.

10 баллов - сверхактивный: постоянно тормошит сверстников, вовлекая в общение, игры.

Наблюдение  проводилось в старших группах, в свободное время в группах и на прогулках до обеда и после тихого часа. Дети находились в привычной для них обстановке, экспериментатор был им знаком. И они свободно себя чувствовали при нём. Наблюдение велось за каждым ребёнком, результаты записывались в бланк наблюдения. Данные по всей группе, заносятся в таблицу. Определяется процентное соотношение уровней развития общения во вех группах.

                                                                                                                       Таблица 2

Уровни развития общения.

Группа

Уровень развития общения

Низкий

Средний

Высокий

Старшая «А»

42%

32%

26%

Старшая «Б»

43%

33%

24%

Старшая «В»

25;

30%

45%

Старшая «Г»

25%

35%

40%

      Также мы определили, какой статус занимаю дети с низким уровнем развития общения.

      Проведённое наблюдение позволило нам сделать следующие выводы.

•   Дети с низким уровнем общения в группе являются либо отвергнутыми, либо непринятыми.

•   Наблюдение показывает, что эти  дети очень часто находятся в одиночестве, они не стремятся к совместным играм, и если и начинают играть, то эти игры оканчиваются ссорами и драками.

•   Дети с низким уровнем развития общения играют одни, они уходят подальше от остальных, что бы их никто не задел, не помешал их игре, они замкнуты и стремятся к уединению.

    •   Воспитатели часто считают детей с низким уровнем развития общения очень хорошими, тихими, детьми с которыми нет никогда проблем. И не стремятся, каким либо образом включать таких детей в совместные игры и занятия, а данным детям это необходимо.

После проведённой диагностики, выявления детей нуждающихся в помощи, мы провели коррекционные занятия, направленные на повышение уровня развития общения.

Коррекционные занятия разделены на три блока, что обеспечивает постепенное решение поставленных задач:

•   первый блок - контактный. Обеспечивают создание доброй,  безопасной ситуации,       где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решение проблемы. Используются развлекательные игры, предметные и подвижные игры.

•   второй блок-  коррекционно-направленный + обучающий.

 Используется игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность).

      •   третий блок - развлекательный + обучающий + контрольный.

    Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения в  совместных играх детей. Используются игровые и неигровые приемы, которые  развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.

Мы выделили принципы построения занятий:

•   принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации

(внутри упражнения. внутри занятия, внутри коррекционной работы)

•   начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

В результате проведённой коррекционной работы мы отметили значительное улучшение во взаимоотношениях дошкольников. Нами были проведены контрольные диагностики уровня развития общения и взаимоотношения, полученные результаты были занесены в Таблицу 3, по которой мы можем сравнить уровень развития общения и взаимоотношения дошкольников до и после коррекционных занятий. С повышением уровня развития общения, у ребёнка меняется статус в группе, он становится активнее в совместных играх, продуктивнее становится совместная деятельность.

                      Таблица 3

Результаты проведённых диагностик

Имена детей

Статус ребенка, занимаемый в группе

Уровень развития общения

До проведения коррекционных занятий

После проведения коррекционных занятий

До проведения коррекционных занятий

После проведения коррекционных занятий

Артём А.

«Отвергнутый»

«Отвергнутый»

«Низкий»      (3 балла)

«Низкий»      (3 балла)

Матвей Р.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»      (3 балла)

«Средний»    (5 балов)

Йонас Ч.

«Непринятый»

«Принятый»

«Низкий»     (3 балла)

«Средний»    (5 балов)

Артём Ш.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (3 балла)

«Средний»    (6 балов)

Виолетта З.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Настя К.

«Отвергнутый»

«Предпочитаемый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (7 балов)

Лера Б.

«Отвергнутый»

«Отвергнутый»

«Низкий»     (2 балла)

«Низкий»     (2 балла)

Владик Р.

«Непринятый»

«Принятый»

«Низкий»      (3 балла)

«Средний»    (5 балов)

Даниил Л.

«Отвергнутый»

«Непринятый»

«Низкий»        (2 балла)

«Низкий»     (4 балла)

Никита Н.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»      (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Аня Г.

«Непринятый»

«Принятый»

«Низкий»      (4 балла)

«Средний»    (6 балов)

Полина Е.

«Отвергнутый»

«Принятый»»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»   (5 балов)

Катя Кр.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (6 балов)

Анна Т.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Юля Ш.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Максим Д.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (3 балла)

«Средний»    (5 балов)

Александра А.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4  балла)

«Средний»    (6 балов)

Лена А.

«Отвергнутый»

«Непринятый»

«Низкий»      2 балла)

«Низкий»      (4 балла)

Катя Р.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Ольга Х.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (5 балов)

Максим С.

«Непринятый»

«Предпочитаемый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»  (7балов)

Никита Ф.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (3 балла)

«Средний»    (6 балов)

Ян С.

«Отвергнутый»

«Принятый»

«Низкий»     (3 балла)

«Средний»    (5 балов)

Маша М.

«Отвергнутый»

«Неприянтый»

«Низкий»     (3 балла)

«Низкий»      (4 балов)

Алина К.

«Непринятый»

«Принятый»

«Низкий»     (4 балла)

«Средний»    (6 балов)

На основе полученных результатов эмпирического исследования нами были сделаны выводы:

1.Когда общение находится на низком уровне, взаимоотношения дошкольников характеризуются неумением организовать совместную деятельность, пассивностью в совместных играх

2.При организации и проведении целенаправленной работы по развитию общения дошкольников, у них повышается активность в играх, продуктивнее становиться совместная деятельность.

 

Список литературы:

  1. Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет».-М.,1992г.
  2. Детская практическая психология: учебник /  под ред.проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2007.- 253 с.
  3. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология». - М. 2001г.-336 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика развития общения у старших дошкольников.

Динамика развития общения у старших дошкольников.(консультация для воспитателей)...

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

Влияние игры на формирование позитивных взаимоотношений дошкольников младшего дошкольного возраста.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....

Статья "Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения дошкольников"

В статье исследуется роль влияния сюжетно-ролевых игр на взаимоотношения детей дошкольного возраста. Исследование ведется через рассмотрение возрастных и психолого-педагогических особенностей детей до...