Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".
статья по коррекционной педагогике

Беляева Светлана Зиновьевна

Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_skazki.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

« РОЛЬ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР»

                                                                      « Сказка – это зёрнышко из которого прорастает        

                                                                         Эмоциональная оценка жизненных явлений».

                                                                                 В.А.Сухомлинский.

 

Традиция рассказывать своим маленьким детям сказки появилась очень давно. Поучительные истории о Золушке, Коте в сапогах, Красной шапочке и многих других, помогает детям познавать окружающий мир и даже преодолевать маленькие страхи и слабости. Но в наш век информационно-коммуникационных технологий данная традиция может исчезнуть вообще. В наше время родители предпочитают вместо чтения сказок для детей, усаживать их за компьютер играть или за телевизор смотреть мультфильмы, вообщем,  всё то, что не требует их личного участия. И это большая ошибка, допускаемая  родителями.                                                                                                                                     Русская педагогика более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. В.А.Сухомлинский сказал «Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем». Сказка является эстетическим творчеством, как для детей, так и для взрослых. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме показать к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность примерить на себя и прожить чужую судьбу, чужие радости и горести. Сказку можно поставить в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.                                                                       Я работаю  с детьми, имеющими задержку психического развития и считаю, что одной из главных целей в работе с такими дошкольниками, является создание оптимальных условий для развития эмоциональной и духовно-нравственной сферы. Перед педагогами встаёт вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальных результатов в развитии и обучении этих дошкольников?  Развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. Ведь действительно, как ребёнок эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции, зависят результаты по решению задач.       Нам известно, что дети с зпр значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным  уровнем.   Дети не умеют дружно играть, не умеют вежливо обращаться друг к другу , агрессивны, часто конфликтуют . На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и обратила внимание на то, с каким интересом они слушают сказки, а потом эмоционально их обсуждают. Я подумала, что использование  сказки в работе с данной категорией детей может оказаться эффективным средством для коррекции личностных особенностей этих дошкольников. Сказка является средством нравственного воспитания. Она делает души ребят легче, отзывчивее, добрее. Благодаря сказке, ребёнок не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира.                                                                                                                                                    Сказка выступает одним из основных средств нравственного воспитания, так как её образы обращены к самой душе ребёнка. Велико значение сказки в развитии детской фантазии, в обогащении речи ребёнка. Дети используют сказочные сюжеты в своих играх, перевоплощаясь в любимых героев, они ещё раз переживают смысл сказки. Сказки нельзя рассматривать лишь как интересное провождение времени, они являются важным механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, являются способом снятия тревоги и страха, и воспитания уверенности в своём будущем.                       Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает, просматривает её в своём воображении. Сказочные истории являются лучшим способом развития эмоционально-личностной сферы ребёнка. Известно, что сказка влияет как на развитие отдельных психических функций, так и на формирование личности ребёнка в целом. Сказки, по возможности, нужно рассказывать, а не читать. Слушая мудрые сказки, душа  ребёнка не перестаёт трудиться, переживая образы героев страшные и прекрасные, добрые и жестокие. Сказки – это духовная пища формирующейся личности. Она заставляет ребёнка почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро. И наша задача заключается в том, чтобы мы с помощью сказок смогли пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек.                                                    Всегда важно понять основную идею сказки, что с помощью её нам хотели передать наши предки? Чему она может нас научить? В каких жизненных ситуациях нам пригодится то, что мы узнаем из сказки?  Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат нас дружить, а сказка «Репка» - учит взаимопомощи. Сказка «Гуси-лебеди» учит послушанию, а в сказке «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость, хитрость – в сказках  «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк». А для капризных девочек полезны сказки «Морозко» и «Принцесса на горошине».                                             Хочется подробнее остановиться на этапах работы со сказкой:

- на первом этапе у нас происходит знакомство со сказкой, с её героями, обсуждение поступков героев,  передача эмоционального состояния героев;                                                  - на втором этапе нужно вспомнить сказку с помощью приёма «Волшебная шкатулка». В шкатулке лежат картинки, с помощью которых ребёнок вспоминает сказку и её героев. Например: шляпа и сапоги из сказки «Кот в сапогах», лягушка со стрелой из сказки «Царевна лягушка», туфелька из сказки про Золушку,  скалка из сказки «Лисичка со скалочкой».                                                                                                                                        На третьем этапе играем в эту сказку. Организовываем игру-драматизацию, где каждый ребёнок выбирает роль героя и старается эмоционально передать его характер. Если дошкольник не может сам справиться с поставленной задачей, то педагог помогает ему, учитывая все его личностные особенности .На протяжении всего времени  дошкольники рисуют героев сказок, стараясь передать характерные особенности и свои впечатления. Слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Мы   знаем, что из-за личностных особенностей у детей с зпр во многом создаются трудности, и при использовании результатов диагностики рисунков, мы можем сделать выводы об их отношении к героям сказки, об их эмоциональном развитии, об их нравственных представлениях. Мы можем дальше продумать в каком направлении развивать эмоциональную сферу детей, как работать дальше.                                                                                Привлекая  родителей к тесному сотрудничеству в своей работе со сказкой, мы используем следующие формы работы: 1) Стендовая информация-консультация: «Роль сказки в жизни ребёнка», «Как научить ребёнка слушать». 2) Конкурс «Иллюстрация к любимой сказке». 3) Выставки книг «Моя любимая сказка», сделанных родителями совместно с детьми. 4) Драматизация сказок совместно с родителями. 5) Организация мини-музея «Книжки-малышки».                                                                                                               Я уверена, что использование сказок в работе с дошкольниками  с зпр помогает скорректировать личностные особенности детей. В коллективе нашей группы нет агрессивных детей, нет замкнутых детей. Большинство из них умеют контролировать своё эмоциональное состояние. Куда делись ссоры, споры, агрессия? Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других. Значительно обогатился словарный запас детей. В духовно-нравственном плане  дети тоже выросли .Использование сказок помогло нам сделать организованную деятельность интересной, эмоционально окрашенной. Это способствовало хорошей результативности образовательных ситуаций.

Литература: С.Румянцева «Нравственность в русских народных премудростях»,                                

                       Н.Будур «Сказочная энциклопедия»,

                       Д.А.Садовников «Сказки и предания»,

                       В.П.Аникин «Русские писатели-классики и сказка».            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Особенности детей с задержкой психического развития

Понятие задержки психического развития, нарушения познавательной. эмоциональнойсферы, межличностного общения....

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...

Особенности детей с задержкой психического развития

Данная презентация познакомит педагогов,специалистов и родителей с особенностями детей с ЗПР. Расскажет о своеобразии высших психических функций таких детей....