Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ
методическая разработка по теме

 

 

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

По мнению Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, И.Ф. Свадковского и др. именно исследовательские методы обучения, построенные на методах самостоятельного, творческого поиска индивидуализируют учебно- воспитательный процесс.   Исследовательский метод обучения- это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления к самостоятельному изучению.

Поэтому наша задача – создать условия для профессионального роста и развития педагогов в системе непрерывного образования, исследовательского подхода к организации  единого образовательного пространства.

Эффективным в развитии профессионального уровня явилось приобщение педагога к исследовательской деятельности в процессе организации таких форм работы как деловые игры. Деловые игры позволили активизировать методическую работу и существенно ускорить формирование теоретических знаний, исследовательских функций, которые влияют на повышение эффективности деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_issledovatelskiy_metod_obucheniya.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

ИССЛЕДОВАЕТЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ


Составила: Скляренко Г.Н., старший воспитатель первой квалификационной категории, п. Каркатеевы, Нефтеюганский район, ХМАО-ЮГРА

Цель: Вооружение педагогов теоретическими знаниями, практическими умениями по применению исследовательского метода в ДОУ.

Задачи:

  1. Помочь педагогам понять актуальность исследовательского обучения, его значимость, необходимость.
  2. Научить педагогов использовать на практике методы и приёмы, в исследовательском обучении дошкольников.
  3. Развивать творчество у педагогов через  игры - тренинги.

Атрибуты игры:

 Эмблемы на 2 команды «любознательных», «творческих»; кроссворд (схема), песочные часы,  аудиокассета со спокойной музыкой, фломастеры (2пачки), альбомные листы (2), мольберт; цветок  с вопросами на лепестках,  с изображением букв,  героев сказок, карточки с цифрами для жюри.

Предварительная работа с педагогами:

 Консультация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребёнка».

 Изучение литературы:

  1. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду.
  2. Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания.
  3. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности ДОУ.
  4. Детский сад от А до Я, 2004 № 2.
  5. Одарённый ребёнок» 2003 № 5.

Правила игры:

- умение слушать других;

- выработка общего решения вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента;

- не оспаривать оценку жюри;

Ведущий: старший воспитатель.

ПЛАН:

  1. Игра на сближение «Круг»
  2. Беседа «Исследовательское обучение», её актуальность, значение».
  3. Конкурс «Педагогическая разминка».
  4. Упражнение «Телеграмма».
  5. Конкурс «Сочиняем сказку».
  6. Конкурс «В гости к сказке».
  7. Конкурс «Угадай, кто это?».
  8. Конкурс «Разгадывание кроссворда».
  9. Рефлексия.

10.Награждение участников.

 ХОД:

1.

Игра на сближение «Круг».

2.

Ведущий. Уважаемые коллеги, тема нашей  деловой игры  «Исследовательский метод обучения в ДОУ».  Нам необходимо выбрать жюри (заведующая, психолог, логопед), и в процессе игры соблюдать следующие правила (рассказывает правила). Скажите, пожалуйста, как вы думаете: исследовательское обучение на что направлено? есть ли необходимость применения его в д/саду, каково его значение?» (рассуждения педагогов).

Ведущий делает вывод.

В педагогической психологии и педагогике термин «исследовательское обучение» именуется как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

По мнению А. Савенкова:  попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времён, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике. В образовании по – прежнему преобладает традиционное обучение, которое строиться преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского  поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин.  Благодаря этому обучению у ребёнка утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. «Информационно – рецептурное» обучение, основано на «подражании», «повторении» (В.Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка.

А. Савенков утверждал, что в общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которое накопило человечество…». Многим даже не догадываются, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того, когда родители впервые ведут его в детский сад.

В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку, и требуются в самых разных сферах. В наше время исследовательское поведение рассматривается – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности. Обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.

Исследовательское поведение выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

3.  Конкурс «Педагогическая разминка»

Воспитатели делятся на 2 команды,  располагаются за полукруглым столом, где лежит цветок  с вопросами на лепестках. Каждый участник выбирает себе лепесток: члены одной команды – белые, другой – жёлтые. Команда готовится одну минуту. Затем начинают отвечать по кругу.  

Оцениваются:

- правильность ответов;

- содержательность ответов;

- общее время команды, затраченное на ответы.

Оценивание проходит фишками по пятибалльной системе.

Вопросы.

1.        Объясните понятие «исследовательская, поисковая активность», «исследовательское поведение».

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, внутреннее стремление к исследованию, которое порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важных источников получения ребёнком представлений о мире, которая выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

2.        Что является мотивацией исследовательского поведения.

Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда же относится познавательная активность – направленная на познание ради самого познания. Функция исследовательского поведения – поиск, экспериментирование и обработка полученной информации.

3.        Формирование, каких умений и навыков  происходит при решении исследовательских задач.

