«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
материал по логопедии (старшая группа)

Парфёнова Юлия Викторовна

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих полноценному развитию мелкой моторики рук. 

В коррекционно – развивающей образовательной деятельности камешки Марблс используют в следующих направлениях:

  • при организации работы по лексическим темам;
  • при ознакомлении с буквенным обозначением изучаемого звука и профилактике дисграфии;
  • в развитии фонематических представлений;
  • при формировании навыка звукослогового анализа слов;
  • при организации работы по профилактике оптико-пространственных нарушений.

Цель использования камешков МАРБЛС:

  • Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • формирование правильного захвата камешка пальцами руки;
  • развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
  • развитие ориентировки на плоскости;
  • профилактика оптико-пространственных нарушений;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование фонематических представлений;
  • профилактика дисграфии;
  • развитие внимания, памяти, мышления;

         Перечень игр с камешками Марблс:

1. Игра «Посчитай-ка»

Цель: закрепление у детей навыка согласования существительных с числительными, а также согласования существительных с прилагательными и числительными.

Посчитай-ка самолеты выкладывая камешки. Например, 1-самолет, 2 самолета, 3-самолета

2. Использование камешек Марблс при изучении лексических тем

Игра «Собери по образцу».

Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

Предложить картинку — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

3. Игра «Жадина»

Цель: развитие грамматического строя речи

«Этот мишка «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку»

4. Игра «Звуковая мозайка»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику.

5. Составление предложений.

Цель: развитие связной речи, закрепление предложно – падежных конструкций.

Составь предложения с заданным словом, или по картине.

6. Развитие пространственных представлений.

Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, профилактика оптико – пространственных нарушений.

С помощью камешек Марблс выкладывают дорожку лабиринта.

7. Игра «Угадай – ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешка Марблс.

Найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

8. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Достань из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный цвет -гласный звук, синий — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами. Звукобуквенный анализ слов.

9. Игра «Мягкий или твердый?»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия

«Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые — синие, мягкие – зелёные)»

10. Игра «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия

«Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например, соска-звук [с] слышим в начале слова, в слове носок -звук [с] слышим в середине слова и т. д.»

11. Игра «Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Разложи камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

12. Работа по профилактике дисграфии.

Цель: предупреждение дисграфии, коррекция дисграфии, закрепление образа буквы

Восстанови сломанные буквы, слоги.

13. «Лабиринты на автоматизацию звуков»

Цель: закрепление произношения автоматизированного звука на занятие.

Передвинь камешек по картинкам, четко проговаривая слова.

14. Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: анализ слогового состава слова.

  • Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешек.
  • Сравнивает слова: где камешек больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Использование данных игр способствует повышению речевой активности детей дошкольного возраста и могут быть использованы, как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Помимо работы с камешками Марблс в коррекционно-логопедической работе  используют приемы Су — Джок терапии.

Актуальность использования терапии Су-Джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

  • массажер Су-Джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых свойственна быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу обучения
  • оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь
  • работа с массажером Су-Джок стимулирует речевые зоны коры головного мозга
  • Су-Джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях

- Су-Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Формы работы с массажером Су-Джок:

  1. Массаж Су – Джок шарами, массаж пальцев эластичным кольцом. Цель: стимулирование речевых зон коры головного мозга. Воспитанники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом (стихотворение, потешку и т.д.) Например, сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
  2. Пальчиковые игры. Цель: автоматизация звуков Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

3. Упражнение «Один-много». Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи: учитель- логопед катит шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот»

5. Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Цель: развитие памяти и внимания. Воспитанники слушают выполняют инструкцию и выполняют практическое действие: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

7. Дидактическая игра «Какой звук». Цель: обучение звуковому анализу слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По инструкции педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. (мягкий согласный звук – зеленый, твердый согласный звук — синий –, гласный звук -красный)

8. Дидактическая игра «Где спрятался шарик». Цель: совершенствование навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Упражнение «Раздели слова на слоги». Цель: совершенствование слогового анализа слов. Ребенок называет слог и берет по одному шарику затем считает количество слогов. Взрослый называет слово, а ребенок вдевает пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.

Использование камешек Марблс и массажера Су-Джок способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-логопедической деятельности с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи. Р.Ф.Жданова, г. Нижневартовск, МБДОУ ДСКВ №50 Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании  фунда...

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Использование Су- Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Разработка содержит теоретический и практический материал по Су Джок терапии. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками при коррекции реч...