Консультация «Показатели нормального развития ребенка раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Скутилина Инна Станиславовна

В раннем возрасте наиболее интенсивно идет развитие когнитивной сферы, чему способствует разнообразная предметная деятельность. Ребенок выделяет свойства предметов, с которыми взаимодействует и устанавливает простейшие связи и отношения между ними. В результате наиболее активно развивается восприятие, наглядно-действенное мышление (Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже, В.С.Мухина и другие).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются в развитии телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии орудийных и соотносящих действий, в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков, в развитии воображения и памяти, в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности (В.С.Мухина).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Показатели нормального развития ребенка

раннего возраста»

В раннем возрасте наиболее интенсивно идет развитие когнитивной сферы, чему способствует разнообразная предметная деятельность. Ребенок выделяет свойства предметов, с которыми взаимодействует и устанавливает простейшие связи и отношения между ними. В результате наиболее активно развивается восприятие, наглядно-действенное мышление (Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже, В.С.Мухина и другие).

На втором году жизни познавательная деятельность ребенка находится на уровне «действий по подражанию» (С.А.Домишкевич) – малыша интересует сам процесс деятельности, возможности планирования еще практически отсутствуют. На третьем году обычно начинается переход к более высокому уровню.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются в развитии телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии орудийных и соотносящих действий, в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков, в развитии воображения и памяти, в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности (В.С.Мухина).

Г.М.Бреслав, описывая развитие личности ребенка ранноего возраста, справедливо отмечает, что одним из ведущих признаков становления самосознания является эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение: ребенок помнит о своих переживаниях и предвкушает их.

Уровень психического реагирования в этом возрасте соматовегетативный (В.В.Ковалев). поэтому на эмоциональный стресс ребенок часто реагирует соматическими симптомами (повышением температуры, рвотой и т.п.).

В раннем возрасте наблюдается вариативность показателей развития: так у одного ребенка в два года имеется развернутая  и грамматически оформленная фразовая речь, а у другого – простая фраза; один преимущественно опрятен уже в год, а другой отказывается от горшка еще и в полтора; кто-то в два года может нарисовать «человека» - головонога, а кто-то оставляет только каракули.

Отечественная схема оценки психического развития детей раннего возраста разработана учеными ЦОЛИУВ (Э.Л.Фрухт, О.М.Печора и другие). Она предусматривает оценку сенсорного развития, игры, речи понимаемой и активной, навыков и движений.

1 год 3 месяца – длительно ходит, меняет направление, приседает, наклоняется, забирается на диван и слезает с него. Воспроизводит в игре разнообразные разученные действия. При просьбе дать определенный предмет достаточно часто смотрит на нужный, но дает не его, а более привлекательный. Повторяет действие многократно (щелкает выключателем, открывает/закрывает дверь и т.п.). Малыш помнит сильные эмоциональные переживания (может заплакать при виде человека, который вчера делал ему укол).начинает самостоятельно есть густую пищу ложкой, но еще неаккуратно.

1 год 6 месяцев – сам садится на стульчик, поднимается по лестнице, ставя ноги на каждую ступеньку. Может зажать карандаш в кулаке и водить им по бумаге, оставляя каракули, толкнуть мяч ногой, построить башенку из трех кубиков. Показывает части тела. Говорит несколько слов. Слово «Нельзя» становится регулятором поведения, хотя и весьма относительным. Начинает заботиться – приносить тапочки. Появляются устойчивые желания (спать с любимой игрушкой). Эмоциональная память проявляется ярче – тянет маму за руку к магазину, где ему покупают конфеты. Возвращаясь с прогулки, знает свою квартиру.

1 год 9 месяцев – начинает слушать сказки, смотреть книжки с картинками, понимает несложные рассказы по иллюстрации. Узнает изображения предметов, знакомые лица на фотографиях, себя в зеркале. Произносит несложные предложения. Пытается получить одобрение взрослого за свои действия. Самостоятельно ест как густую, так и жидкую пищу.

2 года – прыгает на двух ногах, может недолго постоять на одной ножке. Открывает дверь, поворачивая ручку. Устанавливается ведущая рука. Пользуется местоимениями «мне», «мой» и некоторыми глаголами. Понимает короткий рассказ о знакомых по опыту событиях, о чем свидетельствуют короткие ответы на вопросы по этому рассказу. Появляются любимые стишк, сказки, песенки. Может «сопереживать» плачущему ребенку. Умеет одеваться с небольшой помощью взрослого.

2 года 6 месяцев – начинается использование предметов-заместителей. Появляется местоимение «я», знает свой пол. Появляется фразовая речь, которая еще может быть грамматически несовершенной. Самостоятельно одевается и раздевается, но не умеет застегивать пуговицы. Начинает понимать смысл мультфильмов, любит их смотреть. Стремиться к контакту с некоторыми детьми. Достаточно долго помнит о своих желаниях.

3 года – становится «разумным»: начинает задавать вопросы «почему», «кто», «что». Понимает, чего он хочет, чего боится и т.п. перестает говорить о себе в третьем лице. Может рассказать о каких-то событиях. Начинает рисовать, узнавая в своих каракулях образы. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги, ловит мяч двумя руками и прижимает к себе, наливает воду в чашку из кувшина. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы. Пользуется туалетом в дневное и ночное время.

Кризис трех лет, завершающий ранний возраст, обычно заканчивается переходом на качественно новый уровень социализации, когда ребенок осознанно воспринимает взрослого как некий эталон поведения и активно стремится подражать ему.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Показатели нормального развития ребенка 4 лет.

У ребенка в этом возрасте должны быть сформированы математические навыки, речь, логическое и образное мышление. Дложны быть приобретены базовые знания и умения, в том числе умение ориентироваться в ок...

Показатели нормального развития ребенка 5 лет

В возрасте пяти лет дети чувствуют себя уже достаточео взрослыми. У них наступает заключительная стадия развития речи. Интеллектуальное развитие в этот период достигает пика. К пяти годам ребенок стан...

Консультация для родителей "Развитие ребенка раннего возраста (1-3 лет)"

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...