Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с нарушениями речи и с ОВЗ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ригина Татьяна Николаевна

Су-Джок терапия – это очень полезный и эффективный массаж пальцев и ногтевых пластин кистей - эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец кисти, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok_terapiya.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Использование Су-Джок терапии

как современной  здоровьесберегающей технологии

в работе с детьми с нарушениями речи и с ОВЗ»

 

учитель-логопед

Ригина Т.Н.

г. Еманжелинск, 2022

Актуальность: На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одно из направлений моей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии в работе логопеда - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия - одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре (иглоукалывание) и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (Су по-корейски - кисть, Джок - стопа.) 

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Цели коррекционной работы: Развитие у ребенка интереса к логопедическим занятиям посредством игр. Выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни. Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе дошкольников.

Задачи:

  • Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
  • Коррекция речи с движением.
  • Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.

Принцип работы: Совершенствование не только разных сторон и качеств речи, но и параллельная коррекция, и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление, творческое воображение, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпо-ритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

Картотека упражнений с мячиками Су-Джок

по лексическим темам

Тема «Поздняя  осень».

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит . « Ну – кА, скушай !»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

Тема « Ягоды».

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил  ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец ! Большой палец вытягивают вперед.

Тема « Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг . « Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть !

Рыжики , волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

Тема « Перелетные птицы»

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? - поросятами !

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Дикие  звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Животные жарких стран»

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый  зебренок,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок…

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Одежда»

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок  и брюки.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мой руки !

Встряхивают обе руки.

Тема « Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Мебель»

Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

«Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки . бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты , а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

Тема «Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Катаем Су-Джок между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую

Повар, врач, учитель,

Продавец, строитель…

нажимаем шариком на каждый палец

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую

Тема «Инструменты»

Стул сломали мы вчера               

 Мы – ребята – мастера                

Молотком тук-тук стучали

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Гвозди долго забивали-как-то криво          

Отпилили мы красиво                 

Зачищали шкуркой долго           

Покрывали лаком стойким         

Верх узором украшали ,               

Папу посмотреть позвали          

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема «Комнатные растения»

На окно скорее глянь

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь у нас цветёт герань. 

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мы все названья помним! 

 Мы взрыхлим цветы, польём,

Пусть подрастают день за днём

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Наша Родина – Россия»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Мы живем в одном краю –

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Всех я вас приветствую!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «День защитника Отечества»

Пальцы эти все бойцы,                          

Удалые молодцы.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца,

Два-сметливых молодца.

Два героя безымянных,              

Но в работе очень рьяных!        

Два –мизинца-коротышки-        

Очень славные мальчишки!

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Животный мир морей и океанов».

Посмотри скорей вокруг !

Что ты видишь, милый друг .

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Тема «Ранняя весна. Мамин праздник»

Много мам на белом свете, 

 Всех их очень любят дети!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Журналист и инженер, 

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, 

 Мамы разные важны!  

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема «Части тела. Гигиена»

В руки мячик я возьму.

Посильней его сожму.

Это – правая рука, 

Это – левая рука.

 Знаю я наверняка.

Движения соответствуют тексту.

Тема « Весна»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Космос»

«ПЛАНЕТЫ» 

Раз, два, три, четыре, пять,

Планеты будем мы считать.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все планеты хороши, полетали от души!

(показать большим пальцем «класс»)

Тема «Весенние цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

 Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

 Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

 Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу,

 пальцы развести.)

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

Семь вещей у нас в портфеле:                       

Промокашка и тетрадь,        

Дети катают Су – Джок между ладонями.                       

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема «День Победы»

Пальцы эти все бойцы

Удалые молодцы

Дети катают Су – Джок между ладонями.                       

2 больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых

2 гвардейца – храбреца

2 метких молодца

2 героя безымянных

Но в работе очень рьяных!

2 мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки!                  Поочередно одевают колечко на пальчики

Тема «Лето»

Что делать после дождика?

По лужицам скакать!

Что делать после дождика?

Кораблики пускать!

Что делать после дождика?

На радуге кататься!

Что делать после дождика?        

Да просто улыбаться!

Поочередно одевают колечко на пальчики.

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% — 100%.
  • Формирование комплекта дидактических материалов.
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.

          Способ демонстрации результата проделанной работы:

  • Мастер-классы для педагогов
  • Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Размещение разработок занятий с использованием здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.
  • Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
  • выступление по обмену опытом работы  учителя-логопеда и воспитателей группы       комбинированной направленности.
  • Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.

Су-Джок терапия – это очень полезный и эффективный массаж пальцев и ногтевых пластин кистей - эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец кисти, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи...

Использование Су- Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Разработка содержит теоретический и практический материал по Су Джок терапии. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками при коррекции реч...

Использование Су Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су Джок терапии.Задачи: 1. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок....

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...

«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой то...