Главные вкладки

    Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
    статья по теме

    В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОЛЬ  ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В  СЕНСОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.  

                                                             

    Основной формой воздействия на ребёнка в  дошкольных  образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется программой.

    Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог  помнит о возрастных особенностях  детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории .  В своей работе применяет  такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка. Дети  с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым приходится  постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

    Дидактические игры - одна из форм  обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую  преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две  цели дополняли друг друга и обеспечивали  усвоение программного материала. Мы всегда  стремимся к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

    Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она  используется при усвоении любого программного материала и проводится  на индивидуальных и групповых занятиях,  как  учителем-дефектологом, так и воспитателем.

    В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок  получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации  или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для  детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

    Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра  позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе  определяется тем, что игра делает  сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет  ребёнку получить собственный опыт.  

    Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР  необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития дошкольников. Так, большинство детей, поступающих в группы для детей с ЗПР с трудом контактируют со взрослыми, испытывают большие трудности в общении со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если дети в норме прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с задержкой развития должны научиться этому. Здесь как нигде, огромную помощь оказывают дидактические игры, которые способствуют установлению контакта как  между взрослым и ребёнком, так и между самими детьми.  Это такие игры как: «Знакомство», «Я начну, а ты продолжишь» и т.д. Также для этих детей характерно :  недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, моторная неловкость, несогласованность действия рук, неумение выделить ведущую руку. Все эти проблемы  успешнее и быстрее решаются при правильном подборе дидактических игр. Хочется отметить, что на первом этапе обучения вся коррекционно-воспитательная работа строится с активным использованием дидактических игр. Причём они могут  включаться как часть занятия, а иногда и  всё занятие посвящено обучению какой - либо игре.

    Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания  окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Это происходит в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребёнок совершает поисковые способы ориентировки, то есть действует методом проб и ошибок. У детей с ЗПР чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети с ЗПР не овладевают поисковыми  способами ориентировки. Часто они действуют либо совсем не учитывая свойств  предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который относят только к данной знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания и опыт на сходную ситуацию. Иногда  кажется, что ребёнок с ЗПР  тоже действует методом проб. Но на  самом деле - это перебор вариантов. Вообще пробы - это целеустремлённые действия, направленные на достижение  положительного результата. Перебор же вариантов, который встречается у проблемных детей, носит не целенаправленный, а случайный характер и не закрепляется в их опыте. Поэтому ребёнок не может сразу перейти к зрительному соотнесению на незнакомом материале. Но у таких детей и зрительное соотнесение в большинстве случаев не является подлинно зрительным, так как при этом ребёнок не может выделить существенный для данного действия признак. Например, при складывании пирамидки он не способен зрительно оценить величину колец и нанизать по мере уменьшения величины. Поэтому заучивание действий  с привычными дидактическими игрушками  не ведёт к развитию восприятия, мышления.

    Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей с ЗПР поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создавать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.

    Но у детей с ЗПР как правило страдают все психические процессы, это и восприятие (тактильно-двигательное, слуховое, целостное), и мышление (как наглядно-образное, так и словесно-логическое),и память (слуховая, двигательная, зрительная), и внимание (произвольное и непроизвольное),и развитие речи.

     Таким образом, правильная и своевременная работа по формированию всех психических процессов для детей с ЗПР имеет особое значение. Огромная роль  в коррекцинной работе  отводится дидактическим  играм. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и словесном плане.

    При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:

    1. Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры -важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.  
    2. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.  
    3. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует  обучение детей, а с другой – выполняет  роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
    4. Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость ,постепенность выполнения заданий.            

    Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как  для развития познавательной деятельности , так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе ( умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников)

    Список литературы.

    1. Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва «Просвещение» 1992 год.
    2. БондаренкоА.К. «Дидактические игры в детском саду»  Москва «Просвещение» 1991 год.
    3. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития»  Москва 2002год.
    4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»  Москва «Владос» 2001 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития

    В статье предлагается модель  коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности,  осно...

    Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

    Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

    К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

    В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

    Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

    Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

    Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.

    Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)

    Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...

    Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".

    Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....