Сложная математика - это легко
материал по теме


В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому.

В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Доказано, что у дошкольников можно сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.

Главную роль в этом формировании играет обучение. Выготский утверждал, что обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой. Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития»,он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям самостоятельной деятельности детей, но и по тем возможностям, которые ребёнок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.

В последнее время произошёл явный крен в сторону обучения дошкольников в основном на занятиях при использовании типично школьной формы организации детей и методов обучения. При этом идея подготовки к школе часто отодвигает все остальные задачи детского сада на второй план, насаждая школьно-урочные формы обучения в детском саду. Дети стараются приспособиться к несвойственной их возрасту ситуации, что гасит у них интерес к знаниям. Знания, полученные при таком обучении, чаще всего формальны, нестойки, не оказывают положительного влияния на общее развитие детей. Таким образом желаемый эффект не достигается.

На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в душу ребёнка семена познания.

Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Развивая у детей математические способности, я использую проблемно-поисковый метод, который даёт ребёнку возможность осмыслить учебный материал, а затем опираясь на значимый для него вопрос самостоятельно найти решение задачи. Создавая проблемные ситуации и постоянное сотрудничество с моими детьми, позволяет мне не заботиться о поддержании дисциплины, мне почти не надо следить за тем,

чтобы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется.

Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию и процесс решения игровой или практической задачи, помогают друг другу.

Эффективный результат моей работы обеспечивается следующими принципами:

-обучение дошкольников началам математики должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей;

-ребёнку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;

-воспитатель организует игровую и практическую деятельность детей так чтобы малыши постоянно находились в зоне их ближайшего развития.

В процессе обучения элементарной математике дети получают огромный сенсорный опыт. Первостепенное значение имеет наглядность, обеспечивающая связь между конкретным и абстрактным. Принцип наглядности в обучении обеспечивает правильно подобранный дидактический материал, который должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным.

Развитие элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения возможно не только дать определенную сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В природе регулярно повторяется смена времён года, дня и ночи, лунных фаз. Эти явления вызываются суточным вращением земного шара, движением луны вокруг Земли, а также движением земли вокруг солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени-сутки, неделя, месяц, год. Сутки как мера времени имеют свою количественную характеристику-24 часа. Сутки принято делить на 4 части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца.

Дети должны научиться соотнести обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени, определять промежуток времени по характерной для него деятельности и внешним объективным признакам. Поэтому рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшей группе детского сада с различия частей суток. А в средней группе-уметь определять последовательность частей суток.

Время определяется ребёнком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки нестабильны, зависят от времени года, от географического положения. При определении времени суток имеет значение индивидуальный опыт ребёнка. Признаки ночи могут быть характерны для детей , у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта учитываются при обучении детей различению частей суток. Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

В режиме дня ребёнка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определённое время виды

деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон.

Работая с трёхлетними детьми ,на первых занятий надо использовать личный опыт ребёнка. Ознакомление с частями суток лучше начать с бесед. Такие беседы проводятся на занятиях по математике. Для большей заинтересованности детей на занятиях можно использовать игрушку, которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.

Когда дети отчётливо усвоят представление о всех частях суток, научаться определять и правильно называть каждую из них, запомнят цветные знаки, определяющие времена суток, можно приступить к уточнению их знаний о последовательности частей суток. В конце года ,когда у детей уже сформированы знания о частях суток, необходимо раскрыть значение слова сутки. Слово сутки должно выступить как обобщение.

Для закрепления понятий о сутках необходимо проводить игры. Помимо игр, можно провести беседы по таким вопросам как: какое сейчас время суток? Какие части суток бывает ещё?

В средней группе начнут учить детей правильно пользоваться словами вчера, сегодня, завтра. Знакомство с календарём необходимо при подготовке детей к школе , когда приучают их к твёрдому распорядку занятий по часам и дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением чёткой системы временных эталонов, довольно сложные. Овладением знаниями о календарных временных эталонах предполагает ряд умений:

  1. измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения
  2. знать временные эталоны ,их количественную хар-ку, воспринимать их продолжительность

3. осознавать зависимость между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. В «программе воспитания и обучения детей в детском саду» в разделе « развитие элементарных математических способностей »для старшей группы рекомендуется «учить детей последовательно называть дни недели, называть, какой день будет завтра, какой сегодня, какой был вчера» В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять представления о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года». В подготовительной группе, продолжив эту работу, дать знания о календарном годе.

Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была чётко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. В подготовленной группе дети продолжают работать с тем же календарём. Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Для этого должно быть развито чувство времени. Оно побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально использовать его, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека, ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления. Много дополнительных трудностей приходиться преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Уже с первых уроков в классе дети должны работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведённое время, управлять своими действиями во времени, беречь его. Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, всё успевать. Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте, развивать чувство времени. У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

-Знания временных эталонов, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами; -Переживание временных отрезков;

-Развитие у детей умения оценивать временные интервалы

без часов, на основе чувства времени.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго

соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления

от намеченного времени воспринимаются ими особенно

остро.

