ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
статья по теме
Предлагаемый материал поможет родителям и воспитателям не упустить время для коррекции задержанного развития, ведь чем раньше с ребёнком начнут работать специалисты, тем больше вероятность выйти на "норму" развития к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
/страничка учителя – дефектолога/
Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психическо го развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспита ние ребенка (В.И. Гарбузов, 1990).
К 1 году – ребенок использует 7-14 слов, сосредоточен но занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1,5 годам – словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращен ную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что?», «Кто?».
К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, при лагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов сви детельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.
К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносо чиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понима ет, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3,5 годам – осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со свер стниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам – способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос – «Почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.
К 4,5 годам – способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «Зачем?»
К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отче ство, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и пого ворок, он легко видит сюжетную связь картинок и состав ляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычле няет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентиру ется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Зная внешние, поведенческие нормативы психомотор ного развития дошкольника, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психичес кого развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным эта пом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызываю щие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-143856-1352881669.jpg)
Рекомендации инструктора по физической культуре "Двигательная активность — важнейшее условие нормального развития ребёнка"
Организация двигательной активности – одно из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка.Практика показывает, что та...
Примерные ориентиры нормального развития ребенка
Примерные ориентиры нормального развития ребенка. Отставание в психическом развитии. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития....
Ориентиры развития ребёнка
Данный документ содержит примерные ориентиры нормального развития ребенка дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598803-1424698128.jpg)
Буклет. Целевые ориентиры развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Раздаточный материал для консультаций родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083344-1542639785.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет".
Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка....