Особенности детей с задержкой психического развития
презентация по коррекционной педагогике

Андреева Светлана Сергеевна

Данная презентация познакомит педагогов,специалистов и родителей с особенностями детей с ЗПР. Расскажет о своеобразии высших психических функций таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл зпр1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗПР Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 3

Причины ЗПР 1. Неблагоприятное течение беременности, связанное с:  болезнями матери во время беременности;  хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);  токсикозами, особенно во второй половине беременности;  токсоплазмозом;  интоксикациями организма матери вследствие употребления химических и лекарственных препаратов, гормонов и др. вредных веществ;  несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору. 2. Патология родов:  травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например, асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы:  педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Слайд 4

Трудности, которые испытывают дети с ЗПР 1.Недостатки в регуляционном компоненте психической деятельности  недостаточность внимания  незрелость мотивационной сферы  общая познавательная пассивность  сниженный самоконтроль 2.Недостатки в операциональном компоненте психической деятельности  сниженный уровень развития отдельных психических процессов  моторные нарушения  нарушения работоспособности

Слайд 5

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Отставание в развитии зрительного восприятия  затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе;  затруднения в узнавании контурных или схематических изображений;  затруднения в узнавании перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений;  затруднения в узнавании сходных по начертанию букв и цифр, а также букв и цифр, написанных непривычным шрифтом;  затруднения в построении целостного образа и выделения фигуры из фона (например, нарисованные в форме треугольника три точки нормально развивающийся ребенок сразу назовет «треугольник», а для ребенка с задержкой в развитии требуется больше времени для такого заключения);  трудности вычленения частей из целого, трудности обследования предметов;  недостаточность пространственного восприятия .

Слайд 7

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Нарушения внимания  объем внимания ограниченный;  не способны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки;  отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой;  нарушение концентрации внимания;  неадекватные колебания внимания.

Слайд 8

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности памяти  уменьшение объема памяти, скорости и прочности запоминания;  наглядная память имеет преимущества над словесной в 1,5 раза;  затруднено дословное воспроизведение текста, наблюдается замена и перестановка слов;  снижена продуктивность и устойчивость произвольного запоминания;  у детей с задержкой развития объем запоминаемого материала перестает увеличиваться после некоторого числа повторений, иногда он даже уменьшается из-за утомления и истощения.

Слайд 9

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности мышления  снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны;  дети не задают совсем или задают очень мало познавательных вопросов, а расторможенные и разговорчивые дети, задавая вопросы, интересуются только внешней стороной явлений и событий;  при решении мыслительных задач у детей отсутствует этап ориентировочной деятельности (например, при решении головоломок);  к старшему дошкольному возрасту не сформирован уровень словесно-логического мышления  недоразвитие конструктивного мышления из-за нарушений пространственного восприятия.

Слайд 10

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности развития речи  бытовая речь детей с ЗПР мало отличается от речи нормально развивающихся детей;  нарушения звукопроизношения. Трудно дается звуковой анализ слов, дети недостаточно владеют звуковым образом слова и допускают ошибки при последовательном выделении звуков в слове;  словарный запас снижен, особенно это заметно по активному словарю (дети употребляют некоторые слова неточно, смешивают при употреблении сходные по произношению слова, отличающиеся одним-двумя звуками (рубашка-фуражка);  в речи детей отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных;  трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу;  недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии и т.п

Слайд 11

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР Характеризуются типичными явлениями:  сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения;  эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности,склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий.  невозможностью надолго на чем-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели.  инфантильность;  легкой утомляемостью;  отсутствием ярких эмоций;  гиперактивностью;  отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими .

Слайд 12

Сильные стороны детей с ЗПР - При отсутствии утомления и истощения дети хорошо проявляют себя при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. -Дети с задержкой психического развития внешне мало отличаются или вообще не отличаются от своих сверстников.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".

Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....

Особенности детей с задержкой психического развития

Понятие задержки психического развития, нарушения познавательной. эмоциональнойсферы, межличностного общения....