Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"
методическая разработка на тему

Ковтун Ирина Владимировна

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dusha_nar.pesnya_v_dushe_chel..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа – концерт для педагогов.

Тема: В песне душа народа.

Цели и задачи: Приобщать педагогов к истокам русского народного творчества, рассказать о  жанровом  разнообразии песен.

                                                                     Нигде нет такой литературы, как у нас,

                                                                     у русских. А народные песни?..

                                                                  Такие песни могли родиться только в народе

великой души.

 В аудиозаписи звучит русская народная песня «Ой, сад во дворе». 

Муз. руководитель:

Не было у людей песни, – не было бы и музыки. Песня – самый древний вид музыкального искусства. Вероятно. Первую песню человек сложил на заре своего существования, и песня эта состояла всего лишь из двух звуков. Эти два звука человек громко,  то тихо, то медленно, то быстро, и музыка, состоящая, из двух звуков, древнему человеку казалась прекрасной песней.

Народ создал много песен. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: Патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Передовые люди Росси, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в 18 веке

 «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Так пишет о народной песне композитор Д.Б.Кабалевский.

Позднее народные песни собирали и записывали композиторы Глинка, Балакирев, Н.Римский – Корсаков, П.Чайковский, А.Лядов, писатели А.Пушкин, Н. Гоголь, И.Тургенев, Л.Толстой, М.Горький.

 Многие композиторы, когда создают сложные произведения, всегда обращаются к народной песне. У Петра Ильича Чайковского протяжная народная песня  "Во поле березонька стояла» звучит четвертой симфонии. Очень много произведений, в основу которых лег народный элемент написано композитором – сказочником Н. Римским-Корсаковым.

Песни бывают по своему жанру очень разнообразны. Бывают песни революционные и лирические; крестьянские и городские; хороводные и солдатские; одноголосные и многоголосные; сольные и хоровые. Иные песни сопровождает большой инструментальный ансамбль. В других – солисту аккомпанирует какой-нибудь один инструмент, скажем пианино или гитара.

Из песни выросла опера, самый сложный вид музыкального искусства. Ну, а романс,  разве это не та же песня?

Да, и романс – произведение для голоса. Русские народные песни звучали и появились в основном в деревнях. А в городах постепенно стали появляться городские песни – романсы. Авторы их часто были неизвестны, романсы сочиняли и известные композиторы и поэты. Первые романсы появился в Испании, звучали как песни признания  в любви. В России романс стал популярен в 19 веке,  но было время, когда романс считался запрещенным жанром.

Как вы думаете, чем романс отличается от песни?

(ответ педагогов)

Романс близок песни, он связан со словом, со стихами поется голосом.

 Главное различие между песней и романсом в том, что песня исполняется сольно. И хоровым ансамблем, и любым хором, а романс – это произведение, как правило, лирическое и исполняется вокалистами соло в сопровождении фортепиано, или гитары, или арфы, или какого – либо иного инструмента. Романсы отличаются, теплотой задушевностью. Выражали разные переживания. Иногда в них рассказывалось о грустных воспоминаниях.

Музыкальный руководитель исполняет романс К.Листова «Я помню вальса звук прелестный".

Говорят, у каждого есть своя звезда-хранительница и путеводительница. Должно быть, у всякого человека есть и своя песня или песни, слова и напевы которых неисповедимыми путями проникают в сердце, согревают его, озаряют тихим светом добра и надежды. Эти пени, обладающие тайной духовного врачевания, на всю жизнь становятся любимыми, заветными.

Вряд ли кто станет спорить о том, что в жизни наших предков песня занимала куда более важное место, чем сегодня. Не телевизионный вокалист, а живой материнский голос убаюкивал младенца в колыбели. Подрастая, малыш в ватаге сверстников ходил от дома к дому и пел под окнами незатейливые колядки, желая хозяевам крепкого здоровья, благополучия, и хорошего урожая, и получал в награду кусок пирога, пряник или горсть леденцов.

А в долгие осенние и зимние вечера собрались в просторной избе девушки на супрядки или посиделки, где уж никак не обойтись без песни. На огонек заглядывали парни, приносили с собой балалайки, гармонь. Тут уж прялки или вышивание откладывались в сторону. Попробуй-ка усидеть на месте под струнный звон, под лихие переборы гармошки, под многоцветную россыпь озорных частушек! Невозможно себе представить без песни санные прогулки в масленицу и девичьи хороводы на Красной горке.

