Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лариса Анатольевна Журавлева

В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого дошкольного образовательного учреждения.  Будущее время будет отличаться от настоящего, но уже сейчас нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем. Экономика  и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с тем, что нет модели знакомства детей дошкольного возраста с экономикой. В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают», «продают» и «расплачиваются» за покупки деньгами. Чтобы понять внутреннее состояние  каждого ребенка моей группы, оценить их потребности и возможности, скорректировать представления об экономических понятиях в доступной форме я много беседовала с детьми и их родителями. А так как ведущей деятельностью воспитанников являются игры, я и решила начать знакомство с элементарными знаниями по экономике через ролевые, дидактические, развивающие игры и старалась предусмотреть тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. При опросе детей в начале своей проектной деятельности я выяснила, что многие дети слышали такое слово «экономика», но не знают, что оно обозначает, имеют малый запас знаний по экономическому образованию. В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям эти знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Экономика и дети»

Поэтапная реализация работы по проекту.

Блок

Основные идеи

1 этап

Предварительная работа

2 этап

Основной

Расширение и углубление темы

3 этап

Заключительный

Решение практических задач

Связь с другими

видами деятельности

        Потребности

                 

             

                     

Производители и                                            

ресурсы.

Обмен и деньги. Цена.

Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика.

Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Очень важны потребности в еде, одежде, питье, обуви, безопасности жизни и здоровья.

Для изгототовления любого товара необходимы ресурсы. Они бывают разные – это природные, капитальные, человеческие.

Дать детям знания о производителях товаров (продуктов труда).

Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения потребностей человека. Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Цена – некоторое количество денег, которые люди платят за ту или иную единицу товара или услуг.

Хороший хозяин в семье – это  одно из условий ее благополучия. Умение экономить, планировать – это искусство, которому  люди учатся всю жизнь.

Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хочется пить, когда нужно одеться или умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку.

Выяснение с детьми, в чем именно заключается потребность: нужны ли им определенные предметы или забота, сочувствие, откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги.

Ознакомление  детей с разными профессиями.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свою помощь.

Во время наблюдений, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми. Уточнить понятие «товар».

Проведение ситуативных игр «Семья», «Магазин» во время которых дети производят  и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

Привлечение детей к производству рекламы.

Пребывание детей в «безденежном» обществе – игра без «денег»  (обмен товарами и услугами).

Обсуждение вопроса, почему люди осуждают такие качества, как неряшливость, расточительность, жадность, такие явления, как воровство, ложь, а достойными считают доброту, честность, щедрость, благородство, трудолюбие, способность сочувствовать. Дать детям понятие ценностей жизни.

Оказание помощи детям в общении друг с другом, выявление интересов каждого.

Обсуждение с детьми, в чем заключаются потребности, выделение из этого разнообразия экономических потребностей.

Ознакомление детей с экономической категорией «потребность».

Расширение представлений детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди.

Развитие творческих способностей, способности детей участвовать в дискуссиях.

Расширение представлений о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования.

Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для производства. Ознакомление детей с видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди)

Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара или услуги. Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

Развитие у детей умения заботится об уюте помещений, эстетике быта, о порядке и чистоте в окружающем жизненном пространстве. Знакомство с понятиями   бережливый, хозяйственный, добрый, честный, запасливый. Показывать детям образец достойного поведения в быту (отношение к воде, свету, вещам.) Проведение ТРИЗ-игры «Быть добрым хорошо или плохо».

Выяснение причин, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, воздух, мед.. помощь и др.)

Обсуждение, что необходимо для удовлетворения потребностей, какие нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена питания, качество товаров, необходимость в книгах).

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг. Решение задачи «как появляется новая тетрадь». Выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Вспомнить о долгом, трудном процессе выращивания леса.

Ознакомление с понятием «экономия ресурсов».

Уточнить, зачем людям деньги, где и что покупают люди, какие бывают деньги. Обсуждение понятия «семейный бюджет», семейный «доход», «расход». Выяснить, что заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Что такое сбережения? Знакомство с денежными единицами других государств.

Воспитание полезных привычек: соблюдать чистоту, пользоваться бережно всем, что дают детям для игр и труда, не тратить зря ничего, а использовать для разнообразных занятий (культура деятельности, умение быть занятым).

Дать детям представления о том, что предметный мир(вещный мир) – это рукотворный мир, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к нему нужно относится с уважением.

Труд в природе – уход за растениями.

Ознакомление с окружающим – наблюдения за живой и неживой природой, взаимосвязи явлений в природе.

Развитие речи – умение рассказать, объяснить, сформулировать свое мнение.

Этика общения – беседы, театрализованные игры по правилам поведения.

Художественная литература – чтение книги Г. Остера «Вредные советы». Отгадывание загадок.

Ручной труд – изготовление шкатулок из картона.

Изобразительная деятельность – рисование на тему «Моя семья».

Математика – представление о множестве, понимание терминов «больше-меньше», на сколько больше, меньше».

Чтение художественной литературы – В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?», Б. Заходер, С. Баруздин, заучивание пословиц

Викторина «Что, где, когда». Дидактические игры «Что из чего сделано?», «Путаница». Составление морфологической таблицы «Из чего сделано?»

Изобразительная деятельность – рисование на темы: «Кому спасибо говорим», «Кем я хочу быть».

Логика – игра «Пятый лишний».

Конструирование – «Найди замену недостающей детали».

Экскурсия в прачечную.

Обучение грамоте – разгадывание кроссвордов.

Познавательное развитие – беседа на тему: «История жизни древних людей».

Ручной труд – изготовление поделок из природного  и бросового материала.

Художественная литература – чтение произведения В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», р. Н. с. «Петушок и бобовое зернышко, «Гус-лебеди».

Игра ТРИЗ – «Хорошо-плохо».

Составление морфологических таблиц «Какие бывают деньги», «Расходы семьи».

Изобразительная деятельность – рисование денег для игры, «Комната в которой я живу».

Дид. игра « Витрина какого магазина ».

Математика – решение задач в пределах 10.

Ручной труд «Продлим жизнь книге». Изготовление предметов обихода из бросового материала (пластмассовых бутылок, крышек от флаконов, использованных фломастеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Поэтапное формирование устной речи у детей при ОНР. Двусоставное предложение (3-ий этап обучения).

РАЗВИТИЕ  ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.Задание 8.  Научить детей понимать и определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие - одному лицу или нескольким."Покажи, где маль...

Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе.

Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе....

ПЛАН ПОЭТАПНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ

В плане поэтапной работы с родителями детей с ОВЗ представлены основные этапы взаимодействия в течение учебного года с указанием темы и целей встреч....

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....