Главные вкладки

    Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе
    статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Николаева  Елена Александровна

    Статья содержит рекомендации  инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование

    современных здоровьесберегающих технологий

     при работе с детьми в детском саду и школе

     

    Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем  дошкольном учреждении созданы определенные условия:

     Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого

    обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

    способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений;

    повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

    положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

      В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.  

    Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.

    Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое  внимание  – 30 - 40 минут  коррекционной  работе.

    Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

    • Ритмическая гимнастика
    • Гимнастика состоящая из хороводов
    • Сюжетные танцы
    • Обыгрывание сюжетного стихотворения
    • Подвижные игры
    • Оздоровительный бег
    • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
    • оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;
    • гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

    Физкультурные занятия

     Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.  Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся  2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин.  Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

    • Традиционные
    • Игровые
    • Сюжетно-игровые
    • Тренировочного типа
    • Тематические
    • Интегрированные-оздоровительные
    • Занятия ритмической гимнастикой
    • Занятия по интересам
    • Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
    • Занятия – соревнования.

    И включают в себя следующие элементы:

    Стретчинг – комплекс  упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

            

    Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.         

    Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

    Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.        Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

    В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы         мы используем ортопедическую гимнастику.

    Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

    Гимнастика для глаз проводится   ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

    Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

    Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное  время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

    Пальчиковая гимнастика

    Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику.  С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        

    Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

    Подвижные и спортивные игры.  Проводятся   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

     Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В  ДОУ  используем лишь элементы спортивных игр        

     При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

    Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.        

    Технологии музыкального воздействия        

    Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей        

    Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.        

    Психогимнастика - используется для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.        

    Занятия проводятся по специальным методикам

    Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка. Проводится со старшей группы.

    Технологии эстетической направленности        

    Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.  

               Технологии коррекции поведения проводится  сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста        

    Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий        

    Ежедневно после дневного сна проводится  Гимнастика бодрящая        , 5-10 мин.        

    Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий  ДОУ         

    В свободное время, можно во второй половине дня  проводятся  проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

            

              Коммуникативные игры        

    1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

    Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.        

    Воспитатели, психолог

    Коррекционные технологии

    Арттерапия        

    Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы        

    Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий        

    Сказкотерапия        

    2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста        

    Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей        

    Технологии воздействия цветом        

    Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач        

    Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров  ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе.

    Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольн...

    Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников....

    Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

    Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ....

    «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи»

    Применение здоровьесберегающих технологий  помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей в целом. Применение технологий здоровьесбережения, направленны на изучение индивид...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.

    Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми...