ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"
материал по теме

Долгунина Наталья Геннадьевна

мои  рассуждения  по  поводу....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

        

          ЭССЕ

ПРЕДАНЬЯ     СТАРИНЫ   ГЛУБОКОЙ

«НАРОД, КОТОРЫЙ  НЕ  ЗНАЕТ  СВОЕЙ  КУЛЬТУРЫ

        И  ИСТОРИИ,-  ПРЕЗРЕНЕН  И   ЛЕГКОМЫСЛЕНЕН».

                              Н.М.  КАРАМЗИН

Древние  говорили, что  для  абсолютного  счастья  человеку  необходимо  славное  Отечество.  Но  как  теперь  в  обстановке  вскрывшейся  исторической  лжи, тяжелого  быта  современной   жизни  воспитывать  преданность  Отечеству  и  гордость  за  него?  Наверное, самый  благоприятный  путь – возрождение  забытых  национальных  ценностей.  К  счастью, детство – то  время, когда  возможно  подлинное, искреннее  погружение  в  истоки  национальной  культуры. Каждый  народ  имеет  национальную  культуру,  в  которой  существуют  пласты  народной  и  авторской  культуры.  Национальная  культура  отражает  конкретные  особенности  группы  людей, живущих  достаточно  продолжительное  время  на  одной  и  той  же  территории  и  имеющих  кровное  родство.

Таким  образом, национальная  культура  находится  в  гармонии  с  национальным  характером (вспомним  различия  темпераментов  северянина  и  южанина). Она  психологически  адекватно  выражает  и  реализует  его  в  художественной  форме.

Родная  культура  входит  в  сознание  человека  так, как  гены  отца  и  матери  входят  в  его  тело,-  на  правах  порождающего  начала.  С  культурой  других  народов,  с  мировой  культурой  человек  вступает  в  диалог, взаимодействуя  с  ними  с  позиции  одной, уже  «присвоенной»  культуры.  Целостность  этических  и  эстетических  идеалов, системы, ценностей  и  реализующих  эту  систему  в  жизни  моделей  поведения  очень  важна  для  формирования  личности  ребенка  в  дошкольном  возрасте, когда  все  впитывается  не  на  уровне  знания, а  на  уровне  образа  жизни. Например, имеется  целый  обряд  традиций, связанных  с  пестованием  ребенка.

Опираясь  на  свой  многолетний  опыт  по  данной  теме, могу  с  уверенностью  сказать,  что  воспитатель  детского  сада  имеет  значительно  больше  возможности  для  воспитания  детей  в  духе  родной  культуры, нежели  школьный  учитель.  Потому  что  он  именно  живет  вместе  с  детьми, и  фольклор  может  стать  не  предметом  изучения, а  частью  этой  естественной  бытовой  жизни,  украсив  и  одухотворив  ее.

Мы  мало  задумываемся  о  том, насколько  культурно -  эклектична  та  среда, в  которой  растут  дети  сегодня.  Они  слушают  русские  народные  сказки – и  тут  же  смотрят  мультфильмы «ПРО  Смешариков».  Нередко мы - воспитатели,  учителя  предлагаем  детям  классическую  музыку, а  сами  признаемся, что  предпочитаем  песни  Ю. Антонова, например.

Думаю, перед  каждым  воспитателем,  начинающим  работать  с  детьми  должен, прежде  всего, встать  вопрос: А  что  такое  для  него  самого  русская  культура?

Ощущает  ли  он  себя  ее  носителем?

Многим  людям  импонирует  культурный  космополитизм.  Однако если  вместо  целостной  культуры  ребенок  получит  в  качестве  питательной  среды  хаотический  набор  элементов  разных  традиций, это  таит  в  себе  угрозу  развития  равнодушия.  Жизнь  в  русле  родной  культуры  не  может  быть  навязана  педагогу  ни  старшим  воспитателем, ни  другим  каким – то   лицом. Она может  быть  только  результатом  свободного  выбора  свободного  человека, который  видит  именно  в  этом  благо  для  детей  и  чувствует  пульс  родной  культуры  в  себе  самом. Безусловно, национальная  принадлежность  сама  по  себе  не  обязывает, не  обеспечивает и  не  предполагает, что  родной  для  человека  станет  культура  именно  этого  народа. Если  русский  ребенок  рождается, скажем, в  Германии, родным  языком  для  него  скорей  всего  станет  немецкий, а  душа  его  будет  питаема  не «березовыми»  пейзажами.

Но  что  же  такое  та  самая  ностальгия?

-Стремление  к  земле  предков? О  которой  мы  слышали  от  эмигрантов  не  только  первого,  но  и  второго, и  третьего  поколения.

Генетическая  память?  Факт  остается  фактом: история, образ  жизни  предков  продолжают  отзываться  эхом  в  человеке  через  несколько  поколений. В  каждом  районе, а  раньше  и  в  каждой  деревне, существуют  свои  особые  традиции  в  песенном, декоративно – прикладном  искусстве, манере  речи. Очень  важно  знать  культурные   особенности  того  места,  где  вы  живете.

Фольклористы  выделяют  северную, южную и  среднерусскую  традиции  пения. Но  из  моих  бесед  со  старыми  жителями  выяснилось, что  даже  жители  двух  соседних  сел, деревень,  принадлежащие, несомненно, к  одной  традиции, могли  по- разному  петь  одну  и  ту  же  песню, причем  это  передавалось  из  поколения  в  поколение  так  же, как  узоры, вышивки  или  украшения  наличников  окон.  

Русская  культура, это  интереснейшая  и  богатейшая  славянская  культура, которая  отходит  от  ствола  древней  индоевропейской  единой  культуры. Она   имеет  собственную  мифологию, не  уступающую  греческой.  К  сожалению, в  наше  время  мало  кто  может  гордиться  хорошим  знанием  славянской  мифологии и  истории.

Вместе  с  тем  по – настоящему  понять  русскую  национальную  культуру  невозможно, не  проникнувшись  своеобразным  духом, присущим  культуре  народной.  Величайшие  художники, музыканты, поэты, неоднократно  писали и  говорили  о  том, как  много  значило  для  них  общение  с  культурой  народа.  Достаточно  вспомнить  до  тоски  доходящую  пожизненную  тягу  Л.Н. Толстого к «простым  людям».

П.И.Чайковский  писал: «Я  вырос  в  глуши, с  детства,  с  самого  раннего, проникся,   неизъяснимой  красотой  русской  народной  музыки…Я  до  страсти  люблю  русский  элемент  во  всех  его  проявлениях. Я  русский  в  полном  смысле  слова…»  В  обоих  культурах( русской  народной  и  авторской) есть  глубинная  связь  и  единство, ибо  то  и  другое  выражают  Дух  народа. Только  глубоко  вникнув  в  какую – то  одну  культуру, человек  может  воспринимать  и  по  достоинству  оценивать  другие. Ведь  невозможно  постигать, понимать  и  любить  все  одновременно. Что – то должно  стать  в  жизни  особенным, как  говорил  Маленький  Принц : «Какая – то  роза  должна  быть  одной  в  целом  мире»  иначе  человек  никогда  не  поймет, в  чем  суть  розы.

Мне  кажется  естественным, если  для  многих  детей  этой  розой, единственной  во  всем  свете, станет  родная  русская  культура. А  когда  они  вырастут, то  смогут  услышать  многоголосье  культур,  звучащих  в  едином  Хоре  Человечества, и  различать  совершенно  неповторимую, теплую, нежную  и  радостную  интонацию  звучания  культуры  своего  народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...