Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.
методическая разработка по рисованию по теме

Морозова Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятии по  изобразительной деятельности в детском саду.

                    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительного искусства,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи.

            Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

             Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- соблюдение организационно-педагогических  условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

 - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, точечного массажа,  физкультминуток (причем тексты  к рифмованным физкультминуткам, соответствующие теме урока, придумываю сама,  они не только помогают ребятам отдохнуть, подвигаться, но и поддерживают интерес к теме урока),

 - обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);

 - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

 - соблюдение психологического  климата в изостудии  (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей);  наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие собственного сочинения в начале урока, подбадривающие слова  и стихи в процессе выполнения задания);

 - наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

 - соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований  (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением кабинета изостудии).

Физкультминутки для малышей

Тема: Гуашь. Прием работы от пятна. «Золотая рыбка».

Рыбка по морю плыла                   (Правой рукой движения, имитирующие движение     рыбки.)

И подружку там нашла.               (Левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.)

Вместе долго веселились,             (Двумя руками движения, имитирующие движение      рыбок.)

Плавали вдвоем, резвились.

Влево, вправо, взад, вперед,          (Наклоны.)

А потом наоборот.

Шевелили плавниками                   (Движения пальцами.)

И красивыми хвостами.                 (Движения тазовой частью.)

Вот наплавались сполна                (Хлопки двумя руками.)

И уснули до утра.                            (Ладошка к ладошке и под голову.)

Тема: Разные формы крон деревьев. Гуашь «Улыбки осени».

Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху, и тогда                     Поднимаем руки вверх.            

Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

Тема: Акварель. Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга».

Я на радугу-дугу                              Руки вверх и в стороны.

Наглядеться не могу.                       Покачиваем головой влево, вправо.

Мост от неба до земли                     Круговое движение правой рукой

Удивительной красы.                      Круговое движение левой рукой

Буду по мосту шагать,                     Шаги на месте

В небе тучки разгонять.                   Движение руками верх, в стороны и вниз.

К солнышку найду дорожки,          Шаги на месте.

Поиграю с ним в ладошки.              Хлопки в ладоши.

А потом пойду опять                       Шаги на месте.

Я по радуге гулять.

 

Тема: Пластилин вместо карандашей. Рисуем пластилиновыми жгутиками «Цветик-семицветик».

В садике волшебном                       Сидя на корточках,

Рос цветок на грядке.                      медленно поднимаемся.

Легкий ветерочек                             Закрываем глаза ладошкой

Любил играть с ним в прятки.        и поворачиваемся то влево, то вправо.

Если ветерочек                                 Потираем ладошка о ладошку.

Друга находил,

С ним игру другую                          Хлопаем в ладоши.

Быстро заводил.

Слева или справа                             Покачиваемся то влево, то вправо,

Дунет на цветочек,                          имитируя, будто дуем.

Затрепещет сразу                               Руки в стороны

Каждый лепесточек.                         Двигаем пальчиками.

Наигравшись вдоволь                       Руки в сторону

Улетал из сада.                                  Имитируем движения крыльями.

Весело и ветру,                                  Хлопаем в ладоши.

И цветку отрада.

Тема: Рисовать можно пятнами. Упражнение «Дорисуй пятно».

Раз пятно, два пятно,                         Круговые движения руками справа

И не видно ничего.                            Круговые движения руками слева.

Будем в пятнышки играть,                Хлопки в ладоши.

Их в предметы превращать.              Наклоняемся чуть вперед и разводим руки в стороны.

Вот из пятнышка зайчишка               Имитируем ушки на макушке.

Побежал на луг вприпрыжку.           Прыжки на месте.

Из другого вышел слон,                    Кулачками постукиваем по передней части бедра.

Кто огромнее, чем он?                       Круговые движения руками

Эти пятна не просты,                         Покачиваем головой из стороны в сторону.

Превращаем их в цветы.                    Поднимаем руки вверх и немного в стороны.

Волшебство теперь повсюду             Руки стороны.

Я творить из пятен буду.                    Хлопки.

Тема: Выполнение конкурсного рисунка на противопожарную тему.

Мы –  огоньки веселые,                     Из положения «сидя на корточках» поднимаемся,                      

Искримся и растем.                            выпрямляемся, выполняя руками движение «фонарики».