В исполнении педагогов звучат народные песни

 «Ах, Самара городок»

 «Что стоишь качаясь тонкая рябина» 

Но песня была спутницей и в труде. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу коротает,- а песня – работу». С песней не разлучались пахарь и косарь, лесоруб и рыбак. Уходя от родных околиц в дальнюю дорогу, брал русский человек с собою и песни. Они кочевали с ним по необжитым местам, грелись у костра, плыли в парусном суденышке по рекам и морям, пробирались по узким и опасным тропинкам в горах, устало звучали на солдатском привале. Дни, недели, а то и месяцы проводил русский человек в пути, покоряя и обживая безлюдные просторы, сближая между собой дальние края. Может быть, больше всего у нас песен о путях-дорогах, о ямщиках, о далях ненаглядных.

Педагоги исполняют рус.нар.песню «Степь да степь кругом».

Если в одночасье исчезнут все письменные памятники, то по одним песням можно будет восстановить тысячелетнюю историю народа. Начиная с подвигов былинных богатырей, которые еще при Владимире Святом оберегали Русь от набегов чужеземцев, и до наших дней всякое заметное событие в отечественной истории отражение в слове и напевах. Песни о татарском полоне, о Дмитрии Донском и Александре Невском, об Иване Грозном, о Петре. Первом и Суворове об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско - японской войне 1904 –1905 года.  Много песен создал народ о героях Великой отечественной войны, и многих других удивительным чутьем к правде рисуют тернистый путь Отечества через столетия.

Исторические песни их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторические песни разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые маршевые.

В песнях раскрывается судьба народа. Неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств. Душа сегодняшнего человека, который поет песни своих предков или хотя бы слушает их.  Слушая песни, соприкасаешься с суровыми думами Ермака, с разбойной удалью Стеньке Разина, с тихой грустью пряхи в низенькой светелке, с горькой долей ямщика, замерзающего в степи, с нелегкой службой  солдатушек-ребятушек, с завидной любовью человека, готового отдать златые горы «за ласки взоры». Какая добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

В исполнении педагогов звучит русская народная историческая песня сл.К.Рылеева  «Сусанин»

Перекатываясь из века в век, песни отгранились, как самоцветные камушки. Все лучшее, что было на слуху, передавалось и передается из уст в уста, от поколения к поколению. Народ вводил в свой духовный оборот, подлинные шедевры лирической поэзии, не заботясь о сохранении персонального авторства. В годы войны солдаты сшивали из серой оберточной бумаги тетради, в которые то пером, то карандашом были переписаны разные, но одинаково безымянные стихи-песни, можно было подумать, что они никому лично не принадлежат и сочинены самим народом. Но оказалось, что это были тексты из тех самодельных песенников -  стихотворения русских поэтов.

Нельзя не помянуть добрым словом именитых и совсем безвестных подвижников-собирателей, которые прошли по всей нашей земле из края в край, пополняя бесценными находками песенную казну, поражающую, несметными сокровищами.

Подобно вольной птице, песня не признает никаких государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. По всему земному шару гуляют наша «Калинка», наша «Катюша» И на русской земле прижились гостьи-певуньи.  Звучат в наших домах грузинская  «Сулико»,  итальянская «Санта Лючия» украинская «Ганзя» «Ты ж меня пидманула».

Исп. Украинская нар. песня «Ты ж меня пидманула»

У народных песен завидная судьба. Сгорают бесследно на огне времени и улетучиваются из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А настоящая народная песня победно вырывается из плена забвения и снова звучит чисто свежо в устах людей эпохи. И в этом бессмертии тоже заключается великая и прекрасная тайна народной песни.

 В заключение в аудиозаписи звучит песня о России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песня - душа народа"

Тематическое занятие для подготовительной группы - русской песне....

Развлечение "Песня - душа народа"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный материал подбирается из ранее разученных песен и танцев....

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа"  методическая разработка...

Презентация "Песня -- душа народа"

Песню русскую, русскую землюТак люблю, что и слов больше нет!...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Народная песня (выступление семьи Хохловых)1.  «Гармонь моя, гармоночики» исп.Т.Хохлова2.  «Ай, чу-чу»...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Авторская песня (выступление Т.Горшковой)1. «Так дано много»2. «Я взмахну крылами разноцветными»3. «Испове...

Консультация для педагогов ДОУ "Русская песня - душа народа"

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И.Глинка подчеркнул, что "Муз...


 

Комментарии

Тоболина Таиса Валерьевна

Вы всегда подходите творчески к каждой своей работе! Отличный материал для работы!

Ковтун Ирина Владимировна

Спасибо, Таиса Валерьевна.