«Организация семейного клуба по формированию навыков правильной разговорной речи»
методическая разработка по теме

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.  Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, рек­лама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_klub.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация семейного клуба по формированию навыков правильной разговорной речи»

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.  Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, рек лама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Книги для детей - равноправные граждане огромной «сувенирной державы», как называл детскую литературу А.М.Горький.

Детская литература является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта — органическое слияние искусства с требованиями педагога. Под педагогическими требованиями подразумевается, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

 К сожалению, следует признать, что традиция семейного чтения, т.е. чтение книг не специально для ребенка-слушателя, а в кругу семьи, чтение книг, важных и значительных как для детей, так и для родителей, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода. Без книги немыс лимо гармоничное развитие человека, потому что она развивает не только интеллект, вооб ражение и память, но и обогащает эмоцио нальное, нравственное и духовное состояние ребенка. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его речемыслительную деятельность — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Вопросы, которые рассматривает данная работа, будут всегда важны для подрастающего поколения. Они всегда будут актуальны и значимы, потому, что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. На основе этого я  разработала инновационный проект по теме: «Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста». Главным направлением проекта было создание клуба семейного чтения «Почитай-ка».  Задача которого состояла в том, что знакомство детей с художественной литературой состоит не только в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Ввести ребенка в мир словесного искусства - это значит ознакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить его к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песни и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

В рамках данного проекта наиболее эффективными показали себя следующие формы работы с родителями: выпуск семейных газет; викторин («В гостях у сказки», «По странам и континентам»); совместное посещение библиотек («Русское подворье», «Песенки и прибаутки», «Рождественские колядки»); семинары – практикумы для родителей с участием работников детской библиотеки («Вечерняя сказка для малыша», «Почитай мне книжку, мама!»); «Читательские посиделки» (знакомство с устном народном творчеством, чтение художественной литературы, а также инсценирование детьми знакомых сказок); «Дни общения»; организация мини – библиотеки.

С целью выявления эффективности проводимой мною работы была проведена диагностика  развития речи детей дошкольного возраста (Методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).

По результатам диагностики были выявлены следующие данные:

Уровень развития речи у детей

Оценочный уровень

Экспериментальная группа

Высокий

25% (5 детей)

Средний

60%(16 детей)

Низкий

15%(5 ребенка)

После проведенной работы с родителями и детьми  была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты:

Уровень развития речи у детей

Оценочный уровень

Экспериментальная группа

Высокий

35% (9 детей)

Средний

65%(17детей)

Таким образом, выбранные мною такая форма работы с родителями и детьми как клуб семейного чтения повышают уровень познавательной активности, речевой активности и эмоционального благополучия детей.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед.учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  2. Андросова В.В. Чтение произведений художественной литературы / В.В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 4. – с. 4 – 8.
  3. Алиева Т. Книга и творчество ребенка. / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. № 10. 1990. – с. 83.
  4. Барташева Н., Кузменкова Е. Воспитание будущего Читателя / Н. Барташева, Е. Кузменкова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 8 – с. 28.
  5. Бехтин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н.Б. Бехтин // Вопросы психологии. 1986. - № 4.
  6. Волков Б.С. Детская психология. / Б.С. Волков – М.: Владос, 2002.
  7. Гриценко З. Ребенок и книга / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3 – с. 49.
  8. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. / Л.М. Гурович / Под ред. В.И. Логиновой. – М: просвещение, 1992.
  9. Зернова Л. Воспитание любви и уважения к книге. / Л. Зернова // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5 – с. 15.
  10. Летова И. Воспитание интереса к книге / И. Летова // Дошкольное воспитание. - №3. – 1991. – с. 7 – 10.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Консультация для родителей "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"

Консультация для родителей " Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"...

"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....

Консультация для родителей на тему: "Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста".

quot;Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,мир реализации нереализуемого"А.С.Спиваковская...

3. Информационный чек-лист "Предпосылки для формирования навыков правильного воспроизведения речи"

Информационный чек-лист "Предпосылки для формирования навыков правильного воспроизведения речи" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....