Красоту, тепло и радость                   Хлопаем в ладоши.

Часто людям мы несем.                     Хлопаем в ладоши.

Но шутить с нами опасно!                Поворот туловища вправо, «грозим» пальцем правой руки.

Это всем должно быть ясно!             Поворот туловища влево, «грозим» пальцем левой руки.

Вместо радости, друзья,                    Обхватив голову руками, покачиваем ею из стороны

Случается порой беда.                        в сторону.

С огнем внимательным ты будь        Поворот туловища вправо, «грозим» пальцем правой руки

Слова мои не позабудь.                      Поворот туловища влево, «грозим» пальцем левой руки.

Тема: Волшебные превращения геометрических фигур в предметы.

Класс сегодня наш, друзья,                Поднимаем руки через стороны вверх

Посетила ребятня,                              Опускаем руки через стороны в низ

Необычная, смешная,                         Хлопаем в ладоши

Очень сильно заводная.                     Кружимся на месте

Прикатился ровный круг,                  Показываем круговые движения руками впереди себя

И затих смущенно вдруг.                  Опускаем руки

А за  кругом и  овал                           Поскоки на месте

В класс веселый прискакал.              Поскоки на месте

Промаршировал   квадрат,                Ходьба на месте

Вдруг как истинный солдат.             Ходьба на месте

Прихромал прямоугольник,              Переминаемся с ноги на ногу, покачиваясь

Он ужасный самовольник.                Покачиваем головой из стороны в сторону

Вот пришли и удивились,                  Ходьба на месте

Что средь нас здесь очутились.         Приподнимаем руки впереди себя и разводим их в стороны

Посмеялись, пошутили,                      Хлопаем в ладоши

Восвояси укатили.                              Растираем ладоши

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад №41 «ЧЕБУРАШКА» Мастер-класс на тему «Использование приемов Жостовской росписи в работе с детьми дошкольного возраста в МАД ОУ №50 «Зорюшка» на методобъединении «Нравственно-патриотическое воспитание дет ей через художественно-продуктивную деятельност ь . Подготовил: Морозов а Т.М Воспитатель-спе циалист по изобразительной деяте льности Мытищи, 2013

Слайд 2

Цель :Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства. Задачи :. Познакомить с декоративно-прикладным творчеством - уникальной Жостовской росписью по металлу. * Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию. * Познакомить с технологическими приемами Жостовской росписи: свободный кистевой мазок, подмалевок , «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертежка. * Воспитать чувство любви к народной культуре и к традиционным прикладным искусствам.

Слайд 3

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров . Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

Слайд 4

Мне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время «беда». Во-первых, народные промыслы забиваются брендами-производителями, мега-магазинами и глянцевыми СМИ. Поэтому у большинства нашего народа на столах стоят ужасные икейные кружки на пластиковых ковриках, а про доступный русский фарфор и подносы ручной росписи все и забыли. Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» ~180 лет .

Слайд 5

Работа проходит поэтапно. Каждая стадия нанесения краски сопровождается длительной просушкой. Вначале поднос шпаклюется, шлифуется и покрывается грунтом на основе каолина и сажи в два слоя. Следующий этап называется "подмалевок" или "замалёвок". Художник наносит масляной краской очертания цветов. На этой стадии определяется композиция и основной колорит работы. Для росписи используют широкие беличьи кисти.

Слайд 6

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Слайд 7

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев. Следующий этап - "прокладка" - тщательно прорисовываются цветы, добавляются детали.

Слайд 8

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев. И этот этап называется «бликовка» .

Слайд 9

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов. Далее следует "чертёжка" - тонкой кистью художник наносит штрихи, прожилки, кружевные края цветов и листьев и "посадка семенцов" - изображает тычинки, семена в центре цветочных чашечек.

Слайд 10

. На этапе "привязка" цветы объединяются в цельную композицию и связываются с фоном - автор дорисовывает необходимые усики, стебельки. Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном

Слайд 11

Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами: розами, георгинами, лилиями, маками, цветами яблони, а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки.

Слайд 12

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазка, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса. На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная. Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за наш родной город, с его мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.