  1. Умение видеть проблемы;
  2. Умение задавать вопросы;
  3. Умение выдвигать гипотезы;
  4. Умение давать определения понятиям;
  5. Умение классифицировать;
  6. Умение наблюдать;
  7. Умение и навыки проведения экспериментов;
  8. Умение структурировать полученный в ходе исследования материал;
  9. Умение делать выводы и умозаключения;
  10. Умение доказывать и защищать свои идеи.
  1. Раскройте продуктивный метод обучения.

Выделяют два вида продуктивного метода – частично – поисковый и исследовательский.

Частично – поисковый метод предполагает, что ребёнок часть работы по добыче знаний берёт на себя. Исследовательский метод – что путь ребёнка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск

Исследовательский метод рассматривается как один из основных путей познания, наиболее  полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения.  Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Однако необходимо учитывать, что

во-первых, репродуктивный методы - это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщённого и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не обязательно добиваться того, чтобы каждый ребёнок всё открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества;

во – вторых, исследовательский метод даёт больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами.

  1. Объясните понятие «дивергентное мышление».

Известный американский психолог первым  предложил поделить мышление на два вида: дивергентное и конвергентное.

Дивергентное мышление (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Именно этот вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Он  тесно  связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных, оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также оригинальность, беглость (продуктивность) мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др. свойства.

  1. Объясните понятие «конвергентное мышление».

Конвергентное мышление   (от лат. Convergntis – сходящийся), или иначе говоря логическое , последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах имеющих единственный, правильный ответ. Задачи такого рода имеют жёсткую структуру, их решение достигается только путём использования определённых правил, алгоритмов, схем. Развитие конвергентного мышления очень важно для становления умственных способностей в целом. Этот вид мышления  активно задействован в исследовательском поведении, в особенности на этапах проверки и доказательства гипотез, на этапе систематизации полученных сведений.

4.  Упражнение «Телеграмма» для двух команд пауза.

Цель: формирование навыков вербального взаимодействия, ассоциативный тренинг.

В ходе многократного  выполнения данного упражнения развивается восприятие, умение включаться в общий информационный поток, улавливать мысли партнёра.

Задание:

- каждой команде предлагается послать друг другу телеграммы (на карточках для каждой команды даётся свой набор букв), которые объединяют начальные буквы слов. Можно использовать знаки препинания, предлоги. Важно настроится на общую волну, и попытаться составить как можно близкий по смыслу (набору слов) текст.

Оценивается экспрессивная, смешная или жизнерадостная телеграмма, составленная в течение 2 мин. Выносится одинаковое количество баллов каждой команде.

 5.  Конкурс - игра «Сочиняем сказку» (по методике И.В. Вачкова).

Задание:

Каждый член команды вытягивает наугад карточку с изображением сказочного героя мужских или женских персонажей.

Через 15 минут разыграть сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

Оценивается быстрота и оригинальность.

Дополнительный балл получает та команда, которая ответит сразу на вопрос: какой вид мышления развивается в этом задании.

  1.  Конкурс «В гости к сказке».

Задание каждой команде: за три минуты нарисовать сказку. Угадывают соперники. Оцениваются оригинальность и быстрота ответов.

1 команда

«Крошечка – хаврошечка»

2 команда

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1.  Конкурс «Угадай, кто это?»

Каждый участник получает карточку с именем, какого – либо сказочного героя. Необходимо мимикой и жестами объяснить своей команде, что это за герой. Остальные члены команды пытаются быстро угадать изображаемый персонаж.

Выигрывает та команда, которая затратит на угадывание меньше времени.

1 команда

  1. Царевна Несмеяна.
  2. Соловей Разбойник.
  3. Алладин

2 команда

  1. Кикимора.
  2. Красная Шапочка.
  3. Кот в сапогах.
  1.  Конкурс «Разгадывание кроссворда» (Приложение 1)

По горизонтали:

  1. План, замысел, поэтапное движение к цели.
  2. Способ исследования, путь научного познания и установления истины.
  3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
  4. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждение фактами для того, чтобы стать научной теорией.
  5. Опыт, попытка осуществить что–либо.
  6. Человек склонный к приобретению знаний, пытливый.
  7. Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (творческое отражение человеком действительности).
  8. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

По вертикали:

Ключевое слово

Обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Вопрос: как можно связать этот набор отгаданных слов.

Ответы.

По горизонтали:

  1. Проект.
  2. Метод.
  3. Проблема.
  4. Гипотеза
  5. Эксперимент.
  6. Любознательный.
  7. Мышление.
  8. Творчество.

По вертикали: ключевое слово исследовательское (обучение).

10.  Рефлексия.

11.  Награждение участников

Приложение 1

 

8.

3.

1.

6.

7.

5.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод обучения

учим задавать вопросы...

исследовательский метод обучения в доу

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать э...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...

1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"

Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность....

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...