самоанализ
материал (подготовительная группа) по теме

Матюхина Елена Александровна

самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon szhataya_zip-papka_2.zip19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Елочка»

Самоанализ                                                                                     педагогической деятельности в рамках темы:                                                         «Роль экологического воспитания в развитии личности старших дошкольников»

Работу выполнила:

Матюхина Елена Александровна,

воспитатель второй

квалификационной категории.

с. Барышево                                                                                                    2011год

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

              Сухомлинский В.

Я, Матюхина Елена Александровна, окончила Новосибирский государственный педагогический университет, специальность филология(русский язык и литература) в 2003 году. С 2002 – 2005 год работала в Барышевском детском доме воспитателем, с 2005 по настоящее время работаю в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Елочка» воспитателем.

Методологической основой моей деятельности является соединение принципов традиционной «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаева и парциальной программы «Наш дом -  природа» Н.А. Рыжовой. Использую современные образовательные технологии (здоровьесберегающая, индивидуально-ориетированная, социоигровая, технология экспериментирования, мнемотехника, технология декоративно-прикладного искусства - квиллинг) (см. Приложение №1).

 В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников.  Поэтому тему для самообразования выбрала «Роль экологического воспитания в развитии личности старших дошкольников».

Целью данной темы считаю, создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через экологическое воспитание.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста,
  2. развитие познавательной активности через экспериментирование,
  3. развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе,
  4. воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

При построении системы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников я выделила следующие основные направления:

  1. познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
  2. познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
  3. практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
  4. исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Пути реализации работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

  1. создание условий (экологизация, программно – методическое обеспечение);
  2. повышение собственной экологической грамотности;
  3. изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей;
  4. экологическое просвещение родителей.

Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое экологическое воспитание оказывает интенсивное и благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. В настоящее время создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Поэтому экологическое образование и воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени.

Для более успешного экологического воспитания детей необходимо учитывать некоторые условия (материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, системность, экологизация, двусторонняя взаимосвязь с родителями). В детском саду существует методический кабинет, в котором собрана библиотека методической, научной литературы, в детском саду создана благоприятная предметно-развивающая среда для образовательно-воспитательного процесса детей (см. Приложение № 2), экологический паспорт детского сада.

 Одним из основных условий считаю экологизацию воспитательно – образовательного процесса (См.Приложение №3), а также комплексный подход к проблеме экологического образования детей с учетом регионального принципа экологического воспитания. Другими словами дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале.

При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы: научности, интеграции, системности, регионизации. Я считаю принцип регионизации основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашего края, села, географическими и климатическими особенностями. Осуществляется через экскурсии, экологические прогулки, наблюдения, путешествия по экологической тропе, выставки, посещение мини-музея «Русского быта», тематические занятия; знакомство с русской культурой, обычаями, традициями, с культурными достижениями и трудом жителей края, села.

В своей работе большое внимание уделяю поисково-экспериментальной деятельности, поэтому все занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский). Методы проблемного обучения помогают ребенку учить не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам из 10 -12 детей с использованием наглядного материала, индивидуального раздаточного материала. Все занятия начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь. Также в занятия включаю моменты экспериментирования как демонстрационного, так и самостоятельного. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносилодетям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобран различный материал на цифровых носителях о живой и не живой природе, составлены разнообразные презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет…?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. Очень интересны детям игры, которые я сама разработала ( «Глобус», «Времена года со Смешариками». см. Приложение № 4 ). Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

В течение каждого занятия предусматриваю время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физминуток подбираю, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, при работе в логопедических группах использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка (См. Приложение №5).

В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задаю вопросы: «Что нового вы сегодня узнали?», «Чему вы сегодня научились?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен детьми материал.

В совместной и самостоятельной деятельности использую различные формы организации детей (См. Приложение № 6,7). Предлагаю детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки, также в работе использую игры – инсценировки.  Каждое утро с детьми провожу «Зарядку для ума», в которой использую разнообразные словесные экологические игры, загадки, задачки, игры с мячом. Также мною разработан экологический паспорт группы. Такая работа помогает мне развивать и закреплять у дошкольников полученные знания об окружающем их мире, развивать творческий потенциал, внимание, воспитывать эстетические и этические качества личности, гуманное отношение к природе, учиться действовать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими сверстниками и взрослыми.