Слайд 13

Для меня лично Жостовские подносы – это картины . Хотелось бы поделится с Вами маленькой тайной в 1996 году я окончила « Высший профессиональный - технический лицей» Жостовская фабрика декоративной росписи. И я горжусь, полученной там специальностью «Художник декоративной росписи по металлу 5 разряда» Ав заключении представляю свою дипломную работу.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе

«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Цель:  формировать основы безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.

2. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки).

3. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

4. Развивать внимание, творческое воображение детей.

Словарная работа: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие.
Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении.
Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств.
Развивать умение выполнять карандашный набросок перед использованием цвета.
Развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок и воплощать свой замысел на листе бумаги, самостоятельно выбирая изобразительные средства.
Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отобранные ранее изобразительные навыки.
Материал:
Листы бумаги в формате круга, треугольника, прямоугольника.
Простые карандаши, фломастеры, акварельные краски и кисти, баночки с водой. Комплект дорожных знаков.
Методы и приемы:
Беседа, рассматривание знаков дорожного движения, напоминание последовательности работы, советы, поощрения, индивидуальная помощь, итог.
Предварительная работа:
Рассматривание знаков дорожного движения на иллюстрациях, на дорогах, беседы с детьми о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Ход занятия:
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, чему мы с вами раньше уделяли мало внимания – на различные условные обозначения на дорогах города. Разные дорожные знаки висят вдоль дорог. Некоторые вы знаете. Например, что обозначают эти знаки?
Детям предъявляются знакомые им знаки – «Переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Осторожно, дети», «Проезд запрещен».
- Посмотрите, почему – то все эти знаки разные по форме и по цвету. Есть круглые, треугольные, квадратные, на синем и белом фонах. Вы знаете, почему они такие разные? (Ответы детей).
- Вот эти знаки, в красных кругах – запрещающие. Посмотрите: «Проезд запрещен», «Движение велосипедов запрещено», «Пешеходное движение запрещено», «Поворот запрещен». Это самые строгие знаки.
- А вот эти знаки – в красных треугольниках – предупреждающие. То, что на них нарисовано, водитель обязательно должен выполнять.
- Знаки на квадратных синих табличках – информационные или  указательные: всем нам хорошо известный знак «Переход», «Телефон», «Автобусная остановка» и другие.
После показа все знаки убираются.
- Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать свой дорожный знак. Сначала подумайте, что он будет обозначать. Потом представьте, какое изображение лучше всего объяснит это. Может быть, ваш знак будет очень серьезным и строгим, а возможно шуточным.
Предлагаю вам вначале сделать карандашный набросок и только потом приступать к работе с цветом. Все необходимое вам находится на этом столе. Выполнение рисунков.
Дети рисуют под спокойную музыку.

Анализ и самоанализ детей.

–Город, в котором с тобой мы живем

Можем по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все-время урок.

Вот она азбука над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Вот и закончилось наша прогулка по городу.

На дорогах трудностей так много, без сомнения. Но их бояться нет у нас причин, Потому что правила движения, Есть для пешеходов и машин. И, чтоб у всех было хорошее настроение, Соблюдайте, правила дорожного движения!



Предварительный просмотр:

               Консультация для родителей

на тему

"Ребенок и рисование".

                                                   

       Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

       Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

     Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

       Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

       Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

        Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной

изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

       Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

       Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

       Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Ребенок и цвет

        По цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет. В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

Cерый цвет

      Противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Эти дети чаще всего очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

Синий цвет

       «Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

Черный цвет

       Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

Желтый цвет

         На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству.

        "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

Красный цвет

          Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

Зеленый цвет

        «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Оранжевый цвет

        Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Коричневый цвет

     В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

Фиолетовый цвет

        На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

Сине-зеленый цвет

        На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

Пастельные цвета

        Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет

      Этот цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет

      Этот цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет

       Данный цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.



Предварительный просмотр:

Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву

цветы), деревянных городецких досок цветные круги с применением тёмной и белой оживки геометрический орнамент – круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская). Дети самостоятельно определяют предметы разных промыслов. В конце занятия воспитатель передает изделия детям и предлагает украсить ими групповую комнату.

У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Уже в детском саду необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.

