Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное.  Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их  личности.  Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

 Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к  истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.  Можно проводить посиделки, досуги,  на которых дети  будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.  Именно здесь  вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных.  Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

         Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать  детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они  никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе  –  Путешествие в прошлое.

Программное содержание

  • Учить соблюдать правила поведения в игре.

     -  Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.

     - Использовать игру для формирования интересов и способностей детей.

     -Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников.

Материал:  пульт управления, наушники, «тубы с провизией», походная аптечка, пробирки, фотоаппарат, блокнот с ручкой, микрофон, скафандр, звукозаписи, старинная изба, костюмы.

Ход игры:

“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и не обижаем!
А кто опоздает –
В небо улетает”.

Раздаётся голос.

– Как вы думаете, что это такое?

Дети размышляют.

Воспитатель: Дети, по-моему, это слышен голос. Кто-то тоскует, надо бы узнать кому так печально.

– Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.

– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. )

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Я буду руководителем полёта.

– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет ;учёного – он будет выходить из машины времени;  журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; остальные дети  будут туристами).

-Занять места в машине времени. (Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь две  остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.Перед полётом врач выдаёт всем витамины.

Руководитель полёта: Объявляю  готовность!

Штурман: Есть готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Учёным приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Учёный выходит из корабля, берёт пробы воды и воздуха,  возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел учёный в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину! Раздаётся голос, появляется домовёнок. Знакомится с туристами.

Журналист: Скажите, Кузя, кто здесь жил?

Кузя: Давно здесь жили люди, ваши прадеды, а я жил в этой избушке за печкой. Разведут старики огонь в печи, кашу варят, а мне тепло. Да и весело было тогда, соберутся они на посиделки, поют, танцуют и мне плясать хотелось. 

Журналист: А чем вы сейчас занимаетесь? Сколько вам лет?

Кузя: С тех пор не стало стариков, а я по-прежнему живу за печкой в этой ветхой избушке, только теперь мне очень скучно, я один остался. Мне уже сто лет. Проходите, посмотрите мою избу.

Журналист делает снимки на память. Кузя предлагает наряды из сундука. Дети наряжаются в старинные костюмы, веселят Кузю, поют ему частушки. Кузя даёт детям альбомы с фото на память, угощения из печки. Просится в настоящее.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, пуск.

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои материалы? ( Отдадим в музей).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

Итог игры.

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе  –  Путешествие в прошлое.

Программное содержание

  • Учить соблюдать правила поведения в игре.

     -  Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.

     - Использовать игру для формирования интересов и способностей детей.

     -Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников.

Материал:  пульт управления, наушники, «тубы с провизией», походная аптечка, пробирки, фотоаппарат, блокнот с ручкой, микрофон, скафандр, звукозаписи, старинная изба, костюмы.

Ход игры:

“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и не обижаем!
А кто опоздает –
В небо улетает”.

Раздаётся голос.

– Как вы думаете, что это такое?

Дети размышляют.

Воспитатель: Дети, по-моему, это слышен голос. Кто-то тоскует, надо бы узнать кому так печально.

– Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.

– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. )

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Я буду руководителем полёта.

– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет ;учёного – он будет выходить из машины времени;  журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; остальные дети  будут туристами).

-Занять места в машине времени. (Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь две  остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.Перед полётом врач выдаёт всем витамины.

Руководитель полёта: Объявляю  готовность!

Штурман: Есть готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Учёным приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Учёный выходит из корабля, берёт пробы воды и воздуха,  возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел учёный в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину! Раздаётся голос, появляется домовёнок. Знакомится с туристами.

Журналист: Скажите, Кузя, кто здесь жил?

Кузя: Давно здесь жили люди, ваши прадеды, а я жил в этой избушке за печкой. Разведут старики огонь в печи, кашу варят, а мне тепло. Да и весело было тогда, соберутся они на посиделки, поют, танцуют и мне плясать хотелось. 

Журналист: А чем вы сейчас занимаетесь? Сколько вам лет?

Кузя: С тех пор не стало стариков, а я по-прежнему живу за печкой в этой ветхой избушке, только теперь мне очень скучно, я один остался. Мне уже сто лет. Проходите, посмотрите мою избу.

Журналист делает снимки на память. Кузя предлагает наряды из сундука. Дети наряжаются в старинные костюмы, веселят Кузю, поют ему частушки. Кузя даёт детям альбомы с фото на память, угощения из печки. Просится в настоящее.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, пуск.

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои материалы? ( Отдадим в музей).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

Итог игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на планету Роботов"

Кто из детей не мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие к далёкой неизведанной планете? Подарите своим воспитанникам такую возможность! Постройте вместе настоящий космический корабль, ...

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы : "Путешествие в Москву на самолете"

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете» Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице нашей Родины, ее достопримечательностях.2. Углубить и...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе " Путешествие в прошлое"

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе  –  Путешествие в прошлое.Программное содержаниеУчить соблюдать правила поведения в игре.     -  Побуждать детей творчески испо...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на корабле"

              Технологическая карта конспектаДата проведения – 19.10.2017г.Возрастная группа детей – подготовительная группаТема непосре...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель:Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям детских писателей и русого народного фольклора. Развивать...

Сюжетно-Ролевая игра в старшей группе "Путешествие на Северный Полюс"

Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он бере...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в прошлое»

Увлекательное путешествие в прошлое с обыгрыванием ролей....