Главные вкладки

    СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.
    методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Николаева Эльвира Владимировна

    Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением занятий и ЭТИКОЙ/ТАКТИКОЙ анализа занятий.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Критерии оценки самоанализа занятия

    Ф.И.О специалиста___________________________

    Название критерия

    Оценка

    Дополнения

    1.

    Характеристика детей                                     Дана ли полная характеристика детей по возрастным, индивидуальным особенностям; если занятие проводится с группой детей, то обоснован ли такой подбор и чем?

    2.

    Степень сложности проведённого занятия
    Оценена ли степень сложности занятия для детей данной группы и чем именно?

    3.

    Характеристика программных задач
    Дана ли дидактическая цель занятия, раскрытая в программных задачах и решены ли они в ходе занятия?

    4.

    Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам
    Высказано ли своё мнение о типе занятия и его соответствие с программными задачами, возрастом, развитием детей  и использованной программе.

    5.

    Раскрытие используемых приёмов и методов
    Названы ли приёмы и методы, используемые в занятии, и подтверждены ли ходом занятия.

    6.

    Выделение удачных и неудачных мест в занятии
    Выделены ли удачные и неудачные места, дано ли обоснование им, определена ли перспектива работы на дальнейший этап.

    0 – не раскрыто
    1 – раскрыто
    2 – раскрыто полно и глубоко

    Дата «____»____________200_г.                                               Подпись _________________



    Предварительный просмотр:

    Организация и проведение занятия

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Характеристика программного содержания:
    • Соответствие задач программе группы
    • Соответствие уровню развития детей данной группы
    • Объём программного содержания
    • Конкретность формулировок программного содержания
     

     

     

     

     

    2.

    Характеристика деятельности специалиста:
    • Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач
    • Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы
    • Правильность, точность применения этих приёмов
     

     

     

     

     

    3.

    Характеристика деятельности детей:
    • Освоение детьми программного содержания по задачам
    • Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)
    • Учебные навыки детей

     

     

     

     

    4.

    Характеристика условий проведения занятия:
    • Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий
    • Соответствие требованиям материально-технических условий
    • Соответствие требованиям функционально-педагогических условий

     

     

     

     


    Дата проверки ________________________________
    Группа _______________________________________
    Специалист Ф.И. О__________________________________
    Кто проверял Ф.И.О________________________________

    Психологический анализ занятия

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Психологический анализ деятельности детей:
    • Активная позиция детей на занятии
    • Позитивное отношение детей к специалисту
    • Преобладающее на занятии самочувствие детей

     

     

     

     

    2.

    Психологическая оценка занятия:
    • Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов)
    • Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и специалистом на занятиях (преобладание речиспециалиста;
    преобладание речи детей;
    равное соотношение)
    • Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли специалист индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)

     

     

     

     

    3.

    Психологический анализ деятельности специалиста:
    • Наличие психологической дистанции между специалистом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»)
    • Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)
    • Внешний облик специалиста (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

     

     

     

     


    Дата проверки ____________________________________
    Группа ___________________________________________
    Специалист Ф.И. О______________________________________
    Кто проверял Ф.И.О____________________________________

    Анализ физкультурного занятия

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

     

     

     

     

    2.

    Полнота осуществления задач:
    • Оздоровительных
    • Воспитательных
    • коррекционных

     

     

     

     

    3.

    Соответствие задач данному возрасту

     

     

     

     

    4.

    Методы и приёмы, используемые на занятии:
    • Индивидуальный подход
    • Фронтальный
    • Поточный
    • Подгрупповой
    • Словесный
    • Показ взрослого
    • Показ ребёнка
    • Напоминание и др.

     

     

     

     

    5.

    Соответствие физ. нагрузки нормам:
    • В водной
    • В основной
    • В заключительной

     

     

     

     

    6.

    Моторная плотность

     

     

     

     

    7.

    Общая плотность

     

     

     

     

    8.

    Используются ли нетрадиционные формы в занятии?

     

     

     

     

    9.

    Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)

     

     

     

     

    10.

    Осознано ли дети воспринимают материал?

     

     

     

     

    11.

    Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий?

     

     

     

     

    12.

    Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

     

     

     

     

    13.

    Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений?

     

     

     

     

    14.

    Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий?

     

     

     

     


    Дата проверки __________________________________________
    Группа _________________________________________________
    Специалист Ф.И.О____________________________________________
    Кто проверял Ф.И.О ____________________________________________
    Рекомендации ___________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________

    Поведение ребёнка на занятии

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Слушает воспитателя внимательно или отвлекается

     

     

     

     

    2.

    Выполняет задание рассеяно или сосредоточено

     

     

     

     

    3.

    Самостоятелен от начала до конца

     

     

     

     

    4.

    Подражает соседу

     

     

     

     

    5.

    Работает быстро или медленно

     

     

     

     

    6.

    Успевает закончить или оставляет работу незавершённой

     

     

     

     

    7.

    Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью

     

     

     

     

    8.

    Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие

     

     

     

     


    Дата проверки _______________________________
    Ф.И.ребёнка _________________________________
    Специалист Ф.И. О_________________________________
    Кто проверял Ф.И.О ________________________________

    Карточка анализа занятия

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Соответствие программного содержания возрасту ребёнка

     

     

     

     

    2.

    Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли.

     

     

     

     

    3.

    Выполнение гигиенических требований

     

     

     

     

    4.

    Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

     

     

     

     

    5.

    Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность

     

     

     

     

    6.

    Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

     

     

     

     

    7.

    Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

     

     

     

     

    8.

    Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя.

     

     

     

     

    9.

    Индивидуальная работа с детьми.

     

     

     

     

    10.

    Поведение детей в процессе работы.

     

     

     

     

    11.

    Оценка работы воспитателями, детьми.

     

     

     

     


    Дата проверки ______________________________
    Группа _____________________________________
    Специалист Ф.И.О _______________________________
    Кто проверял Ф.И.О ________________________________

    Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей школьного возраста

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Умение слышать и принимать задание

     

     

     

     

    2.

    Умение слушать и слышать объяснение воспитателя

     

     

     

     

    3.

    Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану

     

     

     

     

    4.

    Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его

     

     

     

     

    5.

    Умение слушать и слышать ответы других детей

     

     

     

     

    6.

    Умение излагать свои мысли понятно для окружающих

     

     

     

     

    7.

    Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был сделать? Чему научился?

     

     

     

     


    Дата проверки ________________________________
    Ф.И. ребёнка _________________________________
    Специалист Ф.И.О __________________________________
    Кто проверял Ф.И.О _________________________________

    Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей дошкольного возраста

     

    Вопросы для изучения

    Да

    Нет

    Частично

    Другое

    1.

    Умение слышать и принимать задание

     

     

     

     

    2.

    Умение слушать и слышать объяснение воспитателя

     

     

     

     

    3.

    Умение выполнять задания по показу воспитателя

     

     

     

     

    4.

    Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его

     

     

     

     

    5.

    Умение слушать ответы других детей

     

     

     

     

    6.

    Умение отвечать на заданный вопрос

     

     

     

     

    7.

    Степень осознания ребёнком поставленной задачи: что должен был сделать?

