Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.
методическая разработка по теме

Педагогам предлагаются методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в связи с обновлением содержания дошкольного образования, советы по обеспечению группового пространства разнообразными предметами и игровыми материалами для более комфортабельного пребывания ребенка в дестком саду, его эмоционального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении. 

   Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.  В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

    Организуя предметную среду в групповой помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.

   Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

   При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.

   Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программы. В таких ДОУ детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды кукол, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книжке, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть детского коллектива.

    Создавая предметно-развивающую среду, педагоги учитывают период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги педагогами и детьми.

   

Существует восемь принципов построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

   Одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться  к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить ее по разному.

  Хорошо, ели в группе есть уголок «взрослой» мебели – кухонный уголок, диван. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, и малыш не чувствует себя одиноким.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

   Для читающих детей подобраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком, уголок-лаборатория помогает им развивать любознательность, инициативность. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной инвентарь.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

   Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Важно «помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.

4. Принцип комплексирования и четкого зонирования

   Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии, со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься,  не мешая друг другу, разными видами деятельности. Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей, каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды.

(Физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, комната сказок и другие)

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

   Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

   В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер должен меняться, целесообразно ввести предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых.

7. Принцип открытости – закрытости.

   Дети приобщаются к миру прекрасного, они учатся слушать и различать звуки, наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию « Я- образа».

8. Принципы учета половых и возрастных различий детей.

   При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы. Наклонности мальчиков и девочек.

    Предметную среду необходимо проектировать с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития», на завтрашние детей. Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные, произведения профессионалов.

   Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие воспитанников. Краски группы должны поднимать настроение. В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно если освещен каждый уголок. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для развития сферах жизни. Возможности организации и обогащение расширяются  при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной, развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

   Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей.

   Особенности организации предметно- пространственной среды второй младшей группы. Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на   пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младшей группе, лучше  тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети во второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом а не вместе.

   У младших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости.  Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступенями, физкультурно-оздоровительный комплекс.

  Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов.  Предметы подбирать желательно чистых цветов, четкой и желаемой формы, разных размеров, они должны быть выполнены из безопасных для здоровья ребенка материалов. Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактически игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм. Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников – в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать. Для таких детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь: машина «скорой помощи», «кукла-доктор» и т.д. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок  к активному действию – внешний стимул.

   Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательны, яркими, броскими и довольно часто их нужно менять.

    Рекомендуется во второй младшей группе отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» дел лучше размещать ближе к источнику воды, на полку следует поставить емкости переливание воды, резиновые надувные мелкие игрушки, формочки, ведерки.

    Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные доски для рисования с палочками, восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию  первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол. Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Та как пальчики неумелые действия импульсивные и плохо скоординированные следует насыщать сразу книгами с прочными листами из плотной бумаги. Обязательно в группе должны быть материалы для  театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

   Маленький ребенок познает не только окружающий мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки на которых изображены люди разного возраста, с отражением разных эмоциональных состояний, с разной внешностью. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах, чтобы каждый малыш мог видеть, а уголок ряженья позволить ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения,  познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

    Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.

     Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. И так, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но само главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

консультация для педагогов "Методические рекомендации к организации предметно-развивающей среды ДОУ"

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образ...

Методические рекомендации по организации предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам

Организация предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам. Методические рекомендации...

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении

методические рекомендации для педагогов по организации предметно - развивающей среды в ДОУ...

«Методические рекомендации по организации предметно – развивающей среды для детей раннего дошкольного возраста»

В методической разработке представлены рекомендации по организации образовательного пространства для детей младенческого и раннего возраста...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:Содержательно-насыщенной, развивающей;Трансформируемой;Полифункциональной;Вариативной;Доступной;Безопасной;Здоровьесбере...