Декоративное рисование. Обучая детей составлять узоры. воспитатель обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

Составление узоров. На занятиях в подготовительной к школе группе воспитатель учит детей осваивать некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка).

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так, дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи). Например, для участников хоровода нужно украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показывает, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише из пенопласта, полистирола).

Детям показывают не только таблицы, образцы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Каждый новый вид декоративного искусства предлагается в сравнении с уже известным; обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал.

В течении обучения проводятся контрольные срезы, устанавливающие уровень усвоения детьми декоративно-прикладного творчества. Цель кружкового объединения: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в росписи по дереву.

Рассмотрим развитие графических методов на примерах росписи Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву.

Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен ребёнку. Для преподавателя ведущий занятия декоративного рисунка с младшими школьниками, эмоциональный настрой детей очень важен.

Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает учителю сделать процесс развитие графических навыков у детей увлекательным и интересным с первых же занятий декоративным рисованием.

Городец — центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.

Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов — розанов и купавок — отрабатывались в течение многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, — венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т. д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки— поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них— красная, оранжевая или синяя, другая— белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Следующий этап — определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи — оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма — достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются. Сначала дается упражнение на выполнение отдельных элементов цветочного мотива, затем предлагается выполнить простейший узор в полосе, предназначенный для спинки стула, и, наконец, сделать эскиз узора в форме прямоугольника для крышки стола или скатерти. Усложняется ритм элементов, увеличивается их количество. Вводится новый изобразительный элемент в декоративный рисунок— листочек. Нужно показать детям, как движением кисти можно добиться овальной формы листка, как определить место оживки черным штрихом. Следует обратить внимание на цвет листьев — зеленая краска не просто переносится с палитры на листья в узоре. В городецкой росписи листья намного темнее и теплее по цвету, чем розаны и купавки. Для этого следует смешивать зеленую краску с охрой и добавлять еще чуть коричневой.

Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.

Полхов-Майданская роспись — центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы — так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, — стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие — алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.

Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи — цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном— полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета— синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко-желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.

Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко-красным около листиков и желтым на макушке.

В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка — так называемое пестрение.

Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.

В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светяться изнутри, как витраж.

В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво – домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Современная полхов – майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.

После упражнения, в котором дети познают приемы полхов-майданской росписи, можно рекомендовать использовать впечатления от изделий майданцев для самостоятельной работы первоклассников над композицией узора, украшающего тарелочку или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в круге, который компонуется иначе, чем в полосе или квадрате.

Например, полхов-майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели ягоды , которые намного больше самого дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

Мезенская роспись – известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому её ещё называют и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.мастера были разные.

Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.

Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше – в доме тише».

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них – прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.

Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.

Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, чёрный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.

Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).

Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов – фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем – фигуры коней или олений.

На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними – ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.

Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:

Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;

Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;

Парное изображение вздыбленных коней;

Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);

Выезд в санях;

Изображение деревьев.

Все народные росписи можно разделить по техники исполнения на два основных вида: графические и живописные.

Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремёсел, таких как резьба, ювелирное дело, вышивка.

К графической росписи относиться мезенская, , печорская, устюжская и северодвинские росписи.

Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика твориться чёткой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки». Только после того, как рисунок проложен чёрной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй составляет Мезень, где прежде делается красный замалёвок, а потом чёрным наводиться конторы и приписываются дополнительные элементы.

Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой. Произнося эти слова, легко представить способ выполнения росписи: махнула кисточка, и получила от этого мазок.… Именно мягкий красочный мазок и составляет основу живописной росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходя из цвета в цвет.

Это деление правомерно, хотя, если судить слишком строго, мы заметим, что живописный мазок часто дополняют светлой или тёмной оживкой, как, например в Городце. Увидим, что графическая по своей структуре Полх-Майдана может удивить….

Мы предлагаем к изучению самые оригинальные виды росписей разных областей России. Они разнообразны и по техники исполнения, и по виду. Это северная графика Мезени и Полх-Майдана, поволжская Городецкая живопись.

Декоративно-прикладная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника развивать свои способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в декоративно-прикладном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Одна из основных целей – раскрыть вопросы методики работы с детьми по поиску эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста через различные виды народных росписей.