     

     

     

     


    Дата проверки ________________________________
    Ф.И. ребёнка _________________________________
    Специалист Ф.И.О __________________________________
    Кто проверял Ф.И.О _________________________________



    Предварительный просмотр:

    Правила посещения занятий и мероприятий         

    ПРАВИЛА посещения и анализа занятий и мероприятий

    Настоящие Правила посещения и анализа занятий и мероприятий определяют алгоритм действий должностных лиц и работников, в чьи должностные обязанности входит изучение и обобщение позитивного опыта и осуществления контроля. Правила посещения занятий и мероприятий составлены в целях регламентации посещения занятий и мероприятий, защиты работников, избежания конфликтных ситуаций, нарушений этики и субъективных оценок работы специалистов.

     

    Должностные лица и работники, обладающие правом посещать занятия

    1. Без разрешения (согласия) специалиста, его занятия и внеаудиторные мероприятия могут посещать администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели предметно-цикловых комиссий.

    2. Другие работники и педагоги посещают занятия и мероприятия по согласованию со специалистом.

    3. Не допускается посещение занятий и мероприятий лицами, не имеющими отношения к реабилитационному процессу и его субъектам.

    4. Не допускается посещение занятий детьми других групп.

    5. Посещение открытых занятий и мероприятий, проводимых в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.п., разрешается всем участникам.

    6. По уважительным причинам

    Специалист имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время (болезнь специалиста, отсутствие на занятие большого числа детей из-за эпидемии и т.п.).

     

    Организация посещения занятия или мероприятия

    1. Посещение занятий и мероприятий должностными лицами регулируется графиком или планом, утвержденным должностным лицом (директор или его заместитель).

    2. График посещения занятий и мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения специалистов в начале  года (сентябрь).

    3. Обязательное предварительное ознакомление специалиста с целями посещения занятия или мероприятия.

    4. Должностные лица, обладающие правом контроля (администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели предметно-цикловых комиссий), могут предварительно ознакомиться с перспективными планами специалиста, реабилитационной программой.

     

    Ограничения в процессе наблюдений на занятие

    1. Запрещается появление посетителя на занятие (мероприятии) после его начала.

    2. Посетителю запрещается покидать мероприятие до его завершения.

    3. Руководство учреждения может покинуть аудиторию только в исключительных случаях.

    4. Посещающий не вправе вмешиваться в ход занятия или мероприятия.

    5. Во время занятия посещающий не имеет права беседовать с детьми, задавать им вопросы и т.д.

    6. Посещающий занятие или мероприятие не имеет право выражать свое отношение к специалисту или детям (и к занятию) выражением лица, мимикой и т.п.

    7. Посещающий занятие работник выключает свой мобильный телефон.

    8. Фотосъемки, аудио-видеозаписи на занятии разрешается делать только с согласия специалиста и руководства учреждения.

     

    Наблюдение реабилитационного процесса на занятии

    1. Посещающий занятие работник ведет запись результатов наблюдения; должностные лица, имеющие функции контроля, делают записи в специальных бланках, журналах (тетрадях).

    2. Аудио-видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода занятия и не создавая помехи для восприятия содержания темы детьми (если на запись получено разрешение специалиста и руководства заведения).

    3. По согласованию (и с разрешения) со специалистом и руководством учреждения в конце занятия посещающий может задать вопросы детям или предложить выполнить мини – задания.

    4. Запрещается изменение хода и структуры занятия по просьбе (требованию) посещающего занятие работника.

    5. Работнику (работникам), посещающему (им) занятие, в аудитории отводится отдельный стол позади детей. Посетителю не разрешается сидеть за одним столом.

    6. Посещающий занятие работник имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

    7. Посещающий работник не имеет права задерживать детей после завершения занятия.

    Статус информации, полученной при посещении занятия

    1. Информация, полученная в ходе посещения занятий и мероприятий должностным лицом, обладает статусом внутренней информации.

    2. Информация о деятельности специалиста открыта для членов коллектива.

    3. С информацией о деятельности специалиста (и об занятие) вправе ознакомиться члены коллектива.

    4. Запрещается доведение до сведения детей и родителей информации о занятии, а также о деятельности специалиста.

    6. Фото, аудио–видеоматериалы, содержащие информацию о занятии и деятельности специалиста, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения специалиста, руководства учреждения и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах.

    7. При использовании фото, аудио-видеоматериалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав специалиста.

     

    Анализ посещенного занятия

    1. Должностные лица, посетившие занятие, обязаны дать анализ.

    2. Работники других организаций могут дать анализ лишь по просьбе специалиста.

    3. Родители, исходя из интересов своего ребенка, имеют право доводить свое мнение о занятии до сведения специалиста и руководителей учреждения.

     4. Посетившим занятие работникам дается время для первичного анализа и подготовки текстов своего выступления.

    5. Для анализа занятия (и выступления каждого посетившего занятие) отводится достаточное время.

    6. Анализ занятию дается в тот же день после занятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не рекомендуется.

    7. В ходе анализа не разрешается выступление работников, не посетивших занятие; руководители учреждения (не посетившие занятие) могут принимать участие в анализе как ведущие обсуждения.

    8. Не проводящий то же самое занятие специалист   может дать оценку занятия с общепедагогических позиций. Должностное лицо (директор или его заместители) обязано должны дать квалифицированный анализ занятия. Каждый посещающий занятие специалист должен знать содержание темы лежащей в основе реабилитационного процесса.

    9. Анализ занятия проводится под руководством «ведущего» (председателя предметно-цикловой комиссии, работников методических служб, заместителя директора). При участии нескольких специалистов должностное лицо высказывает свое мнение последним.

    10. Анализирующий не повторяет оценки других выступающих, ограничиваясь высказыванием согласия (или несогласия) с выступавшими до него. Выступающий в случае несогласия с мнением других специалистов обязательно обосновывает и доказывает правильность своей позиции. Каждый выступающий, как и специалист, занятие которого анализируется, может высказывать свою точку зрения, принимать участие в споре или дискуссии, возникших в ходе обсуждения.

    11. Специалист  имеет право слушать выступления коллег при анализе своего занятия.

    12. Специалист имеет право на проведение самоанализа своего занятия перед выступлениями посетивших занятие; он также вправе выступить с заключительным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими.

    13. Использование специалистом рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно.

    14. При посещении занятий в рамках научно-практических конференций и семинаров (а также с целью изучения инновационного опыта) специалист сам решает вопрос об участии в обсуждении.

    15. Посетивший занятие эксперт обязан довести до сведения специалиста свое мнение о его позитивном или инновационном опыте после завершения наблюдений.

    16. По своему усмотрению посетившие занятие работники могут дать рекомендации по совершенствованию реабилитационного процесса.

    17. Посещение занятий в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии специалиста квалификационным требованиям той или иной категории.

    Документы, отражающие посещение занятия

     1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении занятий, обладают статусом документа, они должны иметь признаки документа.

    2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

    3. Посещение занятий в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, обладающей статусом и признаками документа.

    4. Специалист имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших занятие в рамках аттестации или плановых проверок.

    5. Обязательно ознакомление специалиста со всеми документами, составленными после посещения его занятий, под роспись.

    6. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о деятельности специалиста (в том числе о посещенных занятиях) в компетенции руководства учреждения.

    7. Запрещается знакомить родителей с документами, характеризующими деятельность специалиста (в том числе его занятием).



