Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

         Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности

в детском саду

                                                  статью подготовила

                                                                                Севрюкова Наталья Вячеславовна

                                                       воспитатель высшей  

                                                                                    квалификационной категории                                        

                                                                                    МБДОУ №22 “Золотая рыбка”

                                                                                    г. Бугульма

        Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
         Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем детстве  и  если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
          Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников  на занятиях по изобразительной деятельности  стало использование информационно-коммуникативных технологий.

Использование  мультимедийных презентаций превращают обучение детей в живой, творческий и естественный процесс.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации на занятиях.

Презентация - это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие и для педагога,   и для родителей, позволяющее рассказать  ребенку об окружающем мире.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: 

1) Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.
               А вот поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
              Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2) Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. 

3) Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.  При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. 

4) Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! 
Во время домашних занятий любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно. 

5) Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

6) Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. 

Слайды презентации можно использовать во время объяснения или закрепления материала на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогу в процессе разработки  таких презентаций для дошкольников могут  быть полезны следующие  советы из опыта работы:

  • В дошкольном возрасте дети читают плохо и не всегда чётко усваивают информацию  о прочитанном. Поэтому целесообразно использовать иллюстрации или анимации, но не стоит забывать о чувстве меры. Разнообразные вылеты и кручения, средние и сложные виды анимации тяжелы для восприятия главной идеи занятия ребёнком дошкольного возраста.
  • На длительность внимания детей влияет правильно подобранная цветовая гамма фона, букв и иллюстраций. Не стоит использовать в заливке фона яркие и тёмные цвета (ярко-красный, ядовито-зелёный и чёрный т.п.)
  • Звуковое сопровождение в течение всего занятия совершенно излишне. Это создает излишний шум и мешает объяснению педагога. Исключением являются видеофрагменты, которые не предполагается комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на детей во время выполнения ими практической работы. В это время целесообразней использовать магнитофон.
  • Различные стихотворения или рассказ лучше прочитать педагогу на занятии самому, а не записывать на слайд звуковым сопровождением, т.к. не будет возможности точно отреагировать на высказывания или советы детей. Зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается детьми в ходе презентации.

Опыт работы показывает, что внедрение современных технологий в работу кружка вызывает искренний интерес к процессу рисования и взрослых, и детей.

Благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий, стали появляться новые формы работы с  семьями  воспитанников, такие как:

  • рисование детей с родителями в домашних условиях с использованием презентации с прошедшего занятия (родители планируют сделать похожий рисунок в домашних условиях или изучить материал с пропущенного ребёнком занятия);
  • получение индивидуального задания семье по электронной почте для полного завершения начатой работы ребёнка на занятии кружка по изобразительной деятельности;
  • предлагается информационно-познавательный материал для родителей о многообразии техник нестандартного рисования, их сочетания между собой;
  • ведутся интернет беседы об интересующих вопросах родителей (вопрос-ответ);

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Использование компьютера при обучении  снимает такой отрицательный фактор, как ответобоязнь. Компьютерная программа, как правило, подводит ребенка  либо к самостоятельному решению поставленной задачи, либо наглядно демонстрирует ее решение, избегая при этом различных нравоучений и порицаний, нередко свойственных преподавателям. 

Компьютер выступает при этом самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любое задание, что добиться правильного ответа и, в конечном итоге, автоматизации отрабатываемого навыка. Компьютер дает возможность ребенку как бы погрузиться в учебную среду, помогая ему ориентироваться в ней, отыскивать свой путь познания. При этом организация обучения должна быть достаточно гибкой, учитывающей психологические  и возрастные  особенности ребенка.

Итак, нужны  ли информационно-коммуникативные технологии  в современном детском саду?

Несомненно, да! Ведь на основании всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

1. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. 

2. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. 

3. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. 

4. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском саду

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском садуТема НОД: «Щенок»Программное содержание:• Учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка• Совершенствовать умение правильно держать ки...

Коррекционно-развивающие упражнения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Как известно, коррекционно-развивающие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами...

«Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду»

Консультация для воспитателейЗанятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К...

Консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все т...

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровьеФизкультминутки для малышей...