В качестве методических рекомендаций к занятиям можно привести следующее. В течение всего учебного года учитель содействует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву. Дети получают представление о принципах создания художественных вещей с учётом важнейших закономерностей – связи формы вещи с её назначением, декора с формой вещи и материалом.

На занятиях в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется ознакомить первоклассников со следующими приёмами народной росписи: цветные круги с применением тёмной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полхов-Майдан), геометрический орнамент – круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская).

Необходимо обратить особое внимание на существенные отличительные моменты в системе заданий: графические навыки даны в связи с оформлением художественной вещи.

Общее для всех заданий – способ выполнения: разнообразные приёмы свободной кистевой росписи. Как показала проверка в школе, все отмеченные особенности содержания декоративных заданий способствуют познавательной активности учащихся, усиливают их эстетическую восприимчивостью.

1.3 Вывод

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

На занятиях кружка росписи по дереву в системе дополнительного образования детей, учащиеся получают представления о художественном творчестве, приобретают первые графические навыки в изобразительной области художественной культуры.

Знакомство с произведениями народного искусства на бытовые сюжеты открывает перед школьниками новые творческие возможности.

Средствами дополнительного образования мы помогаем нашим детям пробовать себя в различных областях изобразительной деятельности, находить наиболее интересное и важное для себя в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребёнка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вмести с преподавателем, под контролем воспитателя, самостоятельно. Знания, умения и навыки, полученные в группах дополнительного образования, прививает школьникам потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ"

2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву»

Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи.

Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности.

На занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития художественного промысла - Городецкая роспись; осваивают навыки письма городецкой росписи; выполняют эскизы изделий с росписью, сами выполняют роспись по дереву; готовят экспонаты для участия в выставках декоративно-прикладного творчества учащихся.

Занятия в кружке «Роспись по дереву» помогут ребятам интересно проводить досуг, научиться различным видам росписи, например, «Городца» ,«Полхов-Майдана», «Мезенской» и другим, а также научиться азам новой творческой профессии художника.

Учебная программа рассчитана на 48 уроков – 48 часов (по одному часу два раза в неделю) и предусматривает занятия с учащимися 5-6-х классов.

Учебная программа включает в себя теоретический материал по темам:

1.Полхов-майдана, графическая роспись.

2.Городецкая живописная роспись.

Практический материал:

1.Художественная роспись по дереву гуашью.

-живописная

-графическая

2.Освоение мягкого мазка кистью от каплевидного до штрихового

3.Освоение способа работы кистью

4.примакивание и вольное рисование.

Учебная программа рассчитана на 1-н год и преследует основные цели:

1.Воспитать интерес к творчеству.

2.Научить рисованию узоров Городецкой, полхов-майданской, мезенской росписи на деревянных изделиях: дощечках, сахарнице, тарелочек, солонки и так далее.

3.Научить графической росписи и росписи мазками гуашью, а также покрытию лаком готовых изделий.

В результате обучения учащиеся:

1.Должны знать:

-правильное сопоставление цветов и тонов гуашью и акварелью при росписи

-особенности графической и мазковой росписи

-технику рисунка лица, птиц, цветов, коней а также различных сложных деталей, дополняющих рисунок.

2.Должны уметь:

-делать эзкиз (вид спереди и сзади)

-делать художественные узоры Полох-Майданской графической росписи

-делать художественные узоры городецкой росписи мазками

-рисовать гуашью и акварелью по дереву

-покрывать лаком разрисованные изделия

3.Должны иметь представления:

-о видах графического рисунка

-о видах рисунка мазками (тематический план приведен в Приложении).

2.2 Методика преподавания Городецкой росписи

Методика преподавания Городецкой росписи строится по краткосрочной модифицированной программе "Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополнительного образования от 7 до 10 лет.

Это программа расширяет и углубляет общий багаж знаний и умений, предусмотренной школьной учебной программой, прививая стремление к самообразованию, формирует необходимые для этого навыки. Они обеспечивают условия для опережающего прохождения детьми различных предметных курсов школьной программы, для компенсации пробелов в учёбе, для получения допрофессиональной и профессиональной подготовки. Здесь воспитанники приобщаются к тем областям знаний, которые выходят за рамки общеобразовательных программ, а одарённые дети получат возможность раскрыть и развить свои таланты. А так же изучить традиции и приёмы Городецкой росписи.