    Предварительный просмотр:

    Схема анализа занятия

    1. Характеристика программных  задач:

     a. соответствие программе группы

     b. Соответствие уровню развития детей данной группы

     c. Объём программного содержания

    2. Характеристика деятельности воспитателя:

     a. Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач

     b. Соответствие приёмов возрасту детей. Требованиям методики данной программы. Учёт индивидуальных особенностей детей.

     c. Правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

    3. Характеристика деятельности детей

     a. Освоение детьми программного содержания по задачам

     b. Особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей)

    4. Психологическая оценка занятия

     a. Психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов.

     b. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.

     c. Учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведении занятий

     d. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе)

     e. Внешний облик воспитателя (поза, мимика и т.д.)

    5. Характеристика условий проведения занятия

     a. Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий

     b. Соответствие требованиям сохранения здоровья (осанка)



    Предварительный просмотр:

    ЭТИКА И ТАКТИКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Тактика анализа и самоанализа, выбор схемы, алгоритма анализа тоже могут быть различными, в зависимости от того:

     – с каких позиций анализируется занятие или другая организационная форма учебного занятия (с педагогических, психологических, методических, санитарно-гигиенических, этических, культурологических, является ли анализ полным или выборочным, сопоставительным, подчиненным какой-то определенной частной цели или общим);

     – по “законам” какой концепции занятие построено. Ведь вполне очевидно, что есть общие требования к анализу и те частные требования, которые вытекают из сущности педагогического или методического подхода.

     Но при любом типе и виде анализа необходимо соблюдать этику. Любая аналитическая деятельность педагогов, включая анализ и самоанализ занятия, должна отвечать определенным принципам и правилам. Мы считаем необходимым соблюдать следующие принципы при анализе занятия:

    принцип целенаправленности;

    принцип этической корректности анализа;

    принцип профессионально-педагогической корректности (тактическая грамотность анализа);

    принцип системности

    Остановимся подробнее на этих принципах.

    ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ АНАЛИЗА

    Аналитическая деятельность осуществляется с целью повышения профессиональной культуры педагога и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Посещение и анализ занятий могут проводиться с целью:

     – обмена опытом педагогов (т. е. при необходимости научиться чему-то у своего коллеги или оказать помощь, научить своего коллегу тому, что ему необходимо);

     – самоконтроля и контроля деятельности преподавателя.

     Но кроме этих общих целей при анализе занятия решаются и определенные конкретные задачи.

     При посещении и анализе учебных занятий посещающий должен четко определить ту цель и ту задачу, с которыми он пришел на занятие, а не пытаться “объять необъятное”.

    ЭТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ

    Анализ занятия своего коллеги или подчиненного должен отвечать требованиям к этике аналитической деятельности.

     Прежде всего, с какой бы целью ни посещалось занятие, кем бы ни посещался (коллегами, завучем, экспертом по аттестации и т. п.), необходима готовность к сотрудничеству, корректность и доброжелательность с обеих сторон. Не лишним будет также заметить, что посещающий должен не только предупредить о посещении заранее, но и договориться с педагогом о наиболее удобных для него сроках и условиях посещения.

     Преподаватель должен знать, какую цель преследует посещающий, каков смысл посещения занятия. Перед занятием посещающий должен сообщить педагогу свои намерения, а лучше сделать это заранее.

     Желательно, чтобы педагог знал не только цель посещения и анализа, но и был заранее знаком со схемой, по которой будет анализироваться его занятие. А если занятие посещают несколько человек, то появляется возможность проанализировать его с различных позиций: один посещающий, например, делает общепедагогический анализ занятия, другой – методический анализ, третий анализирует специфику педагогического общения или выполняет иной целевой анализ. “Грош цена” такому анализу, при котором анализирующий считывает пункты схемы и ничего не аргументирует, не иллюстрирует. Мало, например, сказать, что группа подготовлена к занятию, надо аргументировать это утверждение, т. е. показать, где и как эта подготовленность видна.

     Перед проведением анализа посещающий должен предложить посещаемому сделать краткий вводный анализ предстоящего занятия. Для этого желательно, чтобы педагог, занятие которого посещают, опирался на ту схему, по которой, предполагается в дальнейшем анализировать его занятие. Но в любом случае он должен дать и самую общую характеристику предстоящего занятия.

     После посещения занятия первое слово тоже должно быть предоставлено педагогу, чтобы он сам мог оценить, насколько ему удалось достичь по-

     ставленных целей, насколько он придерживался своего плана, по каким причинам отступил от плана, если это так, или не достиг своих целей в полной мере. Последнее может говорить как о недостатках педагога, так и о его педагогическом мастерстве и умении перестраиваться с учетом обратной связи с группой.

     Прежде чем судить о качестве посещенного мероприятия, эксперт должен устранить все возможности взаимного непонимания. Для этого необходимо спрогнозировать возможности такого непонимания и задать вопросы посещаемому. Вопросы могут касаться уточнения теоретических моментов, включая методологию и терминологию, особенностей практической реализации поставленных задач, методического обеспечения и специфических особенностей учащихся данного класса. При этом на обдумывание ответов посещаемому может потребоваться время. Эксперт может по своему желанию предложить посещаемому показать свой план или конспект занятия. Но требовать план в письменной форме в обязательном порядке неэтично, так как способы подготовки к занятию могут быть различны, особенно у педагогов стиля “импровизатор”.

     При анализе следует сначала отметить положительные стороны, а затем в корректной форме раскрыть недостатки. Самое лучшее, если анализирующий так строит свои вопросы и высказывания, что выводы о недостатках педагог делает сам. Тактика анализа в этом случае может быть разной: или по каждому пункту анализа отмечаются сначала положительные, а потом отрицательные стороны, или анализ делится на две части, и тогда анализирующий как бы дважды проходит по схеме анализа занятия: один раз с тем, чтобы показать все положительное, а второй раз, чтобы показать то, что с его точки зрения следовало бы улучшить.

     Этика требует, чтобы анализ не был диструктивным и любой недостаток обсуждался с педагогом (действительно ли это недостаток и как его устранить).

     В заключительной части анализа обязательно должны присутствовать предложения или рекомендации конструктивного плана: как повысить эффективность занятия и устранить то, что может считаться его недостатками. Как бы ни был опытен эксперт, он должен быть готов к тому, что анализируемый может не согласиться с его оценкой. И он должен сделать не только грамотный анализ, но и убедить в его правильности и объективности или принять аргументы педагога и снять свои замечания.

     Если проводится коллективный анализ (только с согласия того, кого анализируют), то желательно, чтобы он был позитивным. С глазу на глаз посещаемый и посещающий могут говорить о недостатках с целью их устранения, а вот стоит ли говорить о недостатках при коллективе – это вопрос спорный и делать это можно только с согласия посещаемого. Да, если педагог согласен, чтобы другие учились на его недостатках, – это требует гражданского и профессионального мужества, и не каждый педагог психологически к этому готов.

