Особенности детей с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Корепанова Светлана Валериевна

Понятие задержки психического развития, нарушения познавательной. эмоциональнойсферы, межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osobennosti_detey_s_zpr.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Особенности детей  с задержкой психического развития»

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Что страдает?

Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

 Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений  обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире.

 Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.  В одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

 У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление.

Межличностное общение

Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.  При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Дети  не умеют полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор.

 Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, легкость смены настроений. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.  Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации.

 У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер.

 Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи.

             Если у ребёнка – дошкольника  установлена задержка психического развития, то при заинтересованности родителей  и правильной организации работы с такими детьми можно скорректировать отставание в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".

Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....

Особенности детей с задержкой психического развития

Данная презентация познакомит педагогов,специалистов и родителей с особенностями детей с ЗПР. Расскажет о своеобразии высших психических функций таких детей....