Для решения этих задач нами составлена программа «Искусство росписи по дереву».

Цель программы: развитие и становление личности ребёнка, заложить основные навыки и знания искусства росписи по дереву, необходимые для развития его графических навыков и умений, познакомить учащихся с наследием художественной росписи привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Задачи, поставленные перед учениками:

Обучение основам теории и практики на основе программы «искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), по памяти, по образцам, изучать в рисунках формы, композицию, пропорции. (Отличительная черта Городецкой росписи считается сюжетность, большие цветовые пятна - их рисунки были плоскими, роспись из-за этого всегда получалась лёгкой и прозрачной).

Знакомство с лучшими образцами Городецкой росписи копирование по образцам. Учащиеся приобретают графические навыки и умения по технике Городецкой росписи, с другими видами народного творчества через иллюстрации и беседы о народном искусстве.

Развивать основы пространственного мышления, овладение техническими приёмами кистевой росписи, развивать мелкую моторику – готовить руку ребенка к более сложным манипуляциям, развитие знаний и художественно графических умений.

овладение практическими навыками выразительного использования цвета, формы, ритма, фактуры.

программа в дальнейшем использование последующего усложнения заданий, которые в дальнейшем должны выполнять учащиеся. Развитие так же у них не только графических навыков но и развитие и формирование творческого начала.

Отражать в рисунках и упражнениях единство формы, народные представления о красоте на доступном для младшего школьного возраста уровне совершенствуя умения и навыки в области декоративно сюжетной композиции.

Реализация полученных графических знаний и умений в процессе восприятия и декоративной учебно-творческой деятельности.

Методические условия реализации программы. Занятия построены на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. В программе занятия построены в виде диалога между педагогом и учащимся: урок-беседа, демонстрация образцов изделий и репродукций с них, технических упражнений, приемов, практическая работа самостоятельно с помощью педагога.

На занятиях по декоративно-прикладному искусство дети изучают художественную роспись по дереву народных промыслов России, при составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву. Например такие как: Городецкая роспись Нижегородской области, полхов-майданская, мезенская роспись.

В данной программе дети начинают знакомство с народным искусством с изучения основных орнаментов. Практические занятия совмещаются с теоретическими. Развитие графических навыков и умений, художественного и творческого опыта. Изучение и развитие главных отличительных признаков художественных промыслов. Особенности орнаментального строя форма цвет, ритм изучение происходит через кистевые приёмы. Освоение основных элементов Городецкой росписи: точки, круги, дуг, капелек, спиралек, скобочек и штрихов. Листики и кустики, а так же розан, травка присущим им цветочным сочетаниями. Являются отличительными особенностями растительного орнамента росписи Городецких и полхов-майданских мастеров. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала.

Важный период обучения – копирование образцов народной росписи по дереву. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды техники, но и типовые композиции росписи по дереву. Лучшие рисунки с народных образцов используются на занятиях, а так же при организации отчётных итоговых выставок.

Данные примеры позволяют развивать детям основы пространственного мышления, развивают у них мелкую моторику – готовит руку ребёнка к более сложной деятельности, развитие эстетических знаний и художественно графических умений.

Учащиеся должны получить профессиональные знания и практические навыки и умения, научиться создавать собственные композиции, иметь представление об искусстве художественных народных промыслов. Тем самым, приобретая знания умения по Городецкой росписи, а так же знакомясь с другими видами народного творчества через демонстрацию изделий художественных народных промыслов, иллюстрации и беседы о народном искусстве. Целью данного знакомства это воспитание эстетического вкуса, привитие любви к народным ремёслам к своей родине. В данном случае хочется остановиться на одном из видов художественных промыслов – Городецкой росписи.

В конечном итоге проведение итоговой выставки стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения графических навыков и умений.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки детей, работы педагога, предлагаются схемы изготовления. Основные материалы и инструменты: бумага белая рисовальная 1/8 – ватмана а так же деревянные заготовки; акварель, гуашь, карандаши; кисти (беличьи, колонковые); столы; клей ПВА; шкурки (нулёвка и средней зернистости); банка; губка.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять детям, развитие у них не только графических знаний и умении, но и творческого начала.