Упражняя детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, заранее планируя возможный объём работы, мы учим детей более организованно работать, меньше отвлекаться, регулировать темп своей деятельности и больше успевать сделать. Это очень важный навык при обучении в школе.



Предварительный просмотр:

Предварительная работа:

Знакомство с понятиями «один - много»,

Изучение чисел 1,2,3.,

операции с этими числами: сложение, сравнение. Знакомство с порядковым счётом до трёх.

Изучение сенсорных эталонов: геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов.

Изучение понятий «широкий», «узкий», «короткий», «длинный» Оборудование и материалы:

Конверт с «посланием от чисел»,полоски разной длины и ширины, три игрушки для порядкового счёта, плоскостные геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники), сюжетная картинка для решения задачи на сложение (1+2=3), карточки с изображением чисел от 1 до 10, с изображением знаков «больше, «меньше», «равно», «плюс», магнитофон, кассета с математической песенкой.

Ход занятия:

1 .Организационный момент - педагог предлагает детям отправиться в страну Математику, там числа перепутали свои места на числовой дорожке и им нужно помочь.

  1. Дети «приобретают» билеты на поезд (выбирают полоски, ориентируясь одновременно на два признака: ширина и длина - З.Б.Р.) - познавательный акцент: закрепление понятий «широкий», «узкий», «длинный», «короткий»
  2. «Контролёр»-воспитатель проверяет билеты, просит детей взять их в правую руку и показать. - познавательный акцент: закрепление понятий «право», «лево».

4. Игра «Спрячь билетик» - закрепление предлогов «за», «из-за», «под», «из под».

5. Педагог проверяет, все ли дети заняли свои места, (Вася-первый, Толя -второй и т.д.) - познавательный акцент: порядковый счёт по количеству детей (З.Б.Р.)

б. Воспитатель обращает внимание детей на поезд, который едет рядом. Уточняет у детей, кто из пассажиров в каком вагоне едет? -познавательный акцент: закрепление порядкового счёта до трёх.

7. Попав в страну Математику, малыши выполняют задание феи:

Собирают «математические ягодки» (геометрические фигуры по определённому сенсорному эталону, заданному воспитателем) -познавательный акцент: закрепление геометрических форм и основных цветов.

8. Вместе с педагогом дети приходят на помощь пингвину: он не может сосчитать льдинки. Пересчитывают льдинки в правом, затем в левом крылышках, затем в обоих.

Педагог с помощью карточек отображает решение задачи( 1+2=3), вводя в З.Б.Р. математические знаки

Дети вместе с воспитателем прочитывают решение разными голосами. 9. Воспитатель вместе с детьми слышит, как на полянке спорят числа: кто из них больше, и помогают им решить спор. - познавательный акцент: закрепление понятий «больше», «меньше».

Педагог отображает неравенство с помощью карточек на доске, вводя в

«зону ближайшего развития» знаки «больше», «меньше».

10. Дети вместе с воспитателем помогают числам занять свои места на

числовой дорожке. - познавательный акцент: прямой счёт до 10 (работа в

З.Б.Р.)

11. Исполнение математической песенки – создание положительного эмоционального настроя и закрепление прямого счёта до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета «ФГОС в практику ДОО: легко или сложно»

Для преодоления трудностей на этапе внедрения ФГОС ДОО важно выстроить работу по сопровождению педагогов на принципах сотрудничества, активной коллективной деятельности, демократичности взаимоотношени...

Конспект индивидуального занятия по конструированию с элементами математики (для детей со сложной структурой дефекта) Тема «Зоопарк». (Второй год обучения)

занятие для детей со сложной структурой дефекта. Конспект содержит задачи, оборудование, ход занятия. будет интересен воспитателям, дефектологам, логопедам....

Как помочь детям легко запомнить эти сложные буквы.

В данной статье я предлагаю Вам игры, которые незаметно для ребенка помогут выучить буквы.Но для начала хочу напомнить об особенностях восприятия и переработки информации людьми:визуал - человек, восп...

"Математика - это легко"

В материале даны математические игры....

"Математика — это легко".

Очень часто взрослые спешат, что - то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но нужно ли это делать? На многие вопросы ребенок может сам найти ответы, главное не торопить его, пусть даже путем ...

Консультация для родителей средней группы "Математика - это легко"

На многие вопросы ребенок может сам найти ответы, главное не торопить его, пусть даже путем проб и ошибок. У ребенка должна быть потребность к процессу познания.  Конечно, родители могу...

Математика - это легко

Данная статья предлагает родителям ряд игр по математике, в которые они могли бы поиграть с детьми дома. Тем самым оказать неоценимую помощь в овладении ребенком - дошкольником  - ЭМП....