Примерные ориентиры нормального развития ребенка
методическая разработка
Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка (В. И. Гарбузов, 1990).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерные ориентиры нормального развития ребенка
Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка (В. И. Гарбузов, 1990).
Итак:
К 1 году – ребенок использует 7–14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1,5 годам – словарный запас ребенка составляет 30 - 40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что?», «Кто?».
К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.
К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3,5 годам – осваивает конструирование, появляются, элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со сверстниками. Ребенок эмоционален : самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам – способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос - «Почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетноролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40–50 мин.
К 4,5 годам – способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «Зачем?»
К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра, в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Зная внешние, поведенческие нормативы психомоторного развития дошкольника, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
Предлагаемый материал поможет родителям и воспитателям не упустить время для коррекции задержанного развития, ведь чем раньше с ребёнком начнут работать специалисты, тем больше вероятность выйти на...

Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
Примерная индивидуальная программа развития содержит такие основные разделы коррекционной работы с ребенкос с ОВЗ как: мышление, развитие речи, сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики....
Показатели нормального развития ребенка 4 лет.
У ребенка в этом возрасте должны быть сформированы математические навыки, речь, логическое и образное мышление. Дложны быть приобретены базовые знания и умения, в том числе умение ориентироваться в ок...
Показатели нормального развития ребенка 5 лет
В возрасте пяти лет дети чувствуют себя уже достаточео взрослыми. У них наступает заключительная стадия развития речи. Интеллектуальное развитие в этот период достигает пика. К пяти годам ребенок стан...
Примерные ориентиры нормального развития ребенка
Примерные ориентиры нормального развития ребенка. Отставание в психическом развитии. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития....
Методическая разработка ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ребенка с ЗПР (6 - 7 лет)
Рекомендовано для работы с детьми с ЗПР...

Консультация «Показатели нормального развития ребенка раннего возраста»
В раннем возрасте наиболее интенсивно идет развитие когнитивной сферы, чему способствует разнообразная предметная деятельность. Ребенок выделяет свойства предметов, с которыми взаимодействует и устана...