Практическая работа проводиться в специально оборудованных учебных классах- мастерских. Кабинет должен быть светлым, иметь водопроводный кран, выходить окнами на север или северо-запад. Так же должно быть дополнительное помещение для хранения творческих работ ребят и просушки изделий из древесины и др. цвет кабинета должен быть светлым, нейтральным. Мебель должна быть удобной и функциональной для занятий.

Методика преподавания Городецкой росписи. В начале каждого занятия обсуждается обьем творческой работы, сколько времени дается на выполнение того или иного орнамента. Если дети полностью справляются с заданием урока, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы можно доделать дома.

Оцениваются работы истечению запланированного на задание времени. Идёт выставление оценок или дается устная характеристика с целью промежуточных оценок, эстетичности выполнения изделия.

В конце изученной программы организуется выставка выполненных ребятами практических работ, проводиться обсуждение выставки с ребятами, родителей, гостей.

В ходе апробации краткосрочной модифицированной программы; «Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись)нами были проведены занятия в детском творческом коллективе. Педагогическая практика проводилась на базе центра внешкольной работы г. Астрахани.

Сроки программы – 3 месяца. Занятия проходят по расписанию 2часа 2 раза в неделю. Общее количество часов: 48.

В течение этого периода дети знакомятся:

1. Введение. Вводное занятие знакомство с детьми: темы уроков: кисти и краски; знакомство с древесиной (акация); рисунок.

2. Правила техники безопасности и личной гигиены. Техника обработки древесины.

3. Знакомство с художественно-техническими приёмами росписи по дереву.

Технология выполнения Городецкой росписи.

4. Основные мотивы Городецкой росписи (цветы, травка, листья).

5. Изучение и освоение простых типовых композиций росписи по дереву на не больших изделиях.

6. Закрепление навыков работы с детской аудиторией. Проводиться выставка творческих работ как подведение итогов программы.

Ученики выполняют индивидуальные практические задания, объединенные в общий проект, в основе которого лежат попытка показать системы кистевой росписи. Освоение художественно образной фактуры этого вида народного творчества позволяет учащимся успешно постигать основы Городецкой росписи – развивать технические навыки и умения рисовальных движений



Предварительный просмотр:

Народное искусство в воспитании детей

Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения.

В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.

В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго – оно нашло свою нишу в педагогике.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.

Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками шитья и вышивки, росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и так далее. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют, т.е. исполняют произведения. Они импровизируют попевки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. А это и есть первые творческие проявления.

Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картинки, т.е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства, в том числе и народного художественного творчества. Вместе с тем дети задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям о народном творчестве.

Все виды народного творчества – восприятие произведений, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже в дошкольном детстве. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам народного художественного творчества.

И все – таки виды народного творчества в процессе воспитания ребенка развиваются неодинаково. Известный психолого Б. Теплов еще в 40-х годах указывал на односторонность в подходе к трем основным видам художественной деятельности: восприятию, исполнительству, творчеству.

Если, например, в изобразительной практике детей учат рисовать, лепить, но мало развивают восприятие, то в литературной все внимание уделяется именно процессу восприятия. В музыкальной же практике тщательно обучают исполнительским навыкам, но мало внимания уделяют импровизации.

Дошкольное детство – это прежде всего накопление опыта восприятия произведений народного творчества, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам. Только на этой основе и развертывается художественное творчество. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания -  помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Наличие художественных способностей у детей 5—7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ем дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Цель: теоретически описать проблему эстетического воспитания детей в ДОУ и усовершенствовать процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.

 Задачи:

1.     Проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме.

2.     Изучить уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.     Обобщить опыт использования декоративного рисования по мотивам народных росписей в закреплении знаний  детей старшего дошкольного возраста о традициях народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в подготовительной группе детского сада.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в подготовительной группе детского сада....

Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе

Статья содержит рекомендации  инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду"

Данная презентация рассказывает о видах здоровьесберегающих технологий, применяемых на музыкальных занятиях....

Презентация на тему: «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду»

Презентация на тему: «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду»...

Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в детском саду"

Цель моей презентации- распростронение педагогического опыта в данном вопросе....