Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
материал по теме

Ананьева Ольга Михайловна

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_socialnogo_pedagoga_po_rabote.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы социального педагога по работе

с семьями «группы риска»

Ананьева О. М., социальный педагог

«Детский сад присмотра и оздоровления №134 «Крепыш»

                                                                           Семья – источник вдохновения,

                                                                          Где рядом взрослые и дети,

                                                                            В семье от всех невзгод спасение,

                                                                         Здесь друг за друга все в ответе.

                                                                                                     О.В. Такмакова

Семья - это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных работах наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др.  Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Наш детский сад присмотра и оздоровления с круглосеточным пребыванием детей, осуществляет педагогическую, оздоровительную, медицинскую, психологическую, реабилитационную и социальную работу с детьми дошкольного возраста с 2 до 7 лет,  с диагнозом туберкулиновая интоксикация, дети направляются областным противотуберкулезным  диспансером. Часть детей непосредственно находятся в близком контакте с тубинфицированными родителями и другими родственниками. 

Семьи приходят в детский сад на один год (реже 6 мес.), и относятся к ДОУ как к временному, т.е. не очень ориентированы на сотрудничество. Поэтому степень включенности родителей в организацию образовательно-оздоровительного процесса невелика: в основном это пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%;

Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами. Приходя в оздоровительный детский сад, большинство родителей перекладывают всю полноту ответственности за здоровье, воспитание и образование детей на работников учреждения. Контингент семей неоднороден по составу: семьи группы риска: неполные, неблагополучные, семьи опекуны.

Состав семей:

-  Малообеспеченные 28 %;

-  Одинокие мамы 16 %;

-  Неблагополучные 9 %;

-  Контактные 37%;

Из общего числа семьи группы риска составляют около 30 %.

Педагогам не всегда удается наладить доверительный контакт с семьей, т.к. трудно за короткий период пребывания ребенка в ДОУ изучить индивидуальные особенности родителей.

Категория семей социального риска нуждается в постоянной высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

 Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующей, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и  подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателями, ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, воспитатель по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, хореограф), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Примерная тематика клубов:

- «Расти здоровым, малыш!»;

     - «Как воспитать своего ребенка удачливым?»;

 - «Когда ребенок сводит с ума»;

- «Патриотическое воспитание дошкольников»»

- «Речевое развитие дошкольников» и др.

Благодаря деятельности подобных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

В нашем дошкольном учреждении широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, связанные с оформлением стендов и папок-передвижек, индивидуальные формы работы.

Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители, в силу своей занятости на работе (посменная работа) не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объема информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями, по повышению педагогической культуры, планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Наиболее эффективной формой работы, на наш взгляд, является социально-психологическое просвещение родителей при помощи издаваемого нами информационного бюллетеня. Он включает в себя следующие вопросы:

  1. характеристику познавательных интересов детей;
  2. особенности их развития в дошкольном возрасте;
  3. условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду, а так же различную консультативную информацию специалистов и педагогов нашего ДОУ.

Родители, имеют возможность, познакомится со всей размещаемой информацией на стендах и папках-передвижках в своё свободное время дома, в спокойной обстановке. Тщательно проанализировать её, и пополнить свой педагогический багаж необходимыми знаниями. Современное содержание воспитания и обучения дошкольников, научно обоснованное и подкрепленное примерами из опыта, усваивается родителями эффективнее.

Цели издания информационного бюллетеня:

  1. Повышение ответственности родителей за воспитание детей;
  2. Побудить у них интерес и желание заниматься с ним;
  3. Вызывать желание сотрудничать с детским садом.

Издаваемый нами информационный бюллетень мы назвали «Цветные ладошки». Издавая бюллетень, мы стремимся не просто подсказать актуальные направления в образовании, но и предложить некоторые способы ведения образовательного процесса в определенных направлениях. В данный бюллетень мы помещаем материал, направленный на работу родителей с детьми, консультации специалистов, педагогов, а так же предлагаем материал для совместного изучения с детьми. Мы информируем родителей, какая тема заинтересовала детей, что у детей есть небольшой объем знаний по теме, раскрыли перед ними перспективу работы. Обратную связь осуществляем через индивидуальные беседы и новые информационные листы. Выслушав предложения родителей, мы планируем дальнейшую работу по созданию информационного бюллетеня.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
      Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.  

        Мы думаем, что предложенный нами опыт работы по взаимодействию ДОУ с родителями можно использовать в любом детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

"Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями группы риска"

Семинар для педагогов ДОУ. Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений....

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...