В группе организован «Уголок природы», в котором находится календарь природы, библиотека, гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, мини-коллекция семян, ракушек, настольные дидактические игры, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Ребенок может в любое время играть в этом уголке, проводить опыты и эксперименты. Также в «Уголке природы» находится коллекция дидактических часов, которые я разработала самостоятельно, они помогают детям закрепить знания о временах года, месяцах, сутках. В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся выставка детских работ о природных явлениях, животных, птиц, обитателях морей и т.п. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

Большое внимание уделяю прогулкам. Прогулки провожу регулярно, 2 раза в день, в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду»под ред. М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Также провожу циклы наблюдений эстетического характера, в которых дети учатся замечать красоту растений и окружающего мира. В прошлом году разработала прогулочные карты для средней, старшей и подготовительной группы  на основе материала И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» и Г.В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 3-4, 5-6 лет» (См. Приложение № 7). Данную литературу я брала за основу и обрабатывала с учетом регионального принципа и возможностями нашего детского сада, также включала в прогулочные карты художественное слово, соответствующее программе, по которой работает наше дошкольное учреждение, подвижные игры, рекомендованные руководителем физического воспитания, исследовательскую деятельность и трудовую деятельность. Практика работы показала, что прогулочные карты  нужны в планировании работы с детьми, но требуют дополнения и небольшой переработки. Также возникла необходимость разработать прогулочные карты для младшего дошкольного возраста.

Особое внимание уделяю наблюдениям за «Огородом на окне» и заполнению дневников – наблюдений. Такая работа позволяют ребенку узнать не только о строении растений, но и развивает наблюдательность детей, способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий их роста.

Большую роль в экологическом воспитании ребенка играют наблюдения за окружающей природой и ведение календарей природы. Календарь природы заполняем ежедневно после утренней прогулки. Календари природы помогают отслеживать изменения в природе, развивать наблюдательность, внимание, память.

Мною в детском саду организован кружок детского экспериментирования «Юные исследователи». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности  ребенка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентированно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организуя кружковую работу, основываюсь на методику Куликовской И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование.»

Направление деятельности кружка: познавательно – речевое.

Цель: развитие самостоятельности и любознательности детей через экспериментирование. Данная цель реализуется через следующие задачи: обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать развивать мелкую моторику; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно – гигиенические навыки.

Работа кружка рассчитана на 3 года: средняя, старшая, подготовительная группы. В средней группе занятия проходят 2 раза в месяц, в старшей и подготовительной – 4 раза в месяц. Работа по экспериментированию проходят во 2 половине дня, во время совместной деятельности. Планируя кружок, стараюсь сделать подбирать материал занятий интересным и разнообразным (См. приложение № 9).

Экспериментирование планирую в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Форма проведения разнообразна. Кружковую работу стараюсь строить в игровой форме, использую демонстрационные опыты, игры, беседы, наблюдения, также обязательно включаю самостоятельные опыты, которые проводят дети. Организую, занятия обобщения, на которых дети самостоятельно проводят наиболее понравившиеся и запомнившиеся опыты. Также хочется отметить, что экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности и прослеживается через тесную взаимосвязь с узкими специалистами(музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, логопед, руководитель художественно-эстетического воспитания) Связь с развитием речи можно проследить на всех этапах экспериментирования – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Стараюсь задавать вопросы так, чтобы ребенок мог дать полный ответ, правильно и четко выражая свои мысли, в затруднительных для дошкольника ситуациях помогаю вопросом или подсказкой.  На занятиях и в совместной деятельности часто использую художественное слово, загадки, что позволяет расширить представления о литературе.  Также работа по экспериментированию тесно связано с формированием математических представлений.  При проведении опытов мы постоянно сравниваем, измеряем, определяем форму и размеры, считаем. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способность их осознанию. Также имеется двухсторонняя связь экспериментирования с изобразительным искусством. Дети учатся фиксировать наблюдения и результаты опытов. Чем глубже ребенок наблюдает за объектом рисования в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передает детали в процессе изображения. Именно этому я учу дошкольника на экспериментировании: наблюдать, фиксировать малейшие детали эксперимента. Серия экспериментов «Свет и цвет» помогает значительно расширить представления о цветовой гамме.  Взаимосвязь экспериментирования и музыкального воспитания можно проследить при изучении темы «Звук и слух», дети с удовольствием узнают звуки знакомых им инструментов, изобретают новые «инструменты», определяют частоту, силу и долготу звуков. Это позволяет закреплять и развивать знания и умения, полученные на музыкальных занятиях. В разделе «Человек» я не только знакомлю детей с телом и отдельными органами человека, но и уделяю особое внимание здоровому образу жизни – это связывает экспериментирование с физическим воспитанием. Взаимодействие с различными видами деятельности позволяет всесторонне развивать ребенка.

