Использование национального орнамента на занятиях по изобразительной деятельности
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Саитгареева Лилия Рашитовна
Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornament_v_izo.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №17 «Лесная сказка»

г. Набережные Челны

Консультация для педагогов

Использование национального орнамента

на занятиях по изобразительной деятельности

Подготовила:

Саитгареева Лилия Рашитовна

Набережные Челны

2011 г.

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие национальной культуры. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Наиболее  доступны детям компоненты традиционной культуры: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

 Декоративно-прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа. Декоративно-прикладное искусство разных народов имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей жизнью.

Веками народ отбирал и отрабатывал характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, их колорит, элементы, композицию. Например, хохлома традиционно имеет золотисто–тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Чувашская вышивка отмечается разнообразием орнаментальных форм и многоцветением.

Из многочисленных образцов народного искусства отбираются элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов.

Геометрические орнаменты. Предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие так и  более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги и овалы, включая их в содержание узоров. В старшей и подготовительной группах у детей закрепляются эти умения, создаются более сложные геометрические фигуры и их узорные комбинации. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты традиционных национальных предметов: платков, фартуков, головных уборов, поясов, ковров и т. д. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений на основе сложившихся черт орнаментирования предметов в искусстве того или иного народа.

Растительные узоры в орнаменте. Растительные узоры служат средством художественного убранства таких предметов, как подносы, вазы, головные уборы, обувь, ковры, дорожки и т. д. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.

Роговидные элементы в орнаменте. В орнаментальном искусстве народов, занимающихся скотоводством, большое распространение получили роговидные фигуры: в виде рогообразного завитка, крестовидных, ромбовидных или восьмиконечных форм с рогообразными ответвлениями. Такие элементы находят художественное выражение в узорном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви.

Изодеятельность по мотивам народного орнамента при их воспроизведении детьми дошкольного возраста положительно воздействуют на развитие художественных способностей детей ,воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунках или аппликации, по-своему отображая уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии. Произведения народного орнаментального творчества представляют в этом отношении ценный наглядный материал в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Дети знакомятся с лучшими образцами народного орнамента.

Проведение учебно-воспитательной работы по изодеятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей:

- изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой народных аппликационных образцов в искусстве разных народов;

- отбор учебного материала по орнаментальному искусству определённого народа (от ознакомления с искусством своего народа, затем  других национальностей, проживающих в данной местности и т.д. );

- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для проведения занятий с детьми;

- определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами  народного творчества и по отображению мотивов народных орнаментов в работах;

- выбор путей применения полученных знаний , умений и навыков по изодеятельности в других видах и формах деятеятельности.

Начинать работу следует с изучения декоративно- прикладного искусства того или иного народа, ознакомления с особенностями украшения изделий, формой и материалами, из которых они изготовляются. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и национальными традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приемы варьирования элементов украшения в зависимости от формы украшаемой поверхности, его окраски. Полезно сделать зарисовки наиболее простых и самых характерных форм изделий и их орнаментов.

Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра  различных сюжетов (слайдов, фильмов). Наряду с народными образцами можно использовать таблицы, фотография, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых композиционных решений. Большое значение принадлежит рассказу воспитателя.

Что должен включать такой рассказ? Прежде всего сведения о республике, её столице, достопримечательностях. Важно рассказать о народных умельцах, которые создают не только полезные, но красивые вещи. Отметить , какими приемами создаются предметы декоративно-прикладного искусства, какие для этого используются материалы, орнаменты, цвета.

В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни разных народов, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Эффективным средством являются экскурсии в музей, на выставки народного искусства или в художественный салон.

Все это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и  колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.

При планировании необходимо создать условия для ознакомления с орнаментальным творчеством того или иного народа, учесть программные требования и уровень подготовленности детей. Предусматривается последовательное овладение знаниями, умениями, навыками изображения узоров народного орнамента, устанавливается преемственность работы с детьми разного возраста, а также взаимосвязь разных видов работ по изодеятельности.

Примерный перспективный план по использованию татарского орнамента в изобразительной деятельности

Вторая младшая группа.

Месяц

Тема занятия

Элемент орнамента

сентябрь

Рисование: «Украсим полотенце»

тюльпан

октябрь

Аппликация: «Платок»

тюльпан

ноябрь

Лепка: «Пиала»

тюльпан, лист

декабрь

Рисование: «Поднос»

лист, колокольчик

январь

Аппликация: «Пиала для гостей»

тюльпан, лист

март

Рисование: «Скатерть»

лист, солнышко

апрель

Аппликация: «Укрась шарфик»

лист, колокольчик

Средняя группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

тюльпан, лист, колокольчик

октябрь

Аппликация: «Скатерть»

тюльпан, лист, колокольчик

декабрь

Декоративное рисование: «Наволочка»

колокольчик, листья, завитки

февраль

Лепка: «Пиала»

колокольчик, листья, завитки

март

Рисование: « Подарок маме «Укрась фартук»

лист, тюльпан, солнышко

апрель

Аппликация: «Тюбетейка»

тюльпан, лист

Старшая группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик

октябрь

Аппликация: «Украшение салфетки»

лист, колокольчик

декабрь

Рисование: «Укрась полотенце»

гвоздика, лист, тюльпан

январь

Аппликация: «Укрась пиалу»

лист, колокольчик

февраль

Лепка: «Пиала»

гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик

март

Рисование: «Украсим национальную одежду»

колокольчик, тюльпан, лист

апрель

Аппликация: «Коллективное панно-скатерть»

лотос, лист, солнце

Подготовительная группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

октябрь

Аппликация: «Украсим платье Сомбеле»

тюльпан, колокольчик, пион, листья

ноябрь

Лепка: «Кувшин»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

декабрь

Рисование: «Украшаем фартук»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

январь

Аппликация: «Украшение ичига, башмака»

солнышко, капелька, сердечко

март

Рисование: «Коллективное панно для украшения комнаты»

тюльпан, колокольчик, пион, листья

апрель

Аппликация: «Укрась тюбетейку,калфак»

трилистник, пион, шиповник, листья

Правильный подбор народных образцов орнаментирования позволяет варьировать в плане содержание, методы и приемы обучения детей, технику исполнения, формы организации детской деятельности, самостоятельную деятельность, пути применения усвоенных умений в организации разных видов деятельности (игры, праздники, инсценировки и т. п.)

Библиография.

1.Бабынина Т. Ф. «Традиции национальных культур», Казань, 2006,

2. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» - М.: Просвещение, 1982,

3.Хайруллин Р.З., Бирюкова С. К. « Литература народов России», Санкт-Петербург, Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...

Использование песочной терапии на занятиях по изобразительной деятельности.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, ...

" Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"

" Использование художественного слова  на занятиях по ИЗО"...

«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»

Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание»  детей старшего  дошкольного возраста....

Использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

В тексте рассказывается о том, как с помощью игровых приемов можно обогатить методику организации изобразительной деятельности дошкольников....

Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду

       Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает с...


 

Комментарии

Мезенцева Светлана Иосифовна

Большое спасибо, Лилия Рашитовна, за полезную информацию! Как раз собираюсь нарабатывать материал по ознакомлению детей с коми орнаментом.