     По просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение о посещенном уроке. В завершение аналитической процедуры обязательно должно быть предоставлено слово анализируемому.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Все найденные нами в литературе схемы общепедагогического анализа занятия с их несомненными достоинствами имеют один общий недостаток: для того чтобы проанализировать полностью занятие по данной схеме, необходимо больше времени, чем требуется для его проведения. Если даже посещавшие занятия считывают фразы из схемы (и говорят “это было на уроке, а этого не было”), то такой анализ все равно будет очень растянутым. А ведь надо еще аргументировать свою точку зрения и иллюстрировать ее на примерах! В то же время, в зависимости от цели анализа, может возникнуть необходимость очень детально и подробно проанализировать какой-то аспект занятия, какой-то его этап, вид работы, метод, прием и т. п. Поэтому нужно уметь делать краткий и расширенный анализ и иметь схемы:

     – для краткого общего анализа, для анализа – вводной справки об общих характеристиках занятия (такой анализ может даваться специально, а может входить как первый пункт в схемы целевого анализа),

     – для расширенного углубленного анализа (полного или выборочного, целевого).

     На наш взгляд, общая схема педагогического анализа должна быть до-

     статочно краткой и вскрывать основные педагогические закономерности занятия, а более подробный анализ отдельных его особенностей, например, педагогического общения, мы считаем специальным, целевым.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

     ЧУО «Солигорский экономический техникум»

    Анализ занятия может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:

     – общий психолого-педагогический;

     – методический;

     – сопоставительный;

     – целевой;

     – анализ занятия с точки зрения педагогического общения;

     – анализ занятия с физиолого-гигиенических позиций.

     Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы.

     Кроме того, разработаны различные схемы самоанализа педагога. В схемах в сжатом виде отражены основные требования к занятию, а, как известно, требования к нему и его  анализу должны быть адекватны друг другу. Процедура анализа включает следующие этапы:

     – этап самоанализа;

     – вопросно-ответный этап (когда посещающий с помощью вопросов устраняет терминологическое и содержательное различие в понимании посещённого урока);

     – этап анализа.

     

    СХЕМА ОБЩЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Место занятия в системе занятий по теме или подтеме, правильность постановки цели

    Организация занятия:

    тип урока (занятия)

    структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели

    подготовленность группы к занятию

    организация учащихся для активной работы на занятии; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы

    плотность занятия; рациональное использование времени.

    Содержание занятия:

    научность материала;

    правильность подбора материала для различных  этапов занятия и видов деятельности учащихся;

    соответствие содержания занятия требованиям программы, по которой работает педагог;

    воспитательная направленность занятия;

    связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

    связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;

    межпредметные связи;

    речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

    качество знаний учащихся, их умений и навыков;

    речь учащихся.

    Методика проведения занятия:

    оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;

    соответствие методов содержанию и целям занятия, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;

    постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов:

    владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном занятии;

    система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

    5. Общение на занятии: тон, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными учащимися.

    6.Работа и поведение учащихся на занятии:

    активность группы и отдельных учащихся;

    заинтересованность учащихся материалом занятия, отношение к занятию;

    отношение к преподавателю;

    дисциплинированность и организованность;

    речь учащихся , их вопросы.

    7. Общие выводы по занятию.

    8. Как будет учтен опыт занятия в Вашей дальнейшей работе.

    СХЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).

    Оценка планирования задач  занятия (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач занятия, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской  деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самогопедагога).

    Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.

    Умение поставить задачи занятия перед учащимися.

    Полноценность содержания занятия на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.

    Выбор и применение педагогом разнообразных источников сообщения учащимся знаний (оценивается обоснованность выбора).

    Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе занятия.

    Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.

    Воспитание интереса к дисциплине.

    Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом  педагогического характера.

    Оценка культуры труда учителя и учащихся (рациональность, удобство, эстетика).

    Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к дисциплине.

    Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.

    Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.

    Оценка оптимальности структуры занятия и рациональности расхода времени на различных его этапах.

    Оценка взаимоотношений педагога и учащихся.

    Использование возможностей учебного кабинета.

     Соблюдение гигиенических требований на занятии.

    СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  ЗАНЯТИЯ

    (когнитивной направленности)

     1. Основная учебная цель занятия (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена педагогом самостоятельно):

     а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке занятий (если она ставится самостоятельно);

     б) достижение данной цели на занятии (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования и на продуктивном уровне).

     2. Сопутствующие учебные цели:

     а) правомерность их постановки в цикле (аналогично пункту 1а);

     б) соотнесение их с основной целью;

     в) достижение сопутствующих целей (аналогично пункту 1б).

     3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

     а) правомерность их постановки;

     б) соотнесение их с основной целью;

     в) степень и уровень достижений.

     4. Методическая логика занятий:

     а) структура занятия (назвать структурные звенья);

     б) обоснованность структуры занятия;

     в) хронометрирование занятия (структурных компонентов занятия) и целесообразность распределения времени;

     г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

     е) характер постановки целей для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске и в тетрадях для учащихся, осуществляется ли реализация в ходе занятия соотнесения промежуточных результатов с целью);

     ж) характер представления нового материала со стороны преподавателя и характер восприятия и осмысления его со стороны учащихся (исходит ли инициатива со стороны педагога или учащихся или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

     з) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

     и) результативность занятия, оценочная деятельность педагогая и самооценка учащихся, организация домашней работы.

     5. Использование различных средств обучения:

     – заданий различного характера,

     – образцов,

     – инструкций, алгоритмов,

     – опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как  опор, планов, иллюстративная  и  прочая  наглядность и т. п.),

     – ключей для самоконтроля,

     – временных ограничителей,

     – информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов):

     а) адекватность использованных средств основной цели занятия;

     б) адекватность использованных средств сопутствующим целям занятия;

     в) правомерность использования средств на данном этапе занятия (на этапе подачи нового материала), на этапе усвоения нового материала, на этапе контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на этапе самооценки;

     г) эффективность использования средств в данной группе;

     д) грамотное использование и сочетание различных средств.

     6. Использование различных методических приёмов:

     а) адекватность данного приёма цели или сопутствующим задачам;

     б) обоснованность места использования данного приёма;

     в) эффективность использования данного приёма.

     7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

     8. Содержательная логика занятия, его информационная ценность.

    СХЕМА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Краткая общая характеристика занятия: цель, задачи, этапы занятия, средства, методические приемы и формы обучения на занятии.

    Целесообразность сопоставления данного занятия с другими занятиями цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса занятий в учебном году.

    Связь данного занятия с занятиями других дисциплин.

    Связь данного занятий с внеаудиторной, воспитательной и развивающей деятельностью техникума. Связь данного занятия с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения  учащихся.

    Взаимосвязь целей данного занятия и целей других занятий. Целевая прогрессия.

    Прогрессия в характере и способе подачи материала.

    Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном занятии и на других занятиях. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.

    Распределение внимания педагога на различных учащихся в цикле занятий. Динамика контроля.

    СХЕМА ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

    Целевой анализ занятия направлен на выявление мастерства педагога в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик – технологий обучения, в том числе и разработанных самим преподавателем.

    Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения

     1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия.

     2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или метода) обучения. Принятая сфера использования (этап) данной формы (средства или методы) обучения. Использование для всех учащихся или для определённого контингента.

     3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям занятия.

     4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу занятия.

     5. Учёт педагогом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

     6. Учёт содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

     7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.

     8. Степень проявления индивидуального стиля педагога при использовании данного метода (форм и средств) обучения.

    Целевой анализ методики занятия: авторские методики обучения

     Краткая характеристика авторской методики, её цели, принципы, система их реализации и сфера использования. Раскрытие новизны данной методики.

     Краткая общая характеристика занятия, на которой показана данная методика или её элемент.

     Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижения.

     Степень адаптированности данной методики к особенностям группы учащихся.

     Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).

     Рекомендации для дальнейшего использования или распространения данной методики.

    Целевой анализ занятия как системы с позиций деятельностного подхода. Рассматриваем анализ эффективности занятия с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.

     Первый компонент занятия как системы – его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели занятия требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач занятия, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей занятия до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу занятия.

     Второй компонент занятия как системы – педагог (субъект деятельности). Личность педагога на занятии анализируется и оценивается примерно по следующим её проявлениям:

     – общая эрудиция и профессиональная компетентность;

     – уровень педагогической техники;

     – степень демократичности в общении с учащимися в ходе занятия (создание на занятии психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к учащемуся).

     Третий компонент занятия как системы – учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:

     – уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на занятии);

     – готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

     – уровень познавательной активности учащихся в ходе всего занятия, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;

     – наличие и навык коллективной работы (парной, групповой...).

     Четвёртый компонент занятия как системы – содержание деятельности педагога и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является следующее:

     – содержание деятельности педагога и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом занятии;

     – актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей...).

     Пятый компонент занятия (системообразующий) – способы деятельности, которые включают:

     – организацию самостоятельной работы учащихся (объём, характер, виды, последовательность работы);

     – наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;

     – создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;

     – реализация на занятии индивидуального и дифференцированного подхода;

     – приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

    Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или дифференцированных групп учащихся на занятии

     Характеристика данного учащегося, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры, индивидуализированные цели и особенности обучения).

     Краткая общая характеристика занятия и её преломление по отношению к данному учащемуся, группе.

     Особенности деятельности педагога по отношению к данному учащемуся или группе учащихся (сознательность, самостоятельность, активность, особенности внимания, памяти и т. д., уровень организованности деятельности, хронометраж).

     4. Оценка результативности деятельности учащегося (группы учащихся) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного учащегося  или группы учащихся.

    СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ

    1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства, методические приёмы и формы обучения на занятии.

     2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре – учащиеся как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы педагога.

     3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения:

     – монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-либо;

     – соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;

     – различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).

     4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

     5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и её выражение в их речи.

     6. Культура речи педагога. Преподаватель как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении педагога.

     7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и педагога и его обоснование.

     8. Внешняя комфортность общения педагога и учащихся на занятии (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

    Схема анализа занятия с физиолого-гигиенических позиций

     1. Краткая общая характеристика занятия.

     2. Требования, предъявляемые при данном плане занятия к деятельности учащихся, их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся  данного  возраста  на  восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки.

     Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

     3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам учащихся с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.

     4. Учёт возрастных особенностей учащихся.

     5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

     6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию помещения.

     7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места занятия в расписании.

    АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Тема занятия. Характеристика модели занятия. Группа; особенности группы.

    Тип занятия (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный или иной тип занятия) и его место в системе занятий по данной теме.

    Цель занятия.

    Задачи  занятия: общие задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), задачи разных этапов занятия, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования занятия и др.

    Этапы занятия: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.

    Условия проведения и   обеспечение занятия: материально-техническая база кабинета; рабочее место педагога, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).

    Содержание занятия: логичность структуры занятия; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.

    Деятельность педагога на занятии:

    позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;

    методы педагогической деятельности: опора на экспериментально - исследовательские формы работы; мотивация  при постановке целей, задач и их реализации;

    учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.

    Деятельность учащихся  на занятии:

    тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);

    формы организации деятельности;

    принципы формирования учебных групп;

    формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.

    Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:

    типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);

    дифференциация, индивидуализация контроля;

    создание психологических условий при контроле;

    рациональность форм контроля;

    диагностика результатов;

    формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.

    Домашнее задание:

    характеристика домашнего задания;

    объём домашнего задания;

    обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего занятия, с уровнем подготовки, интересами учащихся.

    Результаты учебно-воспитательного процесса: достигнуты ли цели занятия; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.

    СХЕМА АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

    1. Учащимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на занятии:

     •  Да;

     •  Нет;

     •  Частично.

     2. Задания предлагаются учащимся на выбор:

     •  по содержанию;

     •  по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

     3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:

     •  Репродуктивный;

     •  Частично-поисковый;

     •  Исследовательский;

     •  Творческий.

     4. На занятии используются формы общения:

     •  Монолог;

     •  Диалог;

     •  Полилог.

     5. При введении нового понятия педагог предлагает учащимся дать свои версии его содержания:

     •  Да;

     •  Нет;

     •  Частично.

     6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт учащихся, обобщает его, систематизирует, научно “окультуривает”.

     7. Домашнее задание предлагаемся учащимся на выбор:

     •  По форме;

     •  По содержанию.

     8. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

     9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

     10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся.

     11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.

     В критерии отметки входит:

     •  Уровень активности учащегося на занятии;

     •  Выбор самостоятельного способа работы.

     На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:

     •  Фронтальные;

     •  Парные;

     •  Групповые;

     •  Индивидуальные.



    Предварительный просмотр:

    ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ.

    1. В котором часу воспитатель поднял детей после дневного сна? Соответствует ли это время установленному режиму?

    2. Какие условия созданы для одевания детей (свободно или тес но, есть ли возможность одеваться сидя, следит воспитатель за тем, чтобы дети не стояли босиком на полу?

    3. Какую воспитательно-образовательную работу проводит воспи татель во время одевания? Имела ли место работа по воспита нию навыков самостоятельности в одевании, воспитание акку ратности, вежливости, взаимопомощи, по приучению детей правилам дисциплинированного поведения, использовал ли воспи татель этот режимный момент для расширения кругозора детей? В чем это выражалось?

    4. Какие приемы в работе с детьми использовал воспитатель во время одевания (напоминание, контроль, игровые моменты и т.п.)? Понравились ли зам эти приемы? Какие приемы исполь зовали бы вы?

    5. Как организована уборка постели? Какое участие принимали дети? Руководил ли воспитатель детьми, как?

    6. Сколько времени длилось одевание? В котором часу дети приступили к иглам? Достаточно ли было время для игр?

    7. Какая деятельность детей была организована воспитателем после одевания? Играли ли дети? В какие игры? Какие слова, действия использовал воспитатель, чтобы организовать игры детей? Играла ли с детьми сама? Самостоятельно ли дети вы брали себе занятия, или их подсказывал воспитатель? Добил ся ли воспитатель, чтобы каждый ребенок был занят интересной игрой? Как он этого добился?

    8. В котором часу началась подготовка к полднику? Чем она началась (сервировка стола с участием детей, указания к окончанию игр, постепенный переход детей от игр к умыванию, уборка игрушек на свое место)? Соответствует ли время нача ла подготовки к полднику установленному режиму? Какие ошиб ки допустил воспитатель в организации этого режимного момен та? В чем бы вы хотели ему подражать?

    9. Наблюдался ли постепенный переход детей от игр к умыванию, или все дети сразу, по команде воспитателя, пошли умывать ся? Как следует поступить правильно?

    10. Моменты умывания детей перед полдником анализируются также,

    как и момент умывания перед завтраком, обедом.

    11. Проведение полдника анализируется также, как проведение зав трака, обеда.

    12. Что делали дети после полдника? Успевал ли воспитатель распределить свое внимание между детьми заканчивающими полдник, и детьми, вышедшими из-за стола?