В детском саду создана «Комната Природы», где мною обновляется и пополняется предметно – развивающая среда (новые методические пособия, различные дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, дидактические папки, гербарии, наборы картинок, коллекции и мини-музеи). Постоянно провожу экскурсии в « Комнату Природы», рассказываю о её обитателях, уходу за ними, дети с большим удовольствием посещают «Комнату природы» наблюдают и ухаживают за растениями, животными, рыбами. Мною были созданы паспорта обитателей уголка природы и паспорт комнатных растений, паспорт деревьев. В них отражена не только среда обитания, но и условия содержания. Такая работа, помимо образовательных задач, позволяет более углубленно познать окружающий мир, развивает этические и эстетические качества ребенка, воспитывает любовь к окружающему миру, природе, воспитывает трудолюбие, развивает культурно-гигиенические навыки, т.е. позволяет развивать ребенка всесторонне.

В течение года провожу природоохранные акции «Наши младшие друзья», «Покормите птиц зимой», «Украсим землю цветами», провожу ресурсосберегающую акцию «Береги водицу нашу». Дети с удовольствием выращивают рассаду для цветников. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы.

Помимо работы с детьми провожу работу с родителями (См. Приложение № 10). В группе организован  уголок для родителей, где размещен материал о временах года, русские народные пословицы и поговорки, стихи, интересная информация. Также провожу индивидуальные консультации о роли экологического воспитания. Родители охотно участвуют в выставках поделок из природного материала, посещают развлечения. Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества  дошкольника.

Провожу работу по пропаганде экологического воспитания с педагогами детского сада, вношу предложения на педагогических советах, даю рекомендации на методический советах детского сада, делюсь опытом работы на открытых показах занятий. Опыт работы показал, что многие воспитатели имеют затруднения в проведении экспериментирования, поэтому мной были разработаны для всех возрастных групп памятки по организации экспериментирования и примерному оснащению природных уголков и зон экспериментирования. Эти памятки находятся у воспитателей, и они в любое время могут воспользоваться ими (См. приложение № 11,12).  Мною был разработан экологический паспорт детского сада (См. приложение №13), целью которого было изучить экологическую обстановку нашей местности, систематизировать образовательную и развивающую базу детского сада по экологическому воспитанию. В конце экологического паспорта сделаны выводы  и даны рекомендации на следующий учебный год. Экологический паспорт ежегодно пополняется. Работа с экологическим паспортом помогает ставить цели на последующие учебные года, координировать воспитательно-образовательную работу.

В течение последних 5 лет повышаю свой профессиональный и методический уровень, изучаю методическую литературу, ежегодно посещаю семинары и практикумы по обмену опытом, участвую в районных майских секциях, районных и всероссийских конкурсах (См. Приложение № 14).

Диагностика по экологическому воспитанию показала, что проводимая работа дает положительный результат (См. Приложение № 15). Для диагностики экологического воспитания детей использую «Комплексную диагностику уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал». Также мной была проведена диагностика экспериментальной деятельности, с использованием методик  «Древо желаний», «Выбор деятельности.

 Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

  1. у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;
  2. дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;
  3. у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
  4. у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.

Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...

Самоанализ к занятию" Советский город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

Памятка для самоанализа занятия воспитателем.

Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспи­татели, а ...

Самоанализ деятельности

Каждый педагог в конце учебного года предоставляет отчет о проделанной работе. Но наиболее эффективной формой подведения итогов, на мой взгляд, является самоанализ, позволяющий не только раскры...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...