    13. В котором часу дети вышли одеваться на вечернюю прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?

    14. Одевание детей на прогулку анализируется также, как и оде вание на дневную прогулку.

    15. Чем отличается содержание работы воспитателя во время вечерней прогулки по сравнению с дневной прогулкой? Интересно ли была организована вечерняя прогулка? Почему да? Почему нет? Какие виды деятельности детей вы наблюдали? Как бы вы организовали вечернюю прогулку?

    .

    ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ.

    1.Подготовка, специалиста к занятию. Есть ли план-конспект? Насколько правильно и тщательно он разработан? Точно ли сформулированы задачи? Соответствует ли содержание занятия поставленным задачам, возрасту детей и уровню физического развития, их подготовленности условиям проведения? Последовательно ли расположены в плане-конспекте упражнения? Взаимосвязаны ли части занятия? Хорошо ли состав лены организационно-методические указания? Подготовлены ли места для занятия и физкультурный ин вентарь? В какой одежде и обуви занимались дети и как был одет специалист?

    2. Организация занятия. Вовремя ли началось, за кончилось занятие? Как практически было распределено время на отдельные части занятия? Какие были использованы приемы разме щения детей на занятии и способы их организации для выполнения упражнений? Рационально ли использовались помещение и инвентарь?

    3. Проведение занятия. В какой мере были решены задачи обучения движениям и закрепления умении и навыков у детей? Как специалист реализовал на практике принципы обучения? Соответствовали и в какой мере методы обучения возрасту и подготовленности де тей, этапу обучения, характеру движений, музыкальному сопровож дению? Умеет ли специалист предупреждать и исправлять ошибки у детей, а также обеспечить страховку во время выполнения уп ражнений? Сообщались ли детям теоретические сведения о физичес ком воспитании, и в каком объеме? Как решались оздоровительные задачи: укрепление органов и систем организма, закаливание? Правильно ли были установлены и точно ли выдерживались темп вы полнения и дозировка каждого упражнения? Как регулировалась физическая нагрузка? Решалась ли задача привития навыков пра вильной осанки, а также личной и общественной гигиены? Продолжительность всего занятия и каждой его части. Оценка обшей и моторной плотности занятия.

    Как решались воспитательные задачи: уделялось ли внима ние воспитанию интереса и привычки к ежедневным физкультурным занятиям, привитию умений самостоятельно заниматься физически ми, организовывать и проводить их со своими сверстниками и с младшими детьми? Как и в какой мере решались задачи умственно го, нравственного, эстетического и трудового воспитания в про цессе физкультурного занятия?

    4. Поведение и состояние детей. Мера организованности и дисци плинированности группы, взаимоотношения со сверстниками. В ка кой степени проявилось внимание, активность, инициатива, нас тойчивость? Самочувствие и настроение детей.

    5. Выполнение требований к специалисту. Качество показа и вы полнения упражнений. Объяснение упражнений. Умение видеть всю группу, контролировать самочувствие и поведение детей. Умение владеть голосом, культура речи. Умение соблюдать педагогичес кий такт, тон в обращении с детьми. Характер ведения занятия (уверенно, неуверенно), настроение воспитателя.

    6. Общая оценка проведенного занятия.

    7. Предложения к исправлению недостатков и усовершенствованию методики проведения физкультурных занятий.

    ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Методички-вопросники, соответствующие определенному ви ду деятельности, использовать форму записи в виде условных зна ков:  

    03 - низкий уровень;

    04 - средний уровень;

    05 - высокий уровень.

    Причем оценивать надо каждый показатель данной методички. При веден полный и сокращенный варианты табличной записи анализа проведения специалистом утренней гимнастики в центре (напро тив каждого показателя ставится точка, затем точки соединяются ломаной линией). Графический метод наглядно отображает результат и позволяет объективно оценить деятельность специалиста. Этим ме тодом могут пользоваться специалисты для самоконтроля.

    Графический метод анализа - это микродиагностика профес сиональных знаний, умений, навыков специалиста, где четко виден индивидуальный рост каждого.

    ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ.

    Показатели методички-вопросника

    03

    04  

    05

    1. Организация детей.

    2. Владение терминологией, четкость команд.

    3. Выдержана ли структура.

    4. Правильность проведения ввод ной части занятия.                          

    5. Обшеразвивающие упражнения; последовательность, количество и дозировка, соответствие возрасту.                  

    6. Качество показа специалиста.

    7. Качество выполнения детьми,          индивидуальная работа.  

    8. Велась ли работа над осанкой  и дыханием.  

    9. Ритмичность (под музыку синхронность).                                        

    10. Продолжительность.                          

    11. Гигиенические условия.                  

    12. Элементы творчества в организации занятия.                              

    ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА:

    Использование времени, отведенного в режиме дня для игр, харак тер игровой деятельности в разные периоды игр, виды игр. Созда ние условий для игр, место для разных видов игр в помещении и на участке; игрушки и игровое оборудование. Влияние воспита теля на развитие детских игр и формирование игровой деятельнос ти; введение новых ролей, новых игровых действий, новых игровых ситуаций; приемы, направленные на развитие игр. Обучение детей игровой деятельности в группе: приемы, направленные на обучение; личное участие воспитателя в играх. Формирование реальных и игровых взаимоотношений; создание детских игровых коллективов.

    Привлечение детей к проведению дидактических игр. Руко водство воспитателя: предложение игр, объяснение правил, конт роль за их выполнением, решение дидактических задач, поставлен ных в игре; поддержание интереса к игре; организованное оконча ние игры.

    Организация детей для проведения строительных игр, руко водство воспитателя: выбор темы постройки, показ отдельных при емов ее содержания, использование дополнительного материала и игрушек для оформления построек; обучение строительству по чер тежам, рисункам, фотографиям, по заданным условиям.

    Уровень развития игровой деятельности дестей в группе: самостоятельность в выборе игры и развитии сюжетных линий; продолжительность игры охват детей; разнообра зие ролей, игровых действий, игровых ситуаций. Реальные взаимо отношения детей в игре: умение сговариваться, распределять ро ли, намечать план игры и осуществлять его, самостоятельно под бирать или изготовлять оборудование, устанавливать правила и следить за их выполнением, организованно окончить игру.

    Подбор игр, игрушек, строительных материалов для разных видов игр в разных возрастных группах; размещение и хранение оборудования.

    методика музыкального воспитания.

    основные вопросы для наблюдения и анализа:

    1.   Структура и варианты музыкальных занятий.

    2.   Программное содержание каждого, вида музыкальной деятельнос ти на музыкальных занятиях в подгруппе.

    3.   Методика проведения занятия:

    а) вводная часть,  приемы организации обучения детей движе ниям под музыку;

    б) эффективность использования приемов при слушании музыки;

    в) роль музыкальных упражнений на занятии;

    г) методические приемы в работе над песней (чистота интонирования, дикции, дыхание, ансамбль, звукообразование).

    4. Качество пения детей, умеют ли спеть знакомую песню, могут ли петь без аккомпанемента, индивидуально и подгруппами, есть ли у детей любимое произведение.

    5. Приемы организации и методы обучения детей движениям под музыку, пляски, игры.

    6. Грамотность программного музыкального материала.

    7. Согласованность в работе музыкального руководителя и воспи тателя, их готовность к занятию.

    8. Выводы о просмотренном занятии.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    И КОНСТРУИРОВАНИЮ.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    1. Соответствует ли содержание занятия программе данной группе?

    2. Определите познавательное значение данного занятия, доста точна ли была нагрузка на занятии?

    3. В чем заключалось сочетание нового и знакомого детям мате риала на занятии?

    4. В чем заключалось воспитательное значение данного занятия?

    5. Оцените оптимальность используемых на занятии методов и при емов обучения: соответствие уровню развития детей, виду занятия, характеру программных задач.

    6. Оцените объяснение и показ способа изображения предмета вос питателем: четкость, доступность, последовательность, мето дическая грамотность.  

    7. Оцените поведение детей на занятии: организованность, соблю дение дисциплины, самостоятельность, темп работы.

    8. Оцените качество детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, уровень технических и изобра зительных умений, творческий подход к решению поставленных задач, аккуратность в работе.

    9. Длительность занятия в целом и по частям. Соответствие воз расту детей. Причины задержки занятия (если это имело место).

    10. Дайте общую характеристику и оценку просмотренному занятию (какие изменения целесообразно внести в методику проведения занятия).

                                             

    СХЕМА ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

    Хронометраж времени

    Действия воспитателя

    Действия детей

    По структурным частям занятия.                            

    Методы и приемы обучения, слова и действия воспитателя в  процессе всего занятия.                                      

    Как дети поняли объяснение задания,        

    обращались ли за помощью к воспитателю, товарищам, как справились с зада нием, проявление твор чества, умение анали зировать работы.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ АСПЕКТН0Г0 АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО:

     1 аспект. Подготовка занятия. Хронометраж времени на занятии.

    - подготовка обстановки, материала для детей:

    - подготовка демонстрационного материала, его соответствие ди дактическим требованиям: эстетичность, доступность по содер жанию детям, соответствие теме, задачам занятия.

    Хронометраж:

    - длительность 1 части занятия;

    - длительность 2-ой части занятия;

    - длительность 3-ей части занятия;

    - общая длительность занятия,  соответствие временных затрат возрасту детей,  причины задержки занятия;

    2 аспект. Оценить оптимальность методики организации и прове дения первой части    занятия (вводно-вступительная часть):

    -  при помощи, каких методов переключила воспитатель внимание детей на занятие;

    -  вид занятия, доступность темы,  задания детям;

    -  какими приемами была вызвана умственная и речевая деятельность детей, их интерес к занятию;

    -  соответствие показа и способов изображения предмета дидакти ческим требованиям (целенаправленность,  четкость, доступность, конкретность,  опора на наглядность);

    -  закрепление этапов выполнения работы.

    3 аспект. Проанализировать эффективность и результативность методического руководства деятельностью детей:

    -  как преступили дети к выполнению работы (сразу после объяс нения задания, долго продумывали,  задавали вопросы, о чем спрашивали);

    -   какие методы и приемы использовал воспитатель в процессе индивидуальной работы с детьми (указания,  советы, напоминания приемов изображения,  оценка, поощрение);

    -  все ли дети были в поле зрения воспитателя;

    -  следил ли воспитатель за осанкой детей,  поведением,  темпом работы;

    -   замечал ли воспитатель ошибки детей в технике выполнения ра боты (как дети держат карандаш,  как действуют кистью);

    -   сколько времени длилась данная часть занятия?

    4 аспект. Анализ детских работ и общая оценка деятельности детей.

    -   предупредила ли воспитатель о конце занятия заблаговременно?

    -   все ли дети закончили занятие своевременно?

    -  целесообразность формы анализа детских работ (выставка всех работ,  коллективный анализ работ,  самооценка,  создание игро вой ситуации,  оценка детских работ воспитателем,  выделение творческого характера детских работ);

    -   обращала ли воспитатель внимание детей на допущенные ошибки в работе;

    -   привлекались ли дети к анализу выполненных работ,  какими кри териями они пользовались при оценке работ?

    -   правильно ли дети пользовались словами,  определяющими свойствами предметов,  цветовые оттенки,  изобразительные и тех нические приемы;

    -  сколько времени занял просмотр детских работ.

    ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА:

    1.   Каково программное содержание занятий в группе, соответствие его ИПРМ.

    2.   Каковы структурные части занятия,  их целесообразность,  роль каждой части в решении программных задач.

    3.   Какие методы обучения, направленные на развитие мышления детей,  на умение формулировать предложения,  на обучение связ ному высказыванию отобранные воспитателем.

    4.   Каковы содержание, логика и направленность вопросов, типы вопросов. В чем проявилась зависимость детских ответов от характера вопросов?

    5.   Правильно ли подобраны наглядные материалы? Каковы особен ности использования их на данном занятии?

    6.   Направлена ли фронтальная и индивидуальная работа на реше ние поставленных задач?

    7.   Как оценены детские высказывания и рассказы? Содержание и методика опенки.

    ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ.

     ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ:

    1.  Каково содержание знаний,  на основе которых осуществлялось формирование словаря? Соответствие его требованиям програм мы,  доступность и новизна знаний.

    2. Как реализуются задачи словарной работы на занятии, объем и содержание формируемого словаря?

    3. Какова целенаправленность использованных на занятиях мето дов и приемов для освоения детьми значения слова (включение обследовательских и других действий с предметами) для за крепления и активизации слов,  приемов,  направленных на ос воение и использование детьми образных слов и выражений,

    синонимов, антонимов и т.д.,  приемов, направленных на ис правление словарных ошибок.

    4. Какова развивающая роль занятия: какие новые знания получил ребенок, как обеспечивалось развитие восприятия,  мышления, формирование учебной деятельности?

    5. Каковы речевые реакции детей,  причины и характер словарных ошибок?

    6. Какова структура занятий,  обоснованность и логичность струк туры с точки зрения решаемых задач.

    7. Каковы задачи работы с детьми и воспитателем по развитию словаря детей данной группы?

    НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

     Знакомство с материальной группы по экологическому воспитанию:

    -  наличие уголков природы в группе;

    -  оборудование для труда в природе;

    -  цветник, огород.

    Программа наблюдения.

    1.Соответствует ли содержание  и программные задачи требовани ям "Программы",  уровню развития данной возрастной группы (знания,   навыки,   развитие наблюдательности).

    2.Структура занятия,  его логика,   влияние на развитие ребенка.

    3.Приемы активизации умственной деятельности детей,  их результативность (поисковые вопросы и действия,  сравнение,  исполь зование детского опыта).

    4.Характер заданий и вопросов,  соответствие их возрастным осо бенностям детей.

    5.Реализованы ли программные задачи, усвоено ли детьми содер жание.

    6.Индивидуальное поведение детей на занятии;  осуществление индивидуального подхода к ним.

    7.Связь экологических занятий с работой в повседневной жизни.

    "Экскурсия с детьми в природу".

    Программа наблюдения:

    1. Условия проведения экскурсии:

    - выбор места проведения экскурсии;

    - выбор объектов для наблюдения;

    - подбор оборудования экскурсии, соответствие времени года, теме экскурсии;

    - карта-маршрут;

    -  выбор охраняемых объектов природы.

    2. Приемы, используемые воспитателем для простановки цели экс курсии в ходе предварительной беседы.

    3.   Структура экскурсии:

    -  фронтальное наблюдение;

    -  самостоятельное наблюдение детей;

    -  сбор природного материала;

    -   игры с собранным материалом;

    -  природоохранная работа по экскурсии.

    4. Методы и приемы,  направленные на руководство познавательной деятельностью детей,  эффективность их выбора (соответствие возрастным особенностям данной группы,  уровню их развития).

    5.Проявление интереса детей в ходе экскурсии (содержание дет ских вопросов,  суждений;  сосредоточенность внимания,  эмоции).

    6.Закрепление полученных знаний  (проведение беседы,  использо вание художественного слова,  оформление выставки,   рисование), результативность.

    7.Решение задач экологического воспитания в процессе экскур сии и послеэкскурсионной работы.

    Наблюдение прогулок с детьми.

    Программа наблюдения.

    1.Время и место работы по экологическому воспитанию в струк туре прогулки.

    2. Содержание деятельности детей (навыки, умения).

    3. Формы организации деятельности на прогулке.

    4. Приемы руководства деятельностью детей (приемы привлечения к деятельности, приемы руководства ходом деятельности, при емы поддержания интереса, оценки деятельности).

    5. Проявление детей в ходе деятельности (отношение к деятельности, результаты выполнения заданий).

    6. Решение воспитательных задач в ходе прогулки.

    УГОЛОК ПРИРОДЫ.

    Анализ состояния уголков природы:

    1.Содержание уголка природы.

    2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ ектов).

    3.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

    4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.

    5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потреб ности растений и животных?

    6. Рекомендации по улучшению уголка природы и чем они вызваны.

    ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

    Осуществление основных задач трудового воспитания (Воспитание трудолюбия, обучение трудовым умениям и навыкам, формирование умения трудиться в коллективе) в различных видах труда и фор мах организации трудовой деятельности.

    Оборудование и гигиенические условия труда. Руководство трудом детей: обучение трудовым умениям, воспитание культуры труда, распределение обязанностей в коллективном труде; требо вательность к качеству труда; контроль и опенка результатов труда; контроль и оценка результатов труда.



    Предварительный просмотр:

    Анализ занятия (самоанализ)

    Занятие______________________________________________________________________

    Задачи:_______________________________________________________________________

    Возрастная группа_____________________________________________________________

    Воспитатель (специалист)_______________________________________________________

    Дата проведения_____________________ Количество детей__________________________

    п/п

                           Критерии анализа

    Уровни оценок

    Высокий

    Средний

    Низкий

     1.

    Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей

    2.

    Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового)

    3.

    Развитие мыслительной деятельности детей на      занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли      ребенка, наличие поисковых ситуаций)

    4

    Развитие психических процессов у детей

    - речь

    - внимание

    - память

    - мышление

    5.

    Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка)

    6.

    Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия

    - помещения

    - одежда

    - оборудование

    7.

    Эстетика занятия:

    -     внешний вид детей;

    -     внешний вид специалиста;

    -     интерьер помещения;

    -     эстетичность используемого оборудова ния

    8.

    Использование наглядных пособий

    -    их качество;

    -    разнообразие;

    -    целесообразность применения.

    9.

     Продуманность построения занятия

    -мотивация;

    -части занятия, их взаимосвязь;

    рациональность смены видов деятельности на занятии;

    -профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).

    10.

    Разнообразие методов и приемов

    - соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы

    -приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива);

    -приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей;

    -приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей;

    -приемы активизации самостоятельного мышления детей;

    11.

    Речь педагога                                                      

    -    грамотность;

    -    доступность;

    -    логичность;

    -    эмоциональность.

    12.

    Педагогический такт специалиста                  

    13.

    Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития

    14.

    Качество выполнения заданий (работ) детьми                                                                

    15.

    Поведение детей на занятии                        

    -    дисциплинированность;

    -     организованность.

    16.

    Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание)

    17.

    Подведение итога занятия

    18.

    Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие)

    ИТОГО

    Примечание.  В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.

    Выводы по занятию________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения и рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ФИО наблюдателя __________________________________________________________


    Должность____________________________________________________________________

    Дата «____»____________20___г.                                               Подпись __________________



    Предварительный просмотр:

    Анализ режимных моментов в утренний отрезок времени  

    Возрастная группа_____________________________________________________________

    Воспитатель__________________________________________________________________

    Дата проведения______________________________________________________________

    п/п

                           Критерии анализа

    Уровни оценок

    высокий

    средний

    низкий

    1.

    Организация воспитателем утреннего приёма детей  

    2.

    Проведение индивидуальной работы с детьми утром

    3.

    Работа с родителями

    4

    Умение воспитателем распределить внимание на всех детей

    5.

    Умение детей правильно умываться

    6.

    Владение детьми навыками пользования полотенцем  

    7.

    Проведение воспитательной работы при воспитании

    8.

    Использование художественного слова с детьми

    9.

     Внешний вид дежурных (по столовой, занятиям, уголку природы)

    10.

    Владение детьми навыками дежурства

    11.

    Умение детей пользоваться приборами

    12.

    Культура приема пищи детьми                      

    13.

    Подготовка группы к занятию

    ИТОГО

    Примечание.  В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.

    Выводы по занятию________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения и рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ФИО наблюдателя __________________________________________________________

    Должность____________________________________________________________________

    Дата «____»____________200_г.                                               Подпись __________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема анализа и оценки деятельности воспитателя

    Необходима в методической работе старшего воспитателя...

    Схема анализа проведения интегрированного занятия.

    Данная схема поможет проанализировать ваше занятие....

    Музейное проектирование как средство формирования умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации в деятельности будущего педагога ДОУ

    Основная идея проекта - идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, колледжа.Цель мы определили как создание условий для формирования гражданского...

    Музейное проектирование как средство формирования умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации в деятельности будущего педагога ДОУ

    Основная идея проекта - идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, колледжа.Цель мы определили как создание условий для формирования гражданского...

    Анализ и оценка эффективности учебного занятия

    В материале представлена удобная в заполнении, обработке и анализе таблица оценки эффективности занятия педагога дополнительного образования....

    Методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов). Тема: «Схема анализа и самоанализа тифлопедагогического занятия (с примерами)»

    Данный материал поможет  начинающим дефектологам провести  самоанализ занятия. Данная схема позволяет рассмотреть все этапы коррекционно-развивающего занятия, начиная от целеполагания, до за...

    Схема самоанализа логопедического занятия

    Презентация на тему: "Автоматизация звука " Р" в слогах, словах и предложениях ...


     

    Комментарии

    Схемы полные, объемные и содержательные, обязательно использую эти разработки.
    Николаева Эльвира Владимировна

    Спасибо Вам за отзыв!
    Горячева Татьяна Юрьевна

    Спасибо. Готовлюсь к коллективному просмотру занятия. Обязательно воспользуюсь схемами.
    Николаева Эльвира Владимировна

    Спасибо Вам за отзыв! Надеюсь, что данный материал окажется для Вас полезным.
    Николаева Эльвира Владимировна

    Вам спасибо за отзыв!!!

    Эльвира Владимировна спасибо за материал.

    Спасибо за материал. Очень нужный и полезный.

    Бикмухаметова Наталья Сергеевна

    Отличный материал. Спасибо

    Жданова Анастасия Сергеевна

    Спасибо